СПП с придаточными определительными и изъяснительными предложениями. Практическая работа по закреплению изученного.


План-конспект открытого урока по русскому языку преподавателя
ФГКОУ НСВУ МВД России Моложавенко К.В.
Тема урока. «СПП с придаточными определительными и изъяснительными предложениями. Практическая работа по закреплению изученного.»
Тип урока – урок закрепления изученного.
Форма урока – урок – практикум.
Межпредметная связь – литература.
Цели урока: - организовать деятельность обучающихся для повторения и обобщения знаний по изученным темам;
-закрепить и систематизировать знания о СПП с придаточными определительными и изъяснительными;
- развивать критическое мышление через чтение информационного текста;
- продолжить развитие учебно-познавательных компетенций через использование активных форм и методов обучения на уроке;
- развивать интерес к учебной деятельности и изучению русского языка.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, рабочие тетради.
Ход урока.
Оргмомент.
Психологический настрой:
Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычный потому, что у нас на уроке сегодня гости, но я надеюсь, что вас это не смутит и вы будете работать так, как умеете.
Целеполагание. Сегодня мы продолжим нашу работу, направленную на закрепление ваших знаний, умений и навыков по теме «СПП с придаточными определительными и изъяснительными». И начнём мы с проверки домашнего задания.
Проверка домашнего задания (чтение написанных сочинений с использованием придаточных определительных и изъяснительных – 2 человека).
Актуализация знаний.
1) Фронтальный опрос.
- Что такое сложное предложение?
- На какие основные группы делятся сложные предложения?

- Что такое СПП? Чем оно отличается от ССП?
- Над какими типами сложных предложений мы работали в течение нескольких уроков?
- Расскажите, что вы знаете о СПП с придаточными определительными.
- -------------- с придаточными изъяснительными.
Теорию вы знаете хорошо, а сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал.
Откройте тетради, запишите число и тему урока. Работать будем по вариантам.
2) Записать предложение, вставив пропущенные орфограммы, составить схему и определить вид придаточного предложения.(2 человека у доски, предложения написаны).
1 вариант.
Вновь я пос…тил тот уг…лок з…мли, где я изгна(нн,н)иком провёл два года (не)заметных.
- Как соединены предложения в составе СПП?
- Что есть в главном предложении?
- Что поясняет в главном предложении придаточная часть?
- Каким членом предложения является указательное слово «тот»?
- К какому виду придаточных относится вторая часть СПП?
(Предложения соединены при помощи интонации и союзного слова «где», в главном предложении есть указательное слово «тот», оно является определением, придаточное по значению соответствует ему, придаточная часть поясняет словосочетание «тот уголок»).
2 вариант.
И долг(о,а) буду тем любезен я н…роду, что чу…ства добрые я лирой пр…буждал.
- Как соединены предложения в составе СПП?
- Что есть в главном предложении?
- Что поясняет в главном предложении придаточная часть?
- Каким членом предложения является указательное слово «тем»?
- К какому виду придаточных относится вторая часть СПП?
(Предложения соединены при помощи интонации и подчинительного союза «что», в главном предложении есть указательное слово «тем», оно является дополнением, придаточное по значению соответствует ему и поясняет его).
3) Работа в группах. У нас сформированы группы, их 3. Каждая группа получает текст, в котором необходимо найти сложные предложения с определённым видом придаточного и записать их в тетради. Давайте в каждой группе выберем эксперта, который по окончании данного вида работы оценит активность каждого члена группы по 10-ти балльной шкале, а я потом учту эти баллы при выставлении оценок за урок. (Предложения, которые должны быть выписаны, для проверки написать на интерактивной доске.)
Беседа.
- Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы определить вид придаточного предложения?
(Найти главное предложение и от него задать вопрос.)
- На какие вопросы отвечают придаточные предложения в 1-ой группе?
- Значит, к какому виду придаточных относятся эти предложения?
- На какие вопросы отвечают придаточные предложения во 2-ой группе?
- К какому виду придаточных относятся эти предложения?
- Чтобы определить вид придаточного предложения, мы должны знать ещё о чём?
(О союзах и союзных словах, с помощью которых придаточные присоединяются к главным.)
4) Определить союзы и союзные слова в предложениях, записанных на интерактивной доске, и записать их в тетради.
а) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (с.с.)
б) Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. ( с.с.)
в) Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали. (с.)
г) Ты хочешь, друг бесценный, чтоб я, поэт младой, беседовал с тобой и с лирою забвенной. (с.)
5) Когда мы говорим о СПП с придаточными определительными и придаточными изъяснительными, мы должны знать, какое место по отношению к главному предложению может занимать придаточное. На интерактивной доске записаны предложения.
а) Но ещё ни один не сказал поэт, что мудрости нет и старости нет. (А.Ахматова)
б) Что делала, сама ещё не понимала. (А.Ахматова)
в) Какой короткой сделалась дорога, которая казалась всех длинней. (А.Ахматова)
г) Была та смутная пора, когда Россия молодая, в бореньях силы напрягая, мужала с гением Петра. (А.Пушкин)
6) Творческое задание. Переделать данные предложения в СПП, определить вид придаточных (устно).
а) Я с жадностью читал новые книги.
Они поступали к нам в библиотеку.
б) В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника.
Эту книгу подарил мне товарищ.
в) К.Паустовский утверждал: «Русский язык открывается до конца ….. лишь тому, кто кровно любит и знает ….. свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
г) Воскресенский и сам чувствовал: он говорит неясно, грубо и сбивчиво.
V. А сейчас я хочу предложить вам выполнить следующую работу: на доске записаны предложения, в которых пронумерованы все запятые. Вы должны записать их в тетради по вариантам и указать цифру, обозначающую запятую между частями СП связанными подчинительной связью. (3мин.)
Всякий художественный образ – это результат творчества писателя, (1) который отбирает необходимые языковые средства, (2) организует их в текст.
С.М. Бондаренко подчёркивал, (1) что «знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, (2) чем можно записать буквами».
VI. Завершающий этап.
- Итак, о чём мы с вами сегодня говорили?
- Что вы можете сказать о СПП с придаточными определительными?
- ----------------------------------с придаточными изъяснительными?
- Что является главным при определении вида придаточного: союз или союзное слово, которое присоединяет придаточную часть к главной, или вопрос, который мы задаём от главного предложения к придаточному?
VII. Домашнее задание: составить карточку с двумя СПП с придаточным изъяснительным и придаточным определительным. Знаки препинания не расставлять.
VIII. Оценки.
IX. Итог урока.
Дополнительные задания.
Заменить СПП синонимичными конструкциями.
а) Писателя занимает мечта, которая живёт у каждого в сердце, будь он лесоруб, сапожник, охотник или знаменитый учёный.
б) Материал, из которого писатель слагает произведения, - слово.
в) Детство, которое остаётся в нас раз и навсегда, рано или поздно напомнит о себе.
г) Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.
д) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.