Родительское собрание на тему: Роль отца в воспитании казачонка

Родительское собрание с учащимися 5 класса
Тема: Роль отца в воспитании казачонка.
Цель: Осознание роли отца в воспитании на региональных традициях.
Форма проведения: деловая игра.
Оформление: класс оформляется в виде куреня, на доске фотографии детей вместе с папами, семейные газеты, родословные, пословицы:
« Если в доме нет отца, значит, в ней нет одной стены», « Ребенок-памятник отцу», «Чти отца своего и матерь свою». Рядом с доской выставка книг. На столе бейджики с именем и отчеством пап, сочинения на тему:
« Мой папа», « Каким я буду отцом?», « Каким должен быть отец?».
Встреча гостей. /Муз. фон- казачьи песни/
Перед собранием казачата встречают гостей и пап. С папами они проводят методику « цветопись», которая изучает психологическое состояние пап до собрания. / Предлагается выбрать один из 7квадратиков предложенных цветов, каждый цвет соответствует определенному настроению. Красный -радостное, активное, желтый- весёлое, зеленый -спокойное, фиолетовый –тревожное, синий-нежность, черный -печальное, белый- утомление/
Здорово ночевали! Мы начинаем наше родительское собрание тема которого: «Роль отца в воспитании казачонка». На нашем собрании присутствуют гости /список/
Кл.рук.1. Введение Папа! Какое красивое и сильное слово! Много говорится о том каким должен быть хороший отец. А какими же хотят видеть своих отцов дети?
Вряд ли кто-нибудь из отцов задавал этот вопрос детям. А мы решили задать и попросили детей написать сочинения на темы:
« Каким должен быть отец?», « Мой папа», « Каким я буду отцом?» итоги конкурса отгадайте где сочинение вашего ребенка А сейчас послушайте выдержки из сочинений. К сожалению не все сочинения оказались такими замечательными. Послушаем маску откровения./ см. приложение №1/ Маска откровения.
Меняются времена, меняются наши представления о жизненных ценностях. Еще совсем недавно для любого мужчины настоящим унижением был намек, что он неважный отец и плохо справляется со своими родительскими обязанностями. В последние годы всё больше говорят о роли матери в воспитании детей. Но ведь недаром говорится: « Если в доме нет отца, значит, в нем нет одной стены». Народная пословица гласит: « Ребенок-памятник отцу». Иного памятника большинство из отцов воздвигнуть себе не может. Поэтому больно видеть, что некоторые отцы пренебрегают этой самой главной заботой, рискуя оставить после себя не памятник, а сорную траву.
2. Анализ проблемы.
Отцовское влияние- это огромная и благородная сила в воспитании детей. Беда сегодняшнего общества, что эта сила часто не ощущается.
В середине 50-х годов в США вышла книга под характерным названием « Отцы – тоже родители». Самим названием авторы несмело, намеками сообщали, что не надо, мол, совсем сбрасывать со счетов мужчину в воспитательном процессе. Прошло пол столетия, а проблема осталась. Когда говорят о влиянии семьи на ребёнка, обычно имеют в виду влияние матери. В школу на родительские собрания приходят в основном женщины-матери и бабушки, больничные листы в поликлинике выдают тоже чаще матерям - такова укоренившаяся практика.
Различия в мужской и женской воспитательной стратегиях, безусловно, существуют. Знаменитый психолог и философ Эрик Фромм выделяет 2 типа любви: отцовский и материнский. Отцовская любовь более взыскательна и справедлива: ребёнка любят за достоинства и заслуги. Материнской любви чужда объективность: ребёнка любят за то, что он есть.
По мнению Фромма, любой человек для нормального развития нуждается и в материнской, и в отцовской любви, любой крен в одну сторону ведёт к искажению мироощущения и нарушению поведения. Фромм считал, что западное общество становится всё более « безотцовским». Поколение современных детей формируется в атмосфере катастрофической утраты отцовского авторитета. Отсутствие отца, даже при его формальном наличии, - огромная беда.
Матери не могут заменить отца, им не по силам эта роль.
3. Как интересно переплетается возрастная психология с традициями Донских казаков.
Казачонка стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд у казаков сохранился до наших дней. Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня и угадывали судьбу: схватится за гриву - будет жить, заплачет, повалится с коня- быть убитому. У ворот родного куреня казаков встречали женщины: « Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительнай»
Важно для казачонка было получение первых штанов. Первые штаны он получал в три года, когда у казачонка формируется самостоятельность и уверенность в себе. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. И это не случайно.» Лучшая легкая конница мира» начиналась с широких домотканых штанишках на одной или двух помочах при соответствующих количествах пуговиц на животе. Штаны становились не только первым предметом для верховой езды, но и признаком его мужского достоинства, признания его уже « большим». « Настоящими штанами» считались шаровары либо брюки с лампасами.
