Методическая разработка литературного вечера-конкурса на темуЛюбовь — великая страна (11 класс)







Методическая разработка
литературного
вечера-конкурса

«Любовь – великая страна»





















Пояснительная записка

В формировании общих компетенций важную роль играет художественная литература, особенно поэзия.
Обращение к вечным ценностям способствует воспитанию у студентов стремления к самосовершенствованию, самообразованию, желанию реализовывать свои творческие возможности. Данное мероприятие позволяет
студентам не только познакомиться с теми произведениями, которые не входят в основной курс литературы, но и найти точки соприкосновения в поэзии авторов, принадлежащих разным эпохам, культурам.
Тема литературного вечера дает возможность обратиться к поэзии А. С. Пушкина, В. Шекспира, Р. Рождественского, М. Цветаевой, Ю. Друниной, В. Тушновой и другим современным авторам. На примере творчества лучших мастеров есть возможность увидеть и осознать гармонию чувств и слов; пригласить к раздумью над поэтической строкой; пробудить стремление познавать прекрасное; развивать потребность в реализации собственного творческого начала.
Целью проведения этого мероприятия является развитие познавательных и творческих интересов, формирование общечеловеческих ценностей.
Способность к эстетическому восприятию произведений искусства, пониманию их идейного своеобразия, а также гражданской позиции авторов – мужественных и честных людей – помогает формированию у студентов таких профессионально важных качеств личности, как любовь, доброта, милосердие и сострадание, толерантность, ответственность и добросовестность, отзывчивость, чуткость, понимание и позволяет применить их в будущей трудовой деятельности.
Подготовка к литературному вечеру способствует:
- развитию умений работать с дополнительной литературой и другими информационными ресурсами;
- повышению интереса к изучаемой теме;
- развитию умений выступать перед аудиторией.














Вид занятия: литературный вечер-конкурс
Цель: развитие познавательных и творческих интересов, формирование общечеловеческих ценностей.
Задачи:
Формировать умения самостоятельно добывать информацию, используя дополнительную литературу;
Формировать нравственные качества личности на примере жизни и творчества русских писателей;
Совершенствовать навыки выразительного чтения;
Формировать коммуникативные навыки и профессионально-важные качества личности: милосердие, ответственность, толерантность.

Внутрипредметные интегрированные связи:

Поэзия 19 века
Поэзия 20 века
Проза 19 века
Зарубежная литература 19 века

Межпредметные интегрированные связи:
Русский язык
Информатика
История

Методическое и материально-техническое оснащение:

1. Методическая разработка для преподавателя.
2. Сообщения.
3. Портреты писателей.
4. Музыка с компакт-диска «Golden Instrumental»
5. Магнитофон.
6. Ноутбук
7. Проектор
8. Фортепиано

