Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся классов компенсирующего обучения как стратегия развития учебной мотивации


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
1 Логинова Н.Г. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся классов компенсирующего обучения как стратеги я развития учебной мотивации Мотивация является важным структурным компонентом любой деятельности. Так, В. Г. Леонтьев отмечает, что «мотивационный механизм есть система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого повед ения и деятельности» [1 , 61]. Мотивационная составляющая - это психологическая основа обучения , разви тие которой зависит от многих факторов, в том числе уровня сформированности высших психических функций. С другой стороны н едостаточный уровень развития познавательных процессов у учащихся классов компенсирующего обучения как правило приводит к незрелости м отивационной сферы, что выступает как один из ведущих факторов, препятствующих не только усвоению образовательной программы и ее практической части, но и формированию личности, что лежит в основе неуспешности ученика [3 , 103 ] . Поэтому важно в классах компенсирующего обучения проводить работу по развитию высших психических функций. Одним их видов данной работы является активизация мыслительной деятельности учащихся. На физиологическом уровне мыслительная деятельность формируе т- ся поэтапно, но для повышен ия к ачественной характеристики развития мышления учителю наряду с другими специалистами (психологом, дефе к- тологом) необходимо активизировать его становление. Активная познавательная деятельность должна быть организована с самого начала занятия. Активность учащихся на последующих этапах з а- нятия во многом зависит от того, как организована его деятельность в начале занятий, от того, как сумеет учитель с первых же слов овладеть их 2 вниманием, увлечь темой. Так, п роблемы, задачи, вопросы в начале урока могут быть поставлены при помощи видеофрагментов, диафильмов, тел е- визионной вставки. Активность учащихся, их интерес к изучаемому материалу, развитый в начале занятия, должны быть поддержаны до конца занятия. Анализ психолого - педагогической литературы показал выде ление различных приемов по активизации мыслительной деятельности. На осн о- ве анализа мы использовали следующую классификацию : 1. Задачи и задания проблемного характера. В педагогическом процессе задача является одним из средств овл а- дения системой научных з наний, формирования умений решать жизне н- ные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, треб у- ет от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизв е- дения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на извест ное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неи з- вестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулир у- ет мышление школьников, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам и и сре д- ствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их б у- дущей практической деятельности. Решение задач максимально мобилиз у- ет и развивает такие умственные операции, как анализ и синтез, абстраг и- рование, сравнение, конкретизация, обобщени е, обучает учащихся пр а- вильному, применению этих операций в своей познавательной деятельн о- сти. Этот процесс вносит в занятие эмоциональное оживление, усиливает учебную мотивацию. 2. Проблемные вопросы. Учитель на уроке использует вопросы, направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний учащихся. Путем задавания вопросов можно организовать активную познавательную деятельность учащихся, можно направить познавательную деятельность на определение 3 сходства и различия, на обобщение и доказат ельство, выявление причин тех или иных явлений. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность учеников. Целесообразно з а- давать вопросы, содержащие область неизвестного, требующих поиска н о- вых знаний (проблемные воп р осы) . Характерными признаками проблемн о- го вопроса являются: - наличие неизвестного, спорного, неясного, которые создают позн а- ва тельную трудность; - опора (связь) этого неизвестного, спорного на ранее усвоенные зн а- ния. Важно научить учащихся правильно формул ировать вопросы и уместно их задавать, что является также одним из приемов активизации их познавательной деятельности, развития логического мышления. Подобная работа успешно осуществляется во время дискуссий. 3. Сталкивание мнений различных авторов, исслед ователей данной проблемы. В процессе изложения отдельных теоретических положений преподаватель приводит мнения различных ученых, показывая на разн о- гласие в их подходах к решению данного вопроса. В одном случае педагог на этом же занятии высказывает свое мн ение по этому вопросу, обоснов ы- вает правильность или наоборот, неточность того или иного подхода, а в другом — оставляет этот вопрос для самостоятельного обсуждения уч а- щимися, а на одном из очередных занятий вновь возвращается к этому в о- просу, проверяет пр авильность его решения . 4. Учитель делает вывод не до конца, т. е. рассмотрев основные св е- дения, показав направление решения вопроса, задачи дает возможность самим учащимся сделать выводы обобщения. 5. Поддержание интереса с помощью вопросов типа: «Откуда пол у- чилось...?», «Почему...?», «Каким именно образом...» и т. д. 6. Лженеумение, лжезатруднение. При решении той или иной пр о- блемы, задачи учитель создает такую обстановку, сам как бы оказывается в 4 затруднительном положении, «не знает», как дальше действо вать, и пр и- глашает учащихся вместе подумать, искать выход из положения; 7 . Умелое использование пауз, в которые учащиеся анализируют п о- лученные сведения. Длительность паузы не должна превышать 7 — 10 с. Так как м ыслительные способн ости и учебная мотивация учащихся активно развиваются в творческой деятельности , поэтому важно использ о- вать задания творческого характера. К таким заданиям относятся: 1. «Вопросы к автору» . Ребятам предлагается дома подготовить в о- просы автору произведения, изоб ретения, открытия , которые могли бы лучше и глубже понять смысл или значение изобретения, а может быть, особенности его применения в практической деятельности. Учащиеся, к о- торые получают установку представить себя автором изобретения, откр ы- тия, дома собирают разнообразную ин формацию, чтобы на следующем уроке быть готовым к ответу на неординарные вопросы, которые могут им задать одноклассники. Ролевая установка других учащихся – журналисты, которые берут интервью у автора изобретения или открытия. Эти задания по своей психолог ической сути тесно связаны с серией заданий, в основе которых лежит подготовка к ролевым играм на уроках [ 2, 50 ] . 2. «Игра – диспут» . Проводится на уроке, но подготовка к ней ведё т- ся дома, с учётом ролей, выбранных ребятами. Ученикам предлагается представи ть себя учителем и выбрать оптимальный, с их точки зрения, в а- риант объяснения того или иного учебного материала. 3. « Коллективная дискуссия» . Для этого класс разбивается на гру п- пы, каждая из которых будет отстаивать свою позицию, свой взгляд на проблему. Ученики к предстоящей дискуссии готовятся самостоятельно. Кроме этого, для проведения коллективной дискуссии от класса необход и- мо выдвинуть технического и научного экспертов, которые также должны специально готовиться. Организационную и техническую часть (карточки, пла каты, таблицы ) готовит технический эксперт, а научный готовится к 5 анализу различных точек зрения на проблему с позиций современных научных взглядов [ 5, 38 ] . 4. «Кроссворды» . Можно предложить детям возможность составлять и разгадывать свои кро ссворды по определённому предмету. Особенно эффективны кроссворды при повторении и обобщении изученной темы, раздела, произведения. Таким образом, в целях развития учебной мотивации учащихся кла с- сов компенсирующего обучения важно проводить работу, направл енную на активиза цию мыслительной деятельно сти, что приведет к успешности ученика. Литература: 1. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности : учебное пособие / В. Г. Леонтьев. – Новосибирск : изд. НГПИ, 1987. – 92 с. 2. Развивающи е задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс / сост. Е. В. Языканова. – 3 - е изд., стереотип. – М.: Изд - во «Экзамен», 2010. – 79 с. 3. Шамарина, Е. В., Чернухина, Е. Е. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы младших школьников с ЗПР / Е. В Шамарина, Е. Е Чернухина : учебно - методическое пособие. – М.: Книголюб, 2006. – 208 с.