В семь лет, когда происходи активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в этом мире, крестный стриг подростка « в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню, облачившись в новую мужского покроя одежду, мальчик первый раз шел к исповеди. Крёстный был теперь духовным наставником и участвовал в воспитании и подготавливал к ратной службе. Вечером, после обильного угощения с приглашением всех родных, казачонок брал свою постель и переходил на мужскую половину. Братья осматривали его постель и выбрасывали подушки, тюфяк и одеяло, если считали их слишком мягкими, говоря:
- Ты, брат, теперь не ребёнок. Ты теперь, считай, полказака!
С этой минуты наказывать казачонка могли только мужчины. О каждом замечании, полученном от старших (даже посторонних чужих людей), он обязан был немедленно сообщить отцу, крестному, дедушке или старшему брату. Матери, крестной или бабушке они уже не жаловался и защиты у них не просил. Если старшие мужчины отлучались, то мальчик, перешедший на мужскую половину, мог получить от отца приказ: « Дом смотри, женщин береги». А вот сладости давали как вознаграждение.
Постепенно то, что мальчик становился хозяином и главой семьи становилось реальностью. На его попечении были мать, бабушка и сестры.
К 10 годам это положение было уже действительностью. И если мальчик еще не мог приказать матери или бабушке, то сестры, даже старшие, слушались его беспрекословно. «За дурь» его уже наказывали без снисхождения на возраст. И каждый поступок обсуждался всеми мужчинами рода.
Обряд « Под шинель». Через Совет стариков с просьбой признать сына казака .главой семьи обратилась казачка..
Совет стариков принял решение проверить как казак. знает историю казачества.
/становят на стул и набрасывают шинель на плечи, дарят подарки.. /
Подарок от мамы- ключ от дома. Мама произносит слова: «Теперь ты моя, надежда и опора»
В 17 лет крестный вручал крестнику шашку, после того как малолетку приписывали к полку.
В 19 лет зачисляли в казаки и приводили к присяге на верность службе. К присяге он шел бритоголовым. Эта стрижка обозначала его расставание с гражданской жизнью и вступление в военную. /Песня когда мы были на войне- ансамбль « Станичники»/
Деловая игра
1.Приветствие: Уважаемые папы и казачата!
-Готовы ли вы работать в форме игры?
-Готовы ли вы сотрудничать во время игры?
Для начала используйте в своей группе вернейшее средство, которое сближает людей. Что это? /улыбка/ улыбнитесь друг другу. Почувствуйте энергию улыбки.
2.Тема игры: Роль отца в воспитании казачонка.
Мы поговорим сегодня об отцах, о тех, кого с гордостью можем назвать воспитателями детских душ.
Аплодисменты всем отцам в мире: вашим нынешним и будущим, особо бурные аплодисменты нашим пришедшим папам, героям сегодняшнего дня. Мы ценим вас, восхищаемся вами. Мне хочется подарить вам как введение в тему нашего общения очень оптимистический отрывок из статьи Ричи Уоррена « Одинокий мужчина».
Вы только вспомните, сколько раз мужчины спасали мир от краха, компании от банкротства по долгу своей службы. Неужели вы в самом деле думаете, что они не способны на подобные подвиги ради собственного семейства? Только посмотрите, какое количество отцов каждые выходные, отказывая себе в заслуженном отдыхе на диване, ходят с детьми на футбол, в кафе-мороженое, зоопарк, музей. И по утрам провожают детей в школу, между прочим не только мамы. Я вообще считаю, что каждый мужчина, если ему не мешать с самого начала и дать привыкнуть, способен сделать всё для семьи и детей. Конечно, не сразу, не так умело, как это делают женщины и матери, но со временем ничуть не хуже. И вряд ли кто имеет право мешать им заботиться о собственных детях. В них чувство отцовства заложено природой. Только мало кто об этом помнит и говорит.
4. а) « 10 правил образцовых отцов » -команда пап
А сейчас я попрошу вас составить правила «образцовых пап» сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод на ватмане и зачитать. Примеры: « Всегда играй со своим ребёнком, « Спрашивай его об интересах, увлечениях»,
« Бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж»
б) Советы казачат папам. Сначала индивидуально на листочке, затем составить общий свод на ватмане и зачитать. Примеры: меньше смотри телевизор, будь чаще дома, обращай на меня внимание.
Пока выполняется задание ансамбль « Станичники» исполняет песню.
Как Вы думаете, зачем мы составляли эти правила? ( Чтобы выполнять их).
Мы просили детей дать советы своим папам, давайте проанализируем их.
- Какие эмоции вызывают у вас советы?
-Как хочется их прокомментировать?
-Что Вы заметили, анализируя советы?
Вывод: Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребёнка и получением выгод и лишь изредка можно заметить проявление искренней заботы об отце.
5. Проблемы глазами казачонка.
С казачатами было проведено анкетирование. Были заданы 5 вопросов относительно отцов.
1.Сколько времени вы общаетесь с папой в день?
2. Как часто папа спрашивает как дела в школе?
3.Учит ли папа с вами уроки

