Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Система работы учителя русского языка и литературы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Финогеева Ольга Павловна-
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Кружилинская СОШ»
Шолоховского района Ростовской области.
слайд №2
Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Он является обязательным для всех выпускников
Опыт работы показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
* индивидуального подхода, учитывающего особенности конкретного учащегося;
* системности.
слайд № 3
Я считаю, что подготовка к ЕГЭ начинается в 5 классе. Уже тогда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами.
Пятиклассники ведут тетрадь-накопитель, где систематизируют полученные знания в форме таблиц, разрабатывают алгоритмы. Ведь по окончании учебного года они вынуждены сдавать учебники в библиотеку и найти нужное правило им потом будет сложнее.
слайд № 4

слайд №5
Организацию подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ  начинаю со знакомства с демонстрационными материалами на консультации по русскому языку.

КИМы по русскому языку составлены таким образом, что позволяют проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая.
слайд №6
Составляется график посещаемости. Ученики еженедельно в определенный день приходят со своими вопросами к 8 часам. Каникулярное время не является исключением.
Ф.И. 7 14 21 28 5 12 19 26 2 9 16 23
Долгова Зыков Зыкова Лиховидова Магомедов Овчаров Пахомова Софина В старших классах провожу мониторинг качества знаний. Во второй декаде сентября провожу входную контрольную работу, которая позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится для детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только в школе, но и дома. Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.
слайд №7
Результаты выполнения проверочных, самостоятельных и контрольных работ фиксирую в диагностических картах.
Ф.И. Кол-во баллов Оценка Годовая оценка
Долгова 18 3 4
Зыков 13 2 3
Зыкова 19 3 4
Лиховидова 18 3 4
Магомедов 15 2 3
Овчаров 16 2 3
Пахомова 19 3 4
Софина 24 3 5
слайд 8
Это позволяет отслеживать динамику роста учебных достижений.
Ф.И. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Долгова 1 + + + 3 + + + 2 + + + + Зыков 1 + + 2 + + + 1 + + +
Зыкова 1 + + + 3 + + + + + 1 + + + Лиховидова 2 + + + 3 + + + 2 + + + + Магомедов 1 + + 2 + + + 1 + + + Овчаров 1 + + + 3 + + + 1 + + + Пахомова 2 + + + + 4 + + + 2 + + + + + +
Софина 2 + + + + 4 + + + + + 2 + + + + + +
слайд №9
Планировать индивидуальную работу по коррекции знаний учащихся.
Индивидуальный лист.
Долгова 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Сентябрь 1 + + + 3 + + + 1 + + + 2
Октябрь 1 + + + 4 + + + 2 + + + + 2
Ноябрь 1 + + + + 3 + + + 1 + + + + 2
Декабрь 2 + + + + 4 + + + + 2 + + + + + 3
Янарь2 + + + + 4 + + + + + 2 + + + + + + 3
Февраль 2 + + + + 5 + + + + + 2 + + + + + + 4
Март 2 + + + + 5 + + + + 2 + + + + + + 4
Апрель 2 + + + 5 + + + + 2 + + + + + 4
Май 2 + + + 5 + + + + + + 2 + + + + + + + + 4
слайд № 10
Учеников знакомлю с источниками, где они могут найти правила, а также называю параграфы.
№ §
1 Определение главной информации текста 2 Средства связи предложений в тексте 3 Определение лексического значения слова Словарь Ожегова
4 Постановка ударения Орфоэпический словник
5 Употребление паронимов 6 Морфологические нормы (образование форм слова) 74, 104, 111,
7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 75, 135, 176, 194
8 Правописание корней 50-52
9 Правописание приставок 53-54
10 Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-) 97, 105
11   Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий 91
12 Правописание НЕ и НИ 153
13 Слитное, дефисное, раздельное написание слов 147, 150
14 Правописание -Н- и -НН- в суффиксах 105,139
15 Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами 186-187, 204
16 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами 191-198
17 Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения 199
18 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении 205-215
19 Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи слайд №11
Всем ребятам раздаю учебники по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, где собраны все правила за курс 5-9 классы.
слайд № 12
Создаем алгоритм решения «задач». Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Например:
Приставки Примеры
Неизменяемые в- (во-) (взо-), вы-, до-, за-) изо-), на-, над- (надо-), не-, недо-, о-, об- (обо-), от- (ото-), па-, пере-, по-, под- (подо-), пра-, пред- (предо-), про- (разо-), с- (со-), из-, у-
На з-сбез- (бес-), из- (ис-), вз- (вс-), низ- (нис-), воз- (вос-), раз- (рас-), роз- (рос-), ч(е)рез- (черес-)
Пре- , при- Неполнота действия
Приближение
присоединение
причастия
н нн1 В образованных от глагола несов. вида /крашеный/ 1. В образованных от глаголов сов. вида. /решенная задача/
2. Без зависимого слова./жареный/ 2. С зависимым словом /жаренная в духовке/
3. Без приствки или с приставкой не /некрашеный/ 3. От глаголов с приставкой /поджаренный/
4. Без суф-са –ова-, -ева- 4. С суф – ми –ова-, -ева. /образованный/
5 В кратких причастиях Прилагательные
Н НН
В суф-ах –ан, -ян, -ин
/кожаный, серебряный, орлиный/ Основа на Н + -Н- / туман+н-ый/
В суффиксах _ОНН-, -ЕНН- (-ЁНН-) /лекционный, утренний/
Исключения:
Стеклянный
Оловянный
Деревянный Исключение: ветреный, но безветренный
слайд №13
При систематизации и повторении теоретического материала в старших классах также используется принцип структурирования. Например, задание №14 проверяет знание правил правописания Н, НН в разных частях речи. Повторить теоретический материал можно с помощью такой таблицы:

Слайд 14
Рядом с доской расположен информационный стенд с терминами изобразительных средств. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
Важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Если ученик может не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, он может переходить к следующему заданию. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.
слайд №15
В кабинете есть стенд «Подготовка к ЕГЭ», на котором размещены различные полезные материалы, в том числе критерии оценивания задания №25, образцы заполнения бланков ответов и примерная шкала перевода баллов.


Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку - это часть С. Ребятам предлагается написать сочинение - рассуждение.
слайд № 16
Опыт работы показывает, что пособие Н.А. Сениной предназначено для интенсивной подготовки к сочинению С1 в ЕГЭ по русскому языку. Авторы, имеющие огромный опыт работы и создания подобных книг, постарались представить материал в максимально доступной для выпускника форме.
Именно там кроется план работы над сочинением.
Пособие содержит систематизированные теоретические сведения о структуре и компонентах сочинения-рассуждения, а также разработанные авторами задания к ним и методику подготовки к выполнению части С. Отличительной особенностью книги является большое количество схем и таблиц, что способствует оптимальному восприятию и запоминанию материала. В пособие включено также много разнообразных и оригинальных упражнений, часть которых дана в тестовой форме и снабжена ответами.
Анализируя  текст, учащиеся должны рассматривать его в 4-х аспектах:
1. Проблема, поставленная в исходном тексте.
2. Комментирование проблемы относительно исходного текста                             (комментарий – рассуждение, пояснительные и критические замечания о чем-либо).
3. Авторская позиция.
4. Собственное мнение, подкрепленное тремя развернутыми аргументами.
При выполнении части С учащиеся должны четко помнить составляющие части любого сочинения.
1. Вступление (Обозначение темы, круга проблем, затронутых в исходном тексте; выражение отношения автора сочинения к данным проблемам, их общественной значимости).
2. Основная часть (Отражение и комментирование основных суждений автора исходного текста; приведение аргументов, подкрепляющих эти суждения и связанные с ними собственные соображения автора сочинения)
3. Заключение (Итог рассуждения с выражением личного мнения о тексте и проблеме).
Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену.
слайд №17
Результаты независимой внешней оценки выпускников (ЕГЭ) за последние 5 лет показывают:
Год Кол-во выпуск Порог
балл Среднбалл От70-100 От50-70 До 50 Ниже порг балла Выше порог балла
2011 15 36 59 3чел.-20% 10чел-66% 2чел-13% - 15чел-100%
2012 9 36 64.66 2чел-22% 7чел-77% - - 9чел-100%
2014 5 24 60.6 - 5чел-100% - - 5чел-100%
2015 5 24 77.4 4чел-80% 1чел-20% - - 5чел-100%
2016 8 24 79 8чел-100% - - - 8чел-100%
Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе.
Уважаемая коллега, здравствуйте. Ваш адрес прибытия и проживания на практикуме с 14 часов 13 августа:Сочи-Адлер, ул ВЕГЕТАРИАНСКАЯ, дом 14, управляющая Даша. Код входа 789 (одновременно) Время заезда 14 часов 05 августа. Иметь копию диплома и паспорта в электронном виде, зачетную работу по теме.1. Из аэропорта СОЧИ-АДЛЕР (Внимание! В сторону Сочи, а не Красной Поляны. Остановки автобуса № 105 в аэропорту находятся рядом. Не перепутайте).Автобусом № 105 следовать 5-6 остановок в сторону Сочи до остановки "Вагонное депо" на ул. Ленина /ул.Голубые Дали.2. От ж\д вокзала СОЧИ-АДЛЕР. После выхода из здания вокзала перейти по пешеходному переходу под виадуком на другую сторону трассы.Автобусом (любой проходящий в сторону Сочи, в т.ч. и № 105) следовать 2 остановки до остановки "Вагонное депо" на ул. Ленина /ул.Голубые Дали.После выхода на остановке "Вагонное депо»: пройти по ходу движения автобуса вперёд 50 метров по ул Ленина, увидите здание с надписью отель «АФРОДИТА», двигаться по тротуару улицы Голубые Дали до магазина «Живая рыба/Живое пиво» (около 100 м) , за магазином на перекрестке перейти улицу Голубые Дали и далее по ул ВЕГЕТАРИАНСКАЯ ПРЯМО 100 м до дома 14, по ул. ВЕГЕТАРИАНСКАЯ. хозяйка Даша, список для размещения у неё имеется (код входа 789)При движении на такси :Проезжаете по ул. Ленина остановку "Вагонное депо» и за АЗС ЛукОйл _ ПОВОРАЧИВАЕТЕ на улицу Голубые Дали). ДАЛЕЕ, через 100 метров (за магазином «Живая рыба/Живо пиво» поворот налево на ул. ВЕГЕТАРИАНСКАЯ и ПРЯМО до дома № 14 с правой стороны улицыПри движении на такси (лучше заказать предварительно, тел 8-918-307-05-35, Роберт, дорогу знает). Регистрация и доплата в 16.30 по этому же адресу, в беседке двора. Общий сбор в 18 часов по улице ЛЕНИНА 256/3. С уважением, Лыков ВД, Сочи, 8-928-853-79-52