Рабочая программа по внеурочной деятельности «РОСТ. Развитие.Общение.Самооценка.Творчество»


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление: духовно-нравственное
Наименование программы: «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество»
Класс 1-4
Программу составил Андриенко С.Е., учитель начальных классов
Программа составлена на основе универсального курса «РОСТ: развитие, общение, самооценка, творчество» под редакцией Конновой Е.Г.
Срок реализации 4 года
Эксперты программы
Гноевая А.Ф. заместитель директора
Андриенко С.Е. руководитель ШМО учителей начальной школы
1. Пояснительная записка
В связи с переходом на новый образовательный стандарт в настоящее время внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что она создаёт условия для социальной адаптации при обучении в начальной школе, творческой самореализации личности ребёнка.
Направленность программы — научно-познавательная и художественно­ эстетическая. Основные виды деятельности — игровая и познавательная. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Содержание деятельности учащихся начальных классов во внеурочное время — это, прежде всего, единство познавательной и игровой деятельности. В игре, наполненной интересным познавательным материалом, дети получают возможность развивать свои личностные, познавательные, коммуникативные компетенции, проявляют себя эмоционально.
Данная программа способствует раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся выявить на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в одобряемой деятельности. Каждый вид деятельности — творческий, познавательный, игровой — обогащает коммуникативный опыт школьников. Занятия направлены на то, чтобы каждый ученик мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Цели курса:— создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, для многогранного развития и социализации в свободное от учёбы время;
— создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, формирование и развитие здоровой, творчески растущей личности.
1.Формирование у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.
2.Формирование положительной «Я-концепции».
3.Формирование коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.
4.Развитие навыков рефлексивных действий.
5.Знакомство обучающихся с некоторыми видами декоративно ­ прикладного творчества.
6.Развитие творческих способностей личности ребёнка, фантазии и воображения.
2. Ожидаемые результаты
— улучшение психологической и социальной комфортности в классном коллективе;
— развитие творческой и познавательной активности каждого ребёнка;
— укрепление здоровья школьников.
Планируемые личностные результаты
Самоопределение:
— готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
— внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
— принятие образа «хорошего ученика»;
— самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
— начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
— мотивация любой деятельности (социальная, учебно - познавательная и внешняя);
— самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
— эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно - этическая ориентация:
— уважительное отношение к иному мнению;
— навыки сотрудничества в разных ситуациях;
— эстетические потребности, ценности и чувства.
К концу обучения у обучающихся будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях. Первый уровень результатов освоения программы - духовно-нравственные приобретения, которые получат обучающиеся вследствие участия их в экскурсиях, акциях, играх, выставках, конкурсах, олимпиадах.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Это взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить, участвуя в праздниках, в практической деятельности.
Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения.
3. Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
— комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
— использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
4. Содержание учебной программы
Основные виды заданий:
- динамические – развитие мелкой моторики рук, физические упражнения (зарядка) с элементами актёрского мастерства и развитие речевого аппарата;
- познавательно-логические;
- коммуникативные.
Динамические паузы позволяют создать положительный эмоциональный фон, повысить скорость психомоторных процессов, развивают двигательные способности ребёнка.
Развитие мелкой моторики пальцев рук непосредственно связано с успешным освоением навыков письма у каждого ребёнка.
Кроме того, современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движения пальцев и движения органов речи, расположены в непосредственной близости друг от друга. Поэтому нервные импульсы, возникающие при движениях пальцев, стимулируют активность речевых органов.
В курсе систематически предлагаются задания как на развитие непосредственно речевых органов – язык, губы, и т.п.., так и на развитие мелкой моторики рук.
Познавательно-логические задания формируют универсальные учебные действия, развивают внимание, память, воображение, дают опыт поиска новых решений в необычных ситуациях.
Игровые задания позволяют развивать коммуникативные способности.
Формы занятий могут быть разнообразными – групповая, индивидуальная (при занятиях с родителями в домашних условиях), интегрированная.
Виды занятий: словесные, (устное изложение учителем, анализ условия задачи), наглядные (наблюдение, работа по образцу), практические (конструирование), игровые.5. Учебно ­ тематический план
1 класс
№ занятия Кол-вочасов Содержание занятия и развиваемые способности
1 1 Давайте познакомимся. Вводный урок.
Выявление уровня развития, восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления.
2-9 8 «Шифровка». Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.
10-16 7 Установление закономерностей. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
17-21 5 Найди общее и отличия. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
22-24 3 «Помоги художнику». Совершенствование воображения.
25-26 2 Бумажная мозаика. Творческая работа в технике рваной аппликации.
27-28 2 Изготовление новогодних игрушек и украшений. Изготовление объёмных поделок из бумаги.
29-30 2 Изготовление бумажных цветов из салфеток. Творческая групповая работа по изготовлению декоративных композиций из бумажных салфеток.
31-32 2 Изготовление объёмных фигур – кубиков и призм.
Конструирование замка.
33 1 Проектные работы.
34 1 Резерв.
Итого: 34 часа
2 класс
№ занятия Кол-вочасов Содержание занятия и развиваемые способности
1 1 Вводный урок. Игры на развитие внимания и воображения.
2 1 Учимся концентрировать внимание и выдвигать гипотезы.
3 1 Развиваем аналитические способности, умение видеть проблему.
4 1 Учимся концентрировать внимание и классифицировать.
5 1 Тренировка умения ставить вопросы.