·4.Планируете ли вы вместе как будете проводить выходные
5. Где вы бываете вместе с папой.
С папами проведен тест « Отец в семье» / см. приложение №2/,
который позволяет выявить тип отцовства. Существует 3 типа отцов:
« традиционный отец», « отец-кормилец», «современный отец».
« Традиционный отец»- глава семьи, представляет её интересы во всех « внешних» отношениях, является последней инстанцией в решении всех вопросов, связанных с воспитанием ребёнка. Он несколько суров, придаёт слишком большое внимание дисциплине, выполнению детьми своих обязанностей. По мере взросления ребёнка начинает принимать большое участие в воспитании, особенно сыновей. С детьми сдержан, поэтому особо тёплых отношений с ними нет.
« Отец- кормилец» предоставляет жене полную свободу в воспитании детей. Даже в свободное время не горит желанием заняться детьми. Неудивительно, что дети со временем перестают относиться к нему серьезно. Такие отцы ограничиваются только функцией материального обеспечения семьи, не вникая в другие её проблемы.
« Современный отец». Для такого отца все дела, связанные с ребёнком, привычны и очевидны. Хотя у него не так много свободного времени, как ему хотелось бы, вечера он обычно проводит с детьми. Он любит их, часто говорит им об этом, умеет не только играть со старшими детьми, но и пеленать грудных. Дети его обожают. Со своими проблемами они в равной степени обращаются и к нему, и к матери.
Результаты тестирования.
6. Мозговой штурм. Александр Сергеевич Грибоедов почти 200 лет назад написал:
Не надобно другого образца,
Когда в глазах пример отца. Актуальны ли они в наши дни?
Мы предлагаем поработать дальше.
Команда мальчиков -написать какие слова я чаще слышу от своего папы
команда пап-какие слова мы говорим казачонку,
команда гостей-какие слова еще можно сказать казачонку.
Пока выполняется задание ансамбль « Станичники» исполняет песню.
А вот такие слова ещё можно говорить своему казачонку / см. приложение №3/.
7.Задания с обыгрыванием. /дать установку, правила игры/
Папы и дети получают задания в конвертах, которые им необходимо обыграть.
Задания для детей, исполняющих роль родителей.
1. Вы открыли дневник и увидели, что у вашего казачонка «2». Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
2. Казачонок пришел домой без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.
3. Вы поручили казачонку что-то сделать, а он ничего не сделал. Ваша реакция?
4.Ваш казачонок опоздал в школу, и вам сказали об этом одноклассники. Ваша реакция?
Задания для родителей, исполняющих роль детей.
Вы получили «2» по истории казачества, за то что не знаете свою родословную.
Вы идете домой без сменной обуви, в школе забыли, а папе говорить не хотите, надеясь завтра найти.
Папа попросил вас что-то сделать, а вы не сделали, как объяснить это папе?
Вам надо объяснить, почему вы опоздали в школу?
Пока выполняется задание ансамбль « Станичники» исполняет песню.
После каждого выступления групп слово предоставляется экспертам- психологам.
Вывод: Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны и, возможно узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение. И каждый наверняка сделал для себя определённые выводы.
Непросто быть отцом, трудна, сложна, ответственна эта миссия. Сыновья подрастают, чем-то радуя вас, а чем-то разочаровывая. Мальчишки -особый народ, беспокойный и непоседливый, и чтобы ваш сын вырос настоящим мужчиной, нужен огромный труд вашей души, ум , такт, мужская строгость, твердость, терпение и взаимопонимание. Мальчику необходимо мужское влияние, воспитание мужских качеств, таких, как мужское достоинство, рыцарское отношение к женщине, умение брать на себя ответственность, способность к труду, и множество других качеств, присущих настоящему мужчине.
8. Награждение.
Лучшие родители, конечно достойны наград. Сегодняшней нашей наградой будет грамота « Замечательного родителя».
Уважаемые папы, дедушки, дяди! Для каждого из вас приготовлен сюрприз. Как вы думаете- приятный? Мы думаем, что да. Вас ждут письма ваших детей, которые они надеюсь написали с теплотой и любовью.
/желающим предлагается поделиться своими переживаниями./
9. Рефлексия
Предлагаем вам оценить своё участие в нашей встрече
Зелёный листик-все происходящее сегодня было мне очень интересно
Красный -некоторые проблемы были мне интересны
Желтый – обсуждаемые проблемы малоинтересны для меня
Синий - обсуждаемые проблемы не интересуют меня.
Казачата проводят методику « цветопись», которая изучает психологическое состояние пап после собрания.
Подведение итогов.
Любовь начинается с рождения ребёнка и продолжается любовью к маме, папе, семье, дому, школе, Родине, к месту, где ты живешь. Для всех звучит правильная песенка /всем раздаются напечатанные слова и все подпевают/
Благодарю за оказанную помощь в подготовке мероприятия всех задействованных лиц..
И в заключении любо настоящим папам, лучшим мамам, нашим казачатам и всем- всем гостям и учителям!
Приложение №1