Технологическая карта
I. Вступительное слово преподавателя – 3 мин.
II. Основная часть–55мин.
1. Сценка из повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» – 5 мин.
2. Стихи и проза о поэзии и любви – 7 мин.
3. Исполнение романсов – 8 мин.
4. Чтение стихотворений (1 номинация конкурса) - 15 мин.
5. Чтение собственных стихотворений (2 номинация конкурса) –15 мин.
6. Работа жюри по подведению итогов и объявление победителей –5 мин.
III. Заключительное слово преподавателя – 2 мин.
Содержание литературного вечера и методические указания к его проведению
Под музыку вальса Евгения Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» участники вечера входят в зал и занимают места за столиками. На экране заставка с таинственным пейзажем и афоризмами великих людей о любви.
1. Вступительное слово преподавателя.
Литературно-музыкальный вечер, посвящённый Международному Дню поэзии, весне, любви и дружбе Что может быть интересней?
Представьте себе ... мир, где существуют только тёплые чувства, любовь, весна! Разрешите начать наш вечер словами американского музыканта Меркюри:
О, сцена, знаю, силы дашь жизнь сыграть, Чужую и свою, затем исчезнуть
На вечере прозвучат песни о прекраснейшем из человеческих чувств - её Высочестве Любви, ей посвящены стихотворения и песни.
Звучит романс «Я вас любил» в исполнении преподавателя музыкальной школы.
Также есть у нас талантливые учащиеся, готовые поделиться своим творчеством.
Мы все поэты с самого рожденья,
Но проза жизни усыпляет нас.
Лишь тот, кто не боится пробужденья,
Найдет свою дорогу на Парнас.
Ведущий 1
О любви писали во все времена. Ведь переживание всегда ищет выхода в слове, радости и муки любви взывают к поэзии. Любовь – это поэзия, это музыка души, удивительная мелодия.
Люди ждут любви. Но и любовь ждет к себе тоже особого внимания.
Ведущий 2
Любовь ждет особой музыки сердца. Вслушайтесь в нее. Пусть она затронет струны ваших сердец. Она заставляет пережить много эмоций: говорят, что влюбленный подобен безумцу. «Любовь дарована человеку от Бога», – читаем мы в Библии.
Писатели, поэты, музыканты на протяжении многих поколений открывают тайну этого дара
Чтец 1
Любовь, любовь – загадочное слово, Кто мог бы до конца тебя понять? Всегда во всем, старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать? Невозвратимая себя утрата Иль обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца? А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянья И вечный мировой круговорот.
Ведущий 1
Уходят целые эпохи, разрушая цивилизации. Но у человечества есть защита от духовного вымирания - это вечные ценности.
Фрагмент из повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Девушка за столиком, склонившись над письмом Желткова из «Гранатового браслета» Куприна читает:
«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас.
Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.
Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое». Если Вы обо мне вспомните, сыграйте сонату D-dur N2, ор. 2.
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Звучит «Appassionato» Бетховена.
Ведущий 2
Во все времена о любви говорили, говорят и будут говорить. «Тайна сия велика есть» – повторяем мы формулу о любви. Эта тайна явственно живет в стихотворениях и письмах великих поэтов и писателей
Чтец 2
Сонет 56 В. Шекспира
Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
Как ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,
Один к другому простирает руки.
Пусть зимней стужей будет этот час,
Чтобы весна теплей пригрела нас.