6 1 Изготовление поделок из бумаги: бабочка и «звёздочки счастья»
7 1 Изготовление композиций из бабочек и звёздочек.
8 1 Воображение и умение классифицировать.
9 1 Учимся выдвигать гипотезы.
10 1 Главное – увидеть проблему.
11 1 Парная игра «Бери – раз, два или три».
12 1 Будь внимателен!
13 1 Изготовление новогодних гирлянд.
14 1 Изготовление новогодних украшений из бумаги.
15 1 Учимся ставить вопросы.
16 1 Совершенствование мыслительных операций.
17 1 Различные точки зрения на проблему.
18 1 Парная игра «Зачеркни квадрат».
19 1 Умею высказывать гипотезы.
20 1 Знакомство с комбинаторными задачами.
21 1 Изготовление коробочек для подарков без клея.
22 1 Изготовление корзинки для подарков.
23 1 Парная игра на поле.
24 1 Умею определять понятия.
25 1 Командная игра.
26 1 Классификация понятий.
27 1 Тренировка умения высказывать гипотезы.
28 1 Тренировка умения работать с информацией.
29 1 Танграм – работа по конструированию.
30 1 Тренировка умения высказывать гипотезы.
31 1 Тренировка умения видеть проблему.
32 1 Тренировка умения работать с информацией.
33 1 Развитие воображения.
34 1 Подведение итогов.
35 1 Резерв.
Итого: 35 часов
3 класс
№ занятия Кол-вочасов Содержание занятия и развиваемые способности
1 1 Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления. Вводный урок.
2 1 Знакомство с правилами составления ребусов. Развитие умения выдвигать гипотезы.
3 1 Знакомство с метаграммами. Развитие читательской грамотности.
4 1 Знакомство с шарадами. Развитие аналитических способностей.
5 1 Совершенствование мыслительных операций. Схемы и комбинаторика. Совершенствование воображения.
6–7 2 Проект: Изготовление поделок из природных материалов и организация выставки.
8 1 Развитие мышления. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
9 1 Развитие логических способностей. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы.
10 1 Развитие концентрации внимания. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни клетки».
11 1 Развитие творческих способностей. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
12 1 Развитие концентрации внимания. Развитие умения определять понятия.
13–14 2 Изготовление ёлочек из бумаги. Проект: Выставка новогодних ёлочек.
15 1 Развитие творческих литературных способностей. Совершенствование воображения.
16 1 Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
17 1 Развитие мышления. Развитие коммуникативных навыков в парной игре «Зачеркни треугольник».
18 1 Тренировка зрительной памяти. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
19 1 Развитие мышления. Тренировка умения устанавливать причинно-следственные связи.
20 1 Умение определять понятия. Тренировка умения видеть проблему и рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
21–22 2 Проект: Фамильное древо. Ваш герб и флаг.
23 1 Знакомство с комбинаторными задачами. Тренировка умения высказывать гипотезы.
24 1 Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы.
25 1 Развитие коммуникативных навыков в командной игре. Танграм. Работа по конструированию.
26 1 Развитие читательской грамотности и умения работать с информацией. Развитие мышления.
27 1 Развитие аналитических способностей. Тренировка умения устанавливать причинно-следственные связи.
28 1 Знакомство с омографами. Развитие умения определять понятия. Тренировка геометрического мышления.
29 1 Развитие коммуникативных навыков в командной игре «Артист».
30 1 Развитие аналитических и конструктивных способностей. Совершенствование воображения.
31 1 Тренировка геометрического мышления. Развитие умения рассматривать ситуацию с разных точек зрения.
32 1 Тренировка умения анализировать. Развитие умения видеть проблему и задавать вопросы.
33 1 Тренировка внимания, развитие воображения, умения обобщать.
34 1 Выявление уровня развития восприятия, воображения, внимания, памяти и мышления (на конец года).
35 1 Резерв.
Итого: 35 часа
6 .Методическое обеспечение
— примерная рабочая программа курса;
— поурочные разработки для учителя;
— рабочая тетрадь для ученика.
7. Материально-техническое обеспечение
№ п/пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество
1.Библиотечный фонд
1 Бондаренко Е.А. Учимся. Играем. Побеждаем. 1
2 Мищенкова Л.В. 150 лучших развивающих игр. 1
2. Печатные пособия
1 Примерная рабочая программа курса 1
2 Поурочные разработки для учителя 3
3 Рабочие тетради для ученика 3
3. Технические средства обучения
1 Материалы для оформления детского творчества 2 Канцелярские принадлежности 4. Экранно-звуковые пособия
1 Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения 5. Игры и игрушки
1 Настольные развивающие игры, лото, конструктор. 2 Лего. набор
6. Оборудование класса
1 Ученические столы двухместные с комплектом стульев. 11
2 Стол учительский. 1
3 Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий. 2
4 Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала. 1
5 Полки для книг. 2
6 Схемы и таблицы и т. п. 8.Список литературы
1.Гвоздева Е., Плотникова Н.Волшебные лабиринты. — М.: Речь, 2011.
2.Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. — М.: Просвещение, 1984.
3.Гурьев А. Большая книга игр и головоломок для умного ребёнка. — М.: Ридерз Дайджест, 2006.
4.Перельман Я. И.Весёлые задачки и головоломки. — М.: АСТ, 2010.
5.Федин С. В стране головоломок. Магические квадраты, игры со словами, числовые ребусы, кроссворды, лабиринты. — М.: Ридерз Дайджест, 2008.