Мой папа - хороший отец. Он заботливый, всегда меня выслушивает, поможет советом или делом. Дома папа мне уделяет много времени. Мы играем с ним в настольные игры, гоняем в футбол, разговариваем и многое другое
Я хочу рассказать о моем папочке. Мама говорит, что я очень похож на него внешне и характером. Мой папа хорошо разбирается в технике и компьютерах, дела по дому у него получаются легко и умело, а у меня –нет, но я надеюсь, когда –нибудь научусь
Мой папа всегда весёлый, добрый, любит пошутить, всегда во всём поможет. О моем папе уже трижды писали в газете « Перекрёсток». Я им очень горжусь. Всю мужскую работу он делает сам. А иногда даже может приготовить обед
Папа , так же как и я учился в 4 школе, он был примерным учеником, хорошо учился, занимался спортом. Он очень умный, исполнительный работник, готов всегда прийти на помощь, поэтому имеет много наград: 4 медали,2 значка и грамоты « За отличную службу», « За добросовестное исполнение служебных обязанностей»
Всегда был мне дорог мой отец, как и сейчас. Всегда мне поможет, даст совет. С раннего детства я его очень люблю. Он многое умеет делать, многое любит и очень много знает. В моем отце очень много интересных и хороших черт характера.
Мой папа -самый лучший для меня. Он самый смелый и отважный. Папа меня очень любит, но иногда он бывает строгим, потому что я его иногда не слушаюсь. Но он меня понимает, потому что сам был таким озорником в детстве
Мне кажется я буду добрым и заботливым папой. Я буду любить своего ребёнка всем сердцем. И никогда его не оставлю и не предам! Буду заботиться о нем и воспитывать. Всё свободное время я буду посвящать своему ребёнку, буду учить его всему, что знаю. Но самое главное, что я всегда буду рядом с ним!
Маска откровения.
Мой папа ни в чем мне не отказывает. Недоволен я поведением своего папы, хотя он добрый, но не трудолюбивый человек. Он меня не воспитывал и не воспитывает. Он любит дарить подарки только на день рождения. Мой папа курит и любит выпить.

