Урок литературы на тему Причины гибели Катерины(по пьесе А.Н.Островского Гроза 10 класс)


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ КАТЕРИНЫ»
(ПО ДРАМЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
ТИП УРОКА: урок-обобщение
ФОРМА: урок-расследование
ЦЕЛИ: - выявить причины гибели Катерины;
- вырабатывать навык формулирования и отстаивания
собственного мнения
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:
ПРИЧИНЫ ГИБЕЛИ КАТЕРИНЫ (по драме А.Н.Островского «Гроза»)
1. Жестокие нравы города Калинова, давление «тёмного царства», законы Домостроя, бесправное положение женщины в обществе во второй половине 19 века.
2. Тиранство, самодурство, «капризный деспотизм» свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.
3. Бесхарактерность, покорность, пьяный разгул мужа Тихона.
4. Трусость Бориса перед чистой любовью Катерины и отказ от неё в трудную минуту.
5. Личность Катерины, независимая и гордая, страстная и свободолюбивая, решительная и сильная.
ХОД УРОКА
1. Монолог Катерины «Куда теперь?…» (читает заранее подготовленная ученица)
2. Слово учителя:
Что же заставило Катерину покончить собой? Сегодня мы проведём судебное расследование, в ходе которого и попытаемся выяснить причины гибели Катерины, главной героини пьесы А.Н.Островского «Гроза».
В расследовании примут участие несколько следственных групп, также на судебное заседание мы пригласили свидетелей тех событий, подозреваемых, литературных экспертов и представителей общественности.
Слово предоставляется первой следственной группе
* (выступают учащиеся, которые анализируют быт и нравы города Калинова (50-60-е годы 19 века), законы Домостроя и определяют их влияние на гибель героини.)
3. Учитель: К каким выводам в ходе расследования пришла вторая следственная группа?
*(выступают учащиеся, которые характеризуют обстановку и атмосферу в семье Кабановых, обращая особое внимание на произвол старших, тиранство и самодурство свекрови Кабановой по отношению к погибшей.)
* проводится очная ставка между Кабановой М.И. и Кабановым Тихоном
(инсценирование 3 явления 2 действия)
4. Учитель: Слово предоставляется третьей следственной группе
*(выступают учащиеся, которые рассматривают отношения между Катериной и мужем Тихоном, бесхарактерным, безвольным, покорным, но одновременно способным на пьяный разгул)
5. Учитель: Слово имеет четвёртая следственная группа
*(выступают учащиеся, которые характеризуют отношения Катерины с племянником Дикого, Борисом, отказавшимся от чистой любви погибшей)
6. Приобщение к делу записки, оставленной Варварой, убежавшей из дома с Кудряшом.
«Я не удивляюсь тому, что Катя так поступила. Уж очень она решительна была. Как-то рассказывала, что в детстве её обидели чем-то, так она убежала на Волгу, села в лодку и отпихнула её от берега. На следующий день вёрст за десять нашли.
Странная она была! Не понимаю её. Мужу да свекрови зачем-то призналась. Я ей говорю: «Молчи!» А она: «Не могу я молчать и врать-то я не умею». Я
бы так никогда не поступила. Как в наше время жить без вранья? Я тоже раньше честной была, а потом врать научилась. Пришлось. Как говорится, «хочешь жить - умей вертеться». Да в бога она больно верила, в церковь часто ходила. И в грозе видела наказание божие за грех свой. А какая же Катя грешница? Любила она его больно страстно и в самом начале знала, что придётся поплатиться за любовь за свою, а всё равно пошла к Борису. Не жалела она себя. Тяжко ей было, не предназначена она для жизни нынешней. Я думаю: с таким характером, как у Катерины, не избежать ей было смерти.

Меня прошу не разыскивать и оставить в покое. В дом своей матери Кабанихи я не вернусь.
Остаюсь Варварой».
7. Учитель: А теперь позвольте обратиться к представителям общественности. Мы выслушали разные версии причин самоубийства Катерины. А могла ли Катерина в тех условиях поступить по-другому?
*(выступают учащиеся, которые анализируют проявления характера Катерины, раскрывают причины самоубийства, кроющиеся в личности погибшей, дают оценку её поступкам.)
8. Учитель: Расследование будет неполным, если мы не обратимся за помощью к литературным экспертам и не познакомимся с оценками критиков.
*(выступают учащиеся, которые знакомят всех с оценкой героев на основании критических статей Н.Добролюбова и Д.Писарева)
9.Учитель: Нас отделяет от событий, описанных в пьесе «Гроза» длительный период времени. Давайте поговорим о поступке Катерины с точки зрения человека, живущего сегодня, в 21 веке.
*(учащиеся высказывают своё мнение)
10. Подведение итогов, выставление оценок.
11.Домашнее задание: подготовка к сочинению:
а) Был ли другой путь у Катерины? б) Смысл заглавия пьесы «Гроза».