Родительское собрание — Я учу уроки Психологические особенности детей младшего школьного возраста.


Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
Границы младшего школьного возраста рассматривается как возраст от 6-8 до 11-12 лет.
Кризис 7 лет. – очевидное изменение в характере и в поведении ребенка, основные симптомы – манерничание и кривляние , которые выполняют защитные функции от травмирующих ситуаций. Происходит кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года, когда кардинально перестраивается привычная система регуляции. Дети еще не владеют своими чувствами, но при этом учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлимыми для них самих и тех, с кем они общаются. Сталкиваясь с затруднениями в усвоении новых правил и норм поведения, они могут прибегать к самоограничению и самоконтролю. По мнению Э.Эриксона «они стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально приемлемые рамки». В целом, в этот период происходит переоценка ценностей, обобщение переживаний, возникновение внутренней жизни ребенка, осознание смысловой ориентировочной основы поступка. Утрата детской непосредственности внешне проявляется в демонстративности, манерничании, кривлянии.
Социальная ситуация.
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству. Изменение социальной ситуации развития в этот период состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширен круга значимых лиц. Система «ребенок- учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий.
Происходит смена ведущей деятельности: игра заменяется на учебную деятельность.
Учебная деятельность- это деятельность, направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Учебная деятельность не дана в готовой форме, при поступлении в школу она должна быть сформирована, ребенка надо научить учиться, он должен овладеть всеми компонентами учебной деятельности.
Структура учебной деятельности включает:
Мотивы
Учебные задачи
Учебные действия
Действия контроля
Действия оценки.
Для овладения учебной деятельностью необходимо прежде всего сформировать познавательную мотивацию.
Учебная деятельность является совместной деятельностью.
По концепции Э.Эриксона в период от 6 до 12 лет начинается систематическое обучение ребенка , происходит его приобщение к трудовой жизни общества.
От полноценного проживания ребенком этого периода зависит его дисциплинированность, умение ставить реальные задачи, уровень интеллекта, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.

Проблема готовности к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению - это владение предпосылками к последующему усвоению качеств школьника: владение навыками, умениями, знаниями, способностями, мотивами, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
Школьная зрелость- наличие комплекса качеств ребенка, образующих умение учиться, достижение такой ступени нервно – психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном процессе без ущерба длоя своего физического и психического здоровья.
Психологическая готовность - многокомпонентное образование. Компоненты психологической готовности:
Интеллектуальная готовность ( ориентировка в окружающем, запас знаний, развитие восприятие и наглядно- образное мышление, умение обобщать и дифференцировать предметы и явления, развитие произвольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по образцу, по правилу, высокий уровень развития воображения, развитие речи, в том числе и фонематического слуха)
Личностная готовность (стремление к самоактуализации, появление перспектив роста, стремление выполнять важную, оцениваемую деятельность- быть школьником; начало формирования внутренней позиции школьника, уровень развития аффективно- потребностной (мотивационной сферы), наличие иерархии мотивов, наличие познавательных интересов; умение действовать самостоятельно по заданию);
Эмоциональная готовность ( умение преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами, умение преодолеть агрессивность и импульсивность, адекватно реагирование на переживания других, способность к эмпатии);
Коммуникативная готовность ( ребенок может адекватно ситуации взаимодействовать с людьми по правилам и нормам, умение внимательно слушать и точно выполнять последовательность указаний взрослых, дифференцировка двух сфер отношений- обыденной и нормативной; готовность сотрудничать с другими людьми);
Физическая готовность (хороший уровень физического развития, развитие мышечной и скелетной мускулатуры, развитие ЦНС, уравновешивание процессов возбуждения и торможении; потребность в двигательной активности; развитие мелкой моторики и крупной моторики.В случае недостаточной психологической готовности ребенка к школьному обучению обычно проявляется отставание во всех сферах школьной жизни: и в овладении учебной деятельностью, и во взаимоотношениях с другими участниками образовательного процесса.
Психологическую готовность надо отличать от педагогической подготовленности, которая сводится к наличию у ребенка определенных знаний и умений.
Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте.
В этом возрасте все познавательные процессы становятся произвольными и осознанными. Мышление приобретает абстрактный характер. В развитии памяти усиливается роль словесно – логического смыслового запоминания.
Развитие ощущений и восприятия.