Ведущий 1
Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце, расплавляющее изнутри тяжкое, уродливое тело тысячелетней тучи. Великие говорили: «Сказать „Я тебя люблю“ – значит сказать „Ты не умрешь“». Наверное, они и не стали бы великими, если бы не полюбили.
Чтец 1
Аполлон Майков «Октава»
Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы.
Чтец 2
Пусть говорят: поэзия - мечта,
Горячки сердца бред ничтожный,
Что мир ее есть мир пустой и ложный,
И бледный вымысл - красота;
Пусть нет для мореходцев дальных
Сирен опасных, нет дриад
В лесах густых, в ручьях кристальных
Золотовласых нет наяд;
Пусть Зевс из длани не низводит
Разящей молнии поток
И на ночь Гелиос не сходит
К Фетиде в пурпурный чертог;
Чтец 1
Пусть так! Но в полдень листьев шепот
Так полон тайны, шум ручья
Так сладкозвучен, моря ропот
Глубокомыслен, солнце дня
С такой любовию приемлет
Пучина моря, лунный лик
Так сокровен, что сердце внемлет
Во всем таинственный язык;
И ты невольно сим явленьям
Даруешь жизни красоты,
И этим милым заблужденьям
И веришь и не веришь ты!
Чтец 2 Шекспир «Сонет 116»
«Любовь - над бурей поднятый маяк
Любовь - над бурей поднятый маяк,
Сияющий во мраке и тумане,
Любовь - звезда, которою моряк
Определяет место в океане.
Любовь - не кукла жалкая в руках,
У времени, стирающего розы
На пламенных устах и на щеках,
И не страшны ей времени угрозы.
А если я не прав, и лжет мой стих –
То нет любви и нет стихов моих!
Чтец 1
Шекспир Сонет 147
Любовь - недуг. Моя душа больна
Томительной, неутолимой жаждой.
Того же яда требует она,
Который отравил ее однажды.
Мой разум-врач любовь мою лечил.
Она отвергла травы и коренья,
И бедный лекарь выбился из сил
И нас покинул, потеряв терпенье.
Отныне мой недуг неизлечим.
Душа ни в чем покоя не находит.
Покинутые разумом моим,
И чувства и слова по воле бродят.
И долго мне, лишенному ума,
Казался раем ад, а светом - тьма!
Ведущий 2
А что пишут наши современники в поэзии о любви?
Звучит песня на слова Петра Сулоева, музыка Андрея Иванова «Я помню светлый день» в исполнении преподавателя музыкальной школы.
Ведущий 1
И в 20 веке Сергей Есенин писал:
«Все на этом свете из людей
Песнь любви поют и повторяют».
И первой поэтической строчкой была поэзия о любви, первая нота песни и романса – о любви, ещё Петрарка в своих стихах пел любовь:
Я вижу, я люблю. И здесь ты или нет –
Ты предо мной всегда. Всё тьма.
Один лишь свет – любовь! Любить всегда.
Ведущий 2
Давайте жить с романтикой. Давайте верить в вечную любовь.
Звучит песня «Давайте сохраним ромашки на лугу» в исполнении преподавателя музыкальной школы.
Ведущий 1
Женщину считают хранительницей домашнего очага.
В каждой эпохе своя женщина: защитница, мать, воительница, просветительница, муза. Это всегда лучший образ. И, конечно, родной образ – женщина - мать.
Звучит песня «Родные шаги», слова Николая Макарушина, музыка Андрея Иванова в исполнении преподавателя музыкальной школы.
Ведущий 2
Но разве о любви писали только мужчины?
Ведущий 1.
Два женских имени – Анна Ахматова и Марина Цветаева.
Лирика Ахматовой почти вся о любви.
Ведущий 2.
Всю жизнь Марина Цветаева она писала о трагизме и величии женской любви. Она мастерски изображает духовную красоту любящих людей.
Звучит песня «Мне нравится» (на слова М. И. Цветаевой, музыка Таривердиева) в исполнении обучающейся.
Российские женщины, будучи не только поэтессами, прошли всю войну санинструкторами, медсестрами и врачами. Это Юлия Друнина и Вероника Тушнова.
Ведущий 1.
Благодаря удивительному милосердию они совершили бессмертный подвиг.
Объявляется 1 номинация конкурса «Поэтическое мастерство» - чтение стихотворений гражданско-патриотической и любовной тематики
Стихотворения 1 номинации:
1. С. Есенин «Письмо матери»
2. В. Тушнова «Мать»
3.Ю. Друнина « В семнадцать совсем уже были мы взрослые», «Бинты», «Хирург», «Девчонка что надо!»
4. Э. Асадов «Бывает так»
5. В. Инбер «Мы гуманисты»
6. М. Дудин «Баллада о девочке»
7. Гумилев «Отравленный»
8. Н. Доризо «Наталья Пушкина»
9. Л. Назаревская «Васильковое поле»
Ведущий 2.
Объявляется 2 номинация конкурса «Поэтическое мастерство» – чтение стихотворений собственного сочинения на свободную тему – свое восприятие мира автором и отражение его в творчестве.
Стихотворения 2 номинации:
1. «Память»
2. «В день рождения»
3. «Для тебя»
4. «Ангел»
Музыкальная пауза.
Звучит песня на слова Вероники Тушновой, музыка Марка Минкова «Не отрекаются любя» в исполнении обучающихся.
Подведение итогов (жюри объявляет победителей).
Заключительное слово преподавателя
Звучит музыка. Шопен. Вальс (№ 7 до-диез минор). Звучит громко, а затем идет фоном