ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Ф.Т.Такахоучитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа №6» а. ГабукайТеучежского района Республики Адыгея
Ребёнок – это изумление и вера в чудо. Ребёнок – это грёзы и мечты, восторг и радость, шалости, проказы. И в это же время – это ревность, зависть, агрессивность, соперничество и обиды.
Ребёнок - это слабости и опасения, зависимость и разочарование, капризы, доверчивость и уязвимость, наивность, искренность и доброта. Ребёнок – это беззащитность, это… коктейль.
Ребёнок подражает, и, подражая нам, воспитывает сам себя. И если мы, общаясь с ним, полны любви и ласки, он будет переполнен лаской и любовью к тем, кто рядом с ним. Когда же мы жестоко подавляем ростки ребячьей агрессивности, мы только разжигаем всю агрессивность, тлеющую в нём, поэтому нам надо, прежде чем начать воспитывать ребёнка, получше присмотреться к самому себе.
Какие бы мы не испытывали чувства, не надо что-то нам предпринимать, когда мы в состоянии аффекта. Как гласит пословица, нужно «Семь раз отмерить и один раз отрезать»– тогда лишь ждёт желаемый эффект.
Но чтобы конечный результат всех наших воспитательных воздействий был действительно желаем, нам надо образно представить, чем наполнен наш ребёнок, его стремления и просьбы, поступки, чувства и мечты.
Мы – не судьи, не нам подвластен приговор. Нельзя увлекаться рьяно так процессом «управления» ребёнком и нельзя вступать с ним в бесплодные дебаты. Нужно очень стараться не «дрессировать» малыша, а выбирать самые «удачные» моменты для воспитательных бесед наедине. И постараться дать себе сами все ответы на вопросы, кто мы в глазах ребёнка – обличитель, диктатор или же доброжелатель, который нужен малышу.
Умение слушать – также замечательный способ повлиять на ребёнка. Если ребёнок чувствует, что мы его слушаем внимательно, это значит не только то, что взрослый проявляет заботу, но и то, что он понимает всё, о чём ему говорят. Очень важно дать ребёнку возможность высказать всё, что он думает. Даже если что-то в его словах злит или пугает нас, всё же очень важно дать ребёнку высказаться. Нет ничего плохого в том, если ребёнок будет знать о нашем отношении к его мнению, но нельзя забывать, что он тоже может злиться или бояться, говоря об этой проблеме, и очень надеется на ваше терпение и готовность помочь.
Как упоминалось и маленькие дети тоже могут научиться ценить своё тело и следить за его здоровьем. И конечно, некоторые из них, прочитав статью в журнале, услышав историю на детской площадке или на уроке в школе, непременно зададут конкретные вопросы о наркотиках или же об аморальном поведении. В таких случаях мы советуем отвечать прямо и внимательно слушать ребёнка, чтобы понять, что именно он хочет узнать. Нельзя стараться, чтобы ребёнок узнал больше, чем нужно. Если налажено общение, то он всегда спросит, когда будет готов к этому. Итак, говорить нужно с детьми о здоровье вообще, рассказывать, как работает мозг и другие органы.
Все дети подвергаются влиянию, полностью защитить их от разных правонарушений невозможно, поэтому необходимо доказать им, что решение принимают только они. Помочь – то им можем, но часто дети не обращаются к нам за помощью, поэтому мы должны быть уверены, что снаряжение, которое они получили от нас, не подведёт.
Иногда всё, что нужно ребёнку для сопротивления возможному влиянию, - это осознание, что не все люди идут не по правильному пути.
Чем больше участия принимают родители или опекуны в жизни ребёнка, тем меньше вероятность того, что у него возникнут проблемы с аморальными действиями и поступками, и больше надежды, что он будет очень ценить свои взаимоотношения со взрослыми.
Активный подход к воспитанию детей даёт колоссальный положительный эффект на отношения между членами семьи, что вполне объяснимо. Если мы знаем, где и с кем находятся наши дети, и устраиваем семейный ужин 6-7 раз в неделю, мы просто будем лучше знать друг друга. От этого может быть только польза. В семьях «активного подхода» вероятность аморальных действий и поступков гораздо ниже.
Дети часто ждут от взрослых руководства, не прося об этом прямо: иногда они просто наблюдают и подражают. Пугает, как много в нашем поведении того, чему мы бы не хотели, чтобы дети подражали. Но подражание – это ещё и возможность обучения, не сопровождающегося словами.
Младший школьный возраст – очень важный период в формировании личности ребёнка, его нравственных качеств, общественной направленности, в овладении нормами поведения. В поведении младшего школьника большую роль играют чувства. Он лишь постепенно научается овладевать своим поведением, задерживать свои непосредственные побуждения, если они противоречат общественным требованиям и общественным задачам. В младшем школьном возрасте формирование нравственных чувств опережает осознание ребёнком нравственных принципов, нравственных норм. Часто ребёнок не может объяснить, почему следует поступить так, а не иначе, но моральное чувство подсказывает ему, что хорошо и что дурно.
Многочисленные данные исследований и факты повседневных наблюдений указывают на то, что наши дети уже в младшем школьном возрасте хотят участвовать в общественно важных делах, хотят быть полезными своей Родине, способны увлечься широкими общественными задачами.
В формировании общественных качеств личности младшего школьника важную роль играет не только школьный, но и семейный коллектив. В этом отношении имеет большое значение, как организована жизнь семьи, каково повседневное поведение родителей и других членов семейного коллектива, какие взаимоотношения складываются внутри семьи и каково отношение членов семьи, в первую очередь родителей, к другим людям, к труду, к общественной жизни и т.д.
Замечательный педагог А.С.Макаренко, обращаясь к родителям, писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету – всё это имеет для ребёнка большое значение». И дальше: «Истинная сущность воспитательной работы… заключается вовсе не в наших разговорах с ребёнком наедине, не в прямом нашем действии на ребёнка, а в организации нашей семьи, нашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребёнка».
Самообслуживание ещё не вводит ребёнка в общую трудовую жизнь семьи; оно направлено только на обслуживание самого себя, поэтому недостаточно для воспитания ребёнка как члена коллектива, воспитания у него правильного отношения к другим членам семьи. Участие в труде, нужном для всей семьи, воспитывает у ребёнка заботу по отношению к другим её членам, привычку считаться с потребностями других людей, чувство ответственности за своевременное выполнение своих обязанностей и т.п. Эти качества становятся устойчивыми чертами личности ребёнка при том условии, если не только в школе, но и дома жизнь ребёнка будет организована так, чтобы воспитывались эти качества.


Литература:
Макаренко А.С. Избранные педагогические произведения, Учпедгиз, 1946.
Божович Л.И., Конникова Т.Е. Формирование личности советского школьника в процессе пионерской работы. Журнал «Советская педагогика», 1954, № 2.
Крючкова Г.Я. Не оступись… , Краснодарское книжное издательство, 1988.