Возрастные изменения сенсорных функций в младшем школьном возрасте отличаются интенсивной динамикой и неравномерностью показателей различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, тактильной. Более тонкие различительные сенсорные способности обеспечивают переход к более полному и о более дифференцированному восприятию мира.
Восприятие младшего школьника очень конкретно, ситуативно. Характерны ошибки пространственного положения: зеркальное отображение, ошибки в восприятии времени: дети склонны недооценивать маленькие промежутки времени и переоценивать большие промежутки. Характерны ошибки в восприятии пространства. Это заметно по трудностям в организации рабочего места. Из- за особенностей восприятия у детей обнаруживаются трудности в беглом чтении. Это обусловлено суженностью восприятия пространства строчек.
Средства для развития и коррекции восприятия выработаны в педагогике давно. Учитель обращает внимание учеников на детали картины, ведя указкой и называя их, учит наиболее полно описывать особенности явлений и предметов.
Развитие памяти.
В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется. Школьники не только лучше запоминают, но и способны размышлять о том, что они делают. Они способны целенаправленно повторять, организовывать информацию для того, чтобы лучше ее запомнить, при этом могут рассказать, к каким техникам они прибегают, чтобы помочь своей памяти.
Теперь ребенок судит о реальности более полно и широко, руководствуясь и оперируя уже сложившимися у него представлениями о явлениях и предметах. Образы представлений все более обогащаются за счет развивающихся на новом уровне сенсорно- перцептивных функций и под управлением произвольного внимания и мышления.
Память приобретает произвольный характер, ребенок осознанно воспринимает мнемическую задачу - ставит перед собой цель запомнить и использовать более сложные способы и техники запоминания. Учебная деятельность требует от ребенка управления своей памятью. Дошкольник запоминает непосредственно, а школьник запоминает опосредованно. Этот процесс требует определенного умения. Младший школьник осмысленно восстанавливает связи между частями материала или сравнивает новый объект с теми представлениями, что у него сложились, и по аналогии или по противопоставлению запоминает.
Память изменяется количественно и качественно. Объем памяти ребенка от первого класса к четвертому возрастает в 2- 3 раза. Расцвет вербальной памяти приходится на возраст 7-8 лет, в подростковом возрасте происходит ослабление вербальной памяти. По данным М.В.Матюхиной, с возрастом способность к заучиванию возрастает, а прочность падает. Сензитивный возраст для способности к запоминанию приходится на возраст 8-10 лет. Продуктивность запоминания определяется содержанием запоминаемого материала, характером деятельности, степенью владения способами заучивания и воспроизведения материала.
Основные характеристики памяти младших школьников:
Пластичность (пассивное запечатление и быстрое забывание)
Избирательный характер (лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно скорее запомнить)
Повышается объем памяти, улучшается точность в запоминании и систематичность воспроизведения
Запоминание начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер
Дети начинают пользоваться различными специальными способами запоминания
Память освобождается от плена воспоминаний, узнавание теряет свое значение
Воспроизведение становится управляемым процессом
Сохраняется образный компонент, память тесно связана с воображением.
Развитие воображения.
Воображение младшего школьника развивается под влиянием учебной деятельности и связано с развитием памяти и мышления. Большинство сведений имеет вербальную форму, поэтому вербальное мышление и речь оказывают огромное влияние на содержание развития всех психических функций, в том числе и воображения.
Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей различных умений (умения определять и изображать состояния объектов, умения понимать их свойства). По мере усвоения сведений об объектах многие новые комбинации образов приобретают обоснования и логическую аргументацию.
Развитие мышления.
Школьный возраст – период интенсивного развития интеллекта. Учебная деятельности требует от школьника постепенного овладения научными понятиями. Именно через научно-понятийный аппарат осуществляется усвоение знаний и их систематизация. Через формирование понятийного мышления осуществляется не только овладение знаниями, расширение объема памяти, происходит активное развитие всей когнитивной сферы, регуляторной, развиваются способности – общие и специальные.
У младшего школьника появляется гибкость мышления - важное условие для успешного обучения, для формирования дивергентного способа познания. Гибкость мышления способствует легкости перестройки знаний, навыков и их систем в соответствии с изменившимися условиями, способствует способности к переключению от одного способа действия к другому. Гибкость тесно связана с с различными мыслительными операциями, такими как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Это одно из проявлений свойств обучаемости вообще, это часть когнитивного стиля деятельности.
