Урок по правовому воспитанию Знай свои права и уважай права других людей


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Кировская средняя общеобразовательная школа № 2»
Урок по правовому воспитанию
«Знай свои права и уважай права других людей»

Подготовила:
классный руководитель
Мороз Ю.С.
Кировск.
2016 г.
Цели:
формирование у участников умения слушать собеседника, уважать его убеждения и права, умение применять свои знания на практике.
способствовать формированию сплоченности в коллективе.
развивать нравственность в личности подростков, навыки межличностного общения.
Оборудование: листы, фломастеры.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент
Сегодня мы поговорим о правах и обязанностях. Действительность наших дней показывает, что их знание необходимо не только взрослым, но и детям. На этом занятии мы будем учиться не только применять свои знания на практике, но и учиться слушать и уважать мнение своего собеседника.
Разминка "Лучшее качество"
В начале мы выполним следующее упражнение. Повернитесь и посмотрите на соседа слева. Сейчас все участники по кругу называют сидящему слева то лучшее качество, которое в нем есть, по мнению говорящего.2. Основная часть
- Давно, очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Права древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь. Не так то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. О правах человека начали задумываться в Древней Греции, где еще в VII веке до н.э. первые демократические преобразования провел легендарный царь Соломон. С тех пор прошло много времени, появилось множество проблем: геноцид, расизм, техногенные и экологические катастрофы. Жить становилось все опасней. С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой войны, унесший миллионы человеческих жизней. Нужен был защитник сильнее государства. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация. ООН международная организация, основанная в 1945 союзными странами победительницами Второй мировой войны.
Задачи, которые стоят перед ООН?
- Развивать дружеские отношения между нациями.
- Обеспечение сотрудничества и разрешения международных проблем.
- Развитие прав человека.
- Уважение человека без различия расы, пола, языка и религии.
ООН заботится о правах детей. Для этого создан Детский фонд ООН ЮНИСЕФ
- А какой международный документ защищает права детей?
- Кто является ребенком? Какие права вы знаете?
- Следует помнить, что если есть права, то есть и обязанности. Прежде чем что-то сказать человеку мы должны подумать не обидит ли его это, не оскорбит. Нужно поставить себя на место другого.
В результате работы ООН на свет появился очень важный документ – Всеобщая декларация прав человека.
Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи.
В этом документе говорится о том. Что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый человек обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка. Пола. Это значит, где бы человек не жил. На каком бы языке не говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать полными правами.
- Где бы ты не жил, в какие бы общественные группы не включался, какие бы роли не исполнял, ты – человек, личность! Значит, у тебя есть права, личные права человека! Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отнимать. Многие из них вы знаете. Назовите права, которые всю жизнь принадлежат человеку. (Заслушиваются детские ответы.)
Это: право на жизнь;
- право на свободу и неприкосновенность;- право на труд;- право на отдых;- право на защиту чести и достоинства;- право на образование;- право на медицинское обслуживание.
Учитель
- Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяются ли все перечисленные права на ребёнка? Должны ли быть у ребёнка особые права? (Ответы учащихся)
- Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (декларация) о права ребёнка. Конвенция разработана на основе Всеобщей декларации о правах человека. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательство заботится о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. В Конвенции 54 статьи. У детей появилось ещё одно право – право на заботу.
Учитель.
-Познакомится с декларацией, узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, обманщики и невежды. В сказках добро побеждает произвол. Мы рассмотрим сказки, в которых затрагивается проблема прав человека.
1-ая сказка «Красная шапочка»
-Каким правом воспользовалась Красная шапочка?
2-ая сказка «Заюшкина избушка»
- Каким правом обладал заяц в этой сказке?
3-я сказка «Лиса и заяц»
- Кто нарушил права зайца?
4-ая сказка «Лягушка-путешественница»
-Как далеко могла передвигаться лягушка? Каким правом она воспользовалась?
5-ая сказка «Буратино»
- О каком праве знал папа Карло отправляя Буратино в школу?
3. Дискуссия.
«Я имею право!», «Почему вы нарушаете мои права?» Эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих собственных правах служит оправданием пассивности, иждивенчества, стремления получать, ничего не давая взамен. Сейчас перед вами будут разыграны ситуации. Вам нужно будет составить грамотный ответ и подискутировать на затронутую тему.
Ситуация 1.
Мама: Сколько раз тебе говорить – после 23.00 ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!
Дочь: Но мама! Ты же все равно после 23.00 не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.
(Конвенция, утверждающая это право имеет пункт предусматривающий ограничения. В данном случае, поведение дочери ущемляет права и свободы других.)Ситуация 2.
Ученик: Мария Ивановна! Я к вам на историю больше ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы истории не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас не интересные. Пусть нам другого учителя найдут поумнее.
Учитель: Как ты смеешь Иванов так со мной разговаривать?
Ученик: Смею Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по вопросам меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадавший. Меня за двойку наказа
ли, не разрешили в кино сходить.
(Нельзя заявлять о своих правах, чтобы пострадала репутация других.)
Ситуация 3.
Мама: Я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Дочь: Мама, у меня завтра контрольная!
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же дома оставлять такой бардак!
Дочь: Конвенцией по правам ребенка я защищена от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
(Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования)
Итог (рефлексия)
- Какие чувства возникали у вас на протяжении всего тренинга. Что особенно запомнилось, что понравилось, что получалось с трудом?
Упражнение "Чемодан"
Участники встают в круг и складывают свои пожелания в воображаемый чемодан.