Приложение №2
Тест « Отец в семье»
Оцените каждое из предложенных ниже утверждений следующим образом:
Согласен-2 балла
Не совсем согласен-1 балл
Не согласен-0 баллов
Мужчина лучше справляется с большим ребёнком, чем с маленьким.
После развода дети должны оставаться с матерью.
Хороший муж обычно бывает и хорошим отцом.
Мужчины не умеют проявлять свои чувства так же открыто, как женщины.
В вопросах воспитания мнение отца должно быть решающим.
Первое время после рождения малыша женщина может уделять мужу меньше внимания.
Лучше совсем жить без отца, чем терпеть отца равнодушного.
Поскольку считается, что женщина всё делает лучше мужчины, пусть она и воспитывает детей.
Когда у ребёнка что-то не ладится, он всегда идет к матери.
Чем сильнее любовь к малышу, тем легче его воспитывать.
Отец должен только тогда вмешиваться в воспитание, когда жена об этом попросит.
После развода родителей маленький ребёнок совершенно не замечает отсутствие отца.
Женщины как правило балуют детей.
Отцам полезно проводить отпуск вместе с детьми.
Мальчики с ранних лет должны воспитываться иначе, чем девочки.
Некоторые дети охотнее проводят время с отцом, чем с матерью.
Я представляю, что ребёнок для моей жены будет важнее, чем я.
Во всех вопросах воспитания я смогу успешно заменить жену.
Ребёнок должен больше уважать отца, чем мать.
Моя жена всегда будет вмешиваться, когда я буду начинать заниматься с детьми.
Мужчина при желании может обращаться с новорожденным не хуже женщины.
Отец важнее для сына, чем для дочери.
Моя жена не будет относиться ко мне серьёзно как к воспитателю.
Когда в семье есть бабушка, воспитывать ребёнка намного легче.
О первом типе отцовства свидетельствуют оценки утверждений № 1,4,5,12,13,15,19,22 ( при том, что сумма баллов здесь более 9), о втором-2,6,8,9,11,17,20,23 (при том, что сумма баллов здесь более 9), о третьем-3,7,10,14,16,18,21,24 (при том, что сумма баллов здесь более 9)









































Приложение №3

Многообразие способов сказать ребёнку « Я тебя люблю»

Молодец!
Ты просто чудо.
Талантливо.
Неподражаемо.
Потрясающе
Грандиозно.
Удивительно.
Великолепно.
Несравненно.
Гораздо лучше, чем я ожидал.
Это трогает меня до глубины души.
Еще лучше, чем прежде.
Для меня важно всё, что тебя волнует, тревожит и радует.
Тут мне без тебя не обойтись.
Научи меня делать также.
Ты сегодня много сделал.
Я горжусь тем, что тебе это удалось.
Я просто счастлив.
Я сам не смог бы сделать лучше.
Работать с тобой просто радость.
Ты мне нужен такой, какой ты есть.
Никто мне не может заменить тебя.














13PAGE 15


13PAGE 141015




15