Основное новообразование - интеллектуальная рефлексия. Ребенок начинает думать, почему он так думает. Возникает механизм коррекции собственного мышления со стороны логики. Ребенок становится способен починить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течении длительного времени.
7-11 лет – период конкретных мыслительных операций, мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. На смену децентрации приходит способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно т несколько измерений объекта. Возникает способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление.
Понятийное, или теоретическое мышление, должно еще сформироваться. Оно формируется постепенно через обучение, опыт, овладении функциями анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
Развитие речи.
Особенность этого периода – речь становится не только средством общения, но и объектом познания.
Речь выполняет две основные функции: коммуникативную и информационную.
Основные компоненты развития речи:
Коммуникативная активность
Коммуникативная уверенность
Коммуникативный объем
Эмоциональная реактивность в общении
Эмоциональная окрашенность.
Возникает своеобразная внутренняя речь, связана с процессом мышления. В младшем школьном возрасте присутствует как речь внутренняя по функции и внешняя по по структуре. До 9 лет ребенок проговаривает вслух все, что делает.
Внешняя речь тоже находится в процессе интенсивного развития. Наличие ситуативной и контекстной речи у младших школьников – это норма развития. Задачи развития речи в это время состоит в обучении связанности как составляющему компоненту внешней речи. Необходимо держать во внимании обучении адекватности речевого оформления говорящего или пишущего школьника для обеспечения понятности для слушателя или читателя. Необходимо развивать контекстную речь как наиболее высокий компонент речевой деятельности.
Внимание.
В младшем школьном возрасте некоторое время еще сохраняются черты внимания дошкольника: объем внимания узок, устойчивость внимания невысока, в целом внимание первоклассника рассеянно, что обусловлено возрастными особенностями созревания высшей нервной деятельности.
У большинства детей произвольность внимания формируется к 9 годам. В результате дети больше ориентируются на «нужную» активность по сравнению с интересной, способны самостоятельно выполнять уроки, организовать и структурировать свою деятельность. В этом возрасте формируется способность сосредотачивать свое внимание на малоинтересных вещах.
Перцептивные особенности младшего школьника, такие как произвольность, целостность, недостаточная дифференцировка образа восприятия, должны быть в центре внимания учителей, поскольку развитие всей когнитивной сферы, усвоение знаний умение оперировать понятиями зависит от адекватного восприятия объектов действительности.
В целом, это возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всх остальных психических процессов, их осознание и произвольность.
Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют:
Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация
Внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.
Аффективная сфера.
Эмоциональные переживания приобретают более обобщенный характер. Младшие школьники более сдержанно проявляют свои эмоции. Проявляются индивидуальные особенности эмоционального поведения, происходит развитее эмоциональной выразительности, эмоциональной впечатлительности. Продолжают развиваться высшие чувства: самолюбие, стремление к самоутверждению, способность к восприятию чувств и эмоционального состояния другого человека, способность устраниться от собственных эмоциональных переживаний (эмоциональная децентрация).
Возникают также нарушения: гипервозбудимость, или выраженная заторможенность, снижение волевой активности, угнетенные состояния, прежние страхи сменяются другими: уроков, уколов, отношений между сверстниками, тревогой, беспокойством. Мотивационно- личностная сфера.
Условия для развития личности принципиально другие, именно учебная деятельность, успешность или неуспешность, влияют на развитие личности в целом.
Центральными мотивациями являются социальные и учебные, далее – мотив общения, и на 4м месте- моральные мотивы.
В середине возраста возникает мотивация достижений, стремление к высокой оценке.
Развитие Я-концепции.
Наиболее важным источником формирования Я-концепции в этом возрасте является образ тела, его объективные характеристики и субъективные характеристики.
Самооценка младших школьников ситуативна и конкретна. У них обнаруживается тенденция к переоценке своих возможностей, способностей. В зависимости от ориентации на результат и успешности в учебе формируется самооценка, новое отношение к себе как к субъекту познания, учебной деятельности. Это становится основным механизмом саморегуляции. У детей в возрасте 9- 12 лет продолжает формироваться стремление иметь на все свою точку зрения. У них также проявляются суждения о собственной социальной значимости. Однако у детей к 12 г- 13г формируется новое представление о себе самом , когда самооценка приобретает стабильный характер.
Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.
Одним из основных новообразований развития в младшем школьном возрасте является личностная рефлексия.