Статья на тему: Формы и методы формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе физического воспитания.


Формы  и  методы  формирования  здорового  образа  жизни  у  детей 
младшего  школьного  возраста  в  процессе  физического  воспитания.
Камилова Алсу Ильясовнаучитель начальных классов,
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Медведевская гимназия», пгт. Медведево
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования здорового образа жизни младших школьников. Раскрывается роль значимых методов, форм и приемов в процессе физического воспитания младших школьников.
Ключевые слова: здоровый образ жизни; младший школьный возраст; физическое воспитание.
Резкое ухудшение состояния здоровья детей младшего школьного возраста в России стало общепризнанным фактом. Медицине и образованию не удается адекватно реагировать на эти перемены. В связи с этим особую актуальность приобретает профилактическое направление работы — формирование здорового образа жизни через физическое воспитание, а система образования остается тем временем единым доступным каналом, через который дозволено воздействовать не только на ребенка, но и на его окружение.
Существует несколько определений понятия ЗОЖ. Зачастую упоминаются различные характеристики ЗОЖ, которые автор считает необходимым учесть. Например, Воскресенский Б.А. считает, что ЗОЖ содержит: нравственно-гигиеническое воспитание, правильно организованный физиологически оптимальный труд, физкультуру, психогигиену, закаливание, продуманную организацию досуга, активный двигательный режим, экологическое воспитание и отказ от вредных привычек [3, с. 39].
Физическое воспитание детей и подростков представляет систему, включающую основное и дополнительное (гигиеническая гимнастика, физкультминутки, спортивные праздники, дни здоровья и т. д.), факультативное (внеклассные и внешкольные занятия в спортивных секциях и кружках и т. д.) и самостоятельное обучение (индивидуальные или массовые занятия в спортивных и оздоровительных центрах или клубах). Также в эту систему входят формы работы: физкультурно-оздоровительные занятия, физкультурно-спортивные занятия, спортивная тренировка, лечебно-оздоровительные занятия, индивидуальные занятия, массовые занятия, семейные и групповые занятия.
Младший школьный возраст — возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность, а также осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности [6, с. 236].
Необходимо обратить особое внимание на формирование у детей знаний, навыков, взаимоотношений с социальной средой, а также элементов творческой деятельности, которые помогут им быстрее приспособиться и выжить в сложившихся условиях, сохранив и укрепив свое здоровье, а также сделать более здоровым свое окружение [5, с. 20].
Физическое воспитание — вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям (двигательным действиям) и воспитании (управлении развитием) физических качеств человека [2, с. 8].
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [7].
Формы занятий физкультурой и спортом в нашей стране очень многообразны. Формами обязательных занятий являются уроки физической культуры по государственным программам учебных заведений, уроки (занятия) в спортивных школах. Занятия в спортивных секциях, занятия по месту жительства, самостоятельные, спортивные состязания, утренняя и производственная гимнастика, туристские походы считаются свободными. Очень важно так проводить занятия, чтобы они приносили наибольшую пользу. Как бы ни были разными формы занятий физическими упражнениями, возводятся они идентично: имеют предварительную, основную и завершающую части.
Одной из важных форм организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях является организация внеучебных спортивно-массовых мероприятий, направленных на пропаганду ЗОЖ с активно принимающими участие учеников класса, а также родителей. Это могут быть различные конкурсы, викторины, спортивные праздники «Веселые старты», «Папа, мама, я — спортивная семья», «День здоровья», «Малые олимпийские игры» и многие другие [1, с. 82]. Уроки (тренировки) в спортивных секциях, спортивных школах, спортклубах и ДСО составлены так, чтобы укрепить здоровье и готовить будущих спортсменов. В спортивных секциях коллективов физкультуры уроки (занятия) имеют целью становления группового спорта, увеличение спортивного профессионализма, оздоровление занимающихся.
Массовые занятия гигиенической гимнастикой проводятся в школах, учебных заведениях, в интернатах, оздоровительно-спортивных лагерях. Физкультминутку организовывают и в школах на уроках, в особенности с младшими школьниками. Она длится всего 1—2 мин и помогает переключить внимание, отдохнуть. Занятия физкультурой и спортом по месту жительства разнородны. Они могут идти и в физкультурных группах в форме уроков, могут быть незапланированными, к примеру, игра в волейбол, соревнования дворовых коллективов, туристские походы.
В последнее время наиболее обширное распространение получают самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Для их эффективного проведения необходимо сначала проверить состояние здоровья, ознакомиться с методическими пособиями. Занятия физической культурой и спортом воспитывают и физически развивают человека, а также укрепляют здоровье и волю, вырабатывают силу, мужество, выносливость, помогают изучить массу разнообразнейших движений, обучают обладать своим телом.
На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы :словесные;
наглядные;
практические;
В словесных методах часто используются:
· объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов;
· пояснения и комментарии при выполнении учениками отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей. Главное требование: конкретность и точность пояснений. При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.
· рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации учеников на освоение данного материала [4, с. 93].
Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов [7, с. 192].
Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как дети младшего школьного возраста запоминают не то, что слышат, а то, что видят, поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ учителя часто сопровождается словесными комментариями.
Очень большая и важная группа методов — это практическое выполнение упражнений. Сколько бы учащийся не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание [6].
К практическим методам относятся: соревнование, игра, упражнение. Все эти методы применяются на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в работе, направленной на формирование ЗОЖ у младших школьников, все методы работы с детьми важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Эффективность формирования ЗОЖ в значимой степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.
Здоровый образ жизни соединяет всё, что способствует успешному выполнению игровой, учебной, общественных и бытовых функций, трудовой деятельности, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности детей младшего школьного возраста.
Список литературы:
1. Баль Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей: кн. для учителя. М: Просвещение, 2005. — 192 с.
2. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 381 с.
3. Воскресенский В.А. Здоровый образ жизни и гигиеническое воспитание подростков. М.: Знание, 1987. — 128 с.
4. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
5. Здоровый я — здоровая страна / сост. Л.Н. Воронецкая, Е.А. Попок. Минск: Красико-Принт, 2008. — 128 с.
6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 374 с.
7. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. — С. 196.