Родительское собрание на тему : Роль отца в воспитании ребенка





Родительское собрание
на тему:
«Семья и школа. Роль отца в воспитании ребенка»








Учитель начальных классов Мурсалимова Р.А.





















Роль отца в воспитании ребенка.

Именно в семье, где дети проводят большую часть времени, закладывается фундамент человеческого характера. Нет от природы испорченных детей, говорил замечательный русский педагог и врач П.Ф.Лесгафт, но есть дурно воспитанные дети, жертвы педагогических ошибок.
Могучая воспитательная сила заключена в личном примере родителей. Дети отличаются большой подражательностью, и образцом для них является поведение близких людей.
Роли отца и матери в семье как бы расписаны, определены природой и обществом. Однако природное определение этих ролей носит устойчивый характер, а общественное зависит от социального строя, экономических и прочих условий.
В течение многих веков роль отца господствовала над ролью матери. Сейчас во многих семьях женщина является распорядителем семейного бюджета, организатором домашнего досуга, основным воспитателем детей. В подавляющем большинстве семей труд отца почти полностью вынесен за пределы дома. Дети видят, как в домашнем хозяйстве трудится мать, но не видят, как трудится отец. Труд матери дает всеми ощущаемые блага и удобства дома: вкусную еду, чистую одежду, уют и порядок. А что дает труд отца? Зарплату – нечто недоступное и малопонятное детям. Не случайно ряд исследователей установили, что некоторые дети отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников. А может, пусть так и будет на первом месте мать? Ведь мать природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей, чем мать? Отец обладает хорошим знанием разносторонней информации для воспитания ребенка, часто не меньшим, а большим чем мать. У отца хорошо уравновешенная нервная система, а это очень важно для воспитания детей. Затем у него на труд в домашнем хозяйстве уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал часто скрытый, неиспользованный. Для сына отец – образец, с которого он сознательно или неосознанно копирует поведение. Принятое в раннем детстве нередко остается на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное поведение молодого мужчины. Отец поможет мальчику развить в себе такие истинно мужские черты характера, как смелость, выдержка, великодушие и т.д.
Для дочери отец – первый образец мужчины, первый пример положительного поведения мужчины. Думается, есть прямая связь, явная зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьей, созданной его дочерью.
Отец – это сила, ум. Опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти по жизни лживым путем. Положительный пример отца в воспитании детей настолько важен и значителен, что общество должно постоянно заботится о том, чтобы поддерживать его, когда он есть и стремится восполнить его отсутствие.
С первым – ясно. А вот как возместить ребенку отсутствие отцовского авторитета? Думается, прежде всего, здесь нужна помощь матери со стороны самых близких мужчин: старшего брата, дедушки, дяди и т.д. Жизнь дает немало примеров, когда старший брат, дедушка, другие родственники – мужчины. Или же отец товарища в большей или меньшей степени дополняли ущербный отцовский авторитет или заменяли детям отца.
Ребенку важно и доброе слово, и пример, и ласка, и прогулка с ним. Его сердце наполняется радостью, когда о нем заботится взрослый человек – отец или мужчина.
Отец, уважающий в себе мужчину, никогда не забывает о том, что пример взаимоотношений с матерью его ребенка – фактор огромного воспитательного значения. Их любовь и уважение друг к другу, забота и внимание необходимы для ребенка, как солнце, под которым расцветают в маленьком человеке все лучшие человеческие качества. Детство более полноценно и счастливо тогда, когда ребенок видит возле себя счастливых родителей. Пока дети малы, любое распоряжение отца, любой его поступок воспринимается ими как самое справедливое. Но, подрастая, дети делают переоценку ценностей. Как будет воспринимать ребенок родительское слово, если отец требует уважать мать, а сам ни во что ее не ставит? Или: сказал и тут же забыл о своем распоряжении, пообещал и не сделал, самому можно, а сыну, дочери нельзя.
Если отец дорожит своим авторитетом, то не допустит подобных «мелочей» в отношениях с ребенком. Он не станет выяснять отношения при детях, ибо ссоры унижают человеческое достоинство, заставляют терять присущие ему внушительность, уверенность, спокойствие. Он не станет искать в ребенке союзника ( Если бы не мать, мы бы с тобой могли), унижать достоинство близкого для ребенка человека (Не обращай внимание на маму – вечно она ворчит), даже в шутку давать ей обидное прозвище. Бывает, что отец хочет подкупить ребенка мелкими подачками, уступками, чтобы расположить его к себе и создать видимость собственного авторитета. Чаще всего это случается тогда, когда отец не справляется с обязанностями воспитателя собственных детей.
Авторитет должен заключаться в самих родителях, независимо от их отношения к детям, но авторитет вовсе не специальный талант. Его корни находятся всегда в одном месте в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, иначе говоря, всю отцовскую и материнскую жизнь – работу, мысли, привычки, чувства, стремления.
Все дело сводится к требованию: родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны. Дети чувствительны к малейшей фальши. Если отец ссылается на занятость, а сам спешит в компанию к друзьям или садится к телевизору, ребенок рано или поздно перестает верить ему. Авторитет такого отца ставится под сомнение. И как бы дети ни относились уважительно к делам родителей, однако они по праву требуют внимания к себе и участия в своих делах. Ссылки на занятость не помогут. Общение с родителями жизненно необходимо для ребенка, для его всестороннего развития и воспитания.
Достаточно ли и в какой форме общаются отцы со своими детьми?
В понедельник школа постепенно пополняется детскими голосами и смехом. Оживленные лица ребят говорят о том, что выходной день дал им заряд радости и теперь им есть, о чем рассказать. Прислушаемся, о чем говорят ребята.
Мой папа водил меня в кино. А мой папа гулял со мной, он учил меня кататься на коньках.
А мы с папой смастерили вертолет.
А я гуляла с мамой, а папа сдавал последний экзамен.
А у нас дома в воскресенье была настоящая суббота, все трудились.
Только одна девочка стояла в стороне и сказала: « Моего папы опять не было дома. Я спросила у мамы: Где папа? Почему ты такая грустная. А она сказала: Папа в командировке. А почему я грустная – это не твое дело.» Девочка вздыхает и не по детски серьезно добавляет: «Я то знаю, что папа, ни в какой не в командировке – он опять у дяди Саши был в гостях один без мамы. Сама слышала, как бабушка говорила.
Родители – отцы должны жить жизнью своих детей. Они должны знать, чем дети заняты в школе. По возможности должны помощь детям. Если ребенок принес из школы что – нибудь починить, не нужно наказывать или ругать ребенка. Вместе с ребенком нужно починить и в срок вернуть в школу.
Учителя отмечают, что многие отцы все еще не знают по настоящему ни особенностей развития, ни характера, ни возможностей своих детей. Даже те, которые считают, что занимаются воспитанием, зачастую сводят свою роль к требованию послушания ребенка. В подходе к ним считают строгость единственно правильным методом ( «Слушает, побаивается – значит, любит и уважает»). Такие отцы попросту не стремятся серьезно вникать в вопросы воспитания, и, значит, не выполняют свой родительский долг в полной мере.
Выполнять отцовский долг – это значит:
во–первых, быть высокотребовательным к самому себе, постоянно заниматься самовоспитанием, обладать волей, выдержкой. Во–вторых, знать интересы своих детей, вникать во все, что их волнует, беспокоит, огорчает или радует. В–третьих, помнить собственное детство и юность, сопереживать с ребенком все, что с ним происходит. В–четвертых, обязательно участвовать во всех домашних, хозяйственно-бытовых делах, привлекая к ним по возможности и детей. Мужчина в семье всегда является носителем трудовых, боевых, патриотических традиций, отражающих мировоззрение и идеалы нашего народа. Учить мужеству с малых лет, воспитывать в ребенке лучшие черты нового человека, взрастив в нем высокое достоинство гражданина, - первостепенная задача семьи. И кто, как не отец, своим активным участием в воспитании детей, собственным примером личной жизни прививает ребенку все лучшие человеческие качества.
Нынешние молодые отцы – это продолжатели славных традиций и дел своих отцов. Им есть, что рассказать детям. Долг каждого из них передать эстафету поколений подрастающим гражданам нашей страны – своим сыновьям и дочерям. Пусть на примере отцов и старшего поколения учатся они любить Родину, свой народ, труд, обретать понятия добра и чести. Благородна миссия отцов, продолжать себя в детях.




































Список используемой литературы:
Азаров Ю.П.Семейная педагогика. М.: Политиздат,1982
Афанасьева Т.М. Семья. М.: Просвешение,1985
Диалоги о воспитании: Книга для родителей/под ред. В.Н.Столетова; М.:Педагогика,1985
Ковалев С.В.Психология современной семьи.М.:Просвещение,1988
Культура семейных отношений: Сборник статей.М.,1985
Селевко Г.К., Селевко А.Г. Найди себя. М.: Народное образование,2001









13PAGE 15


13PAGE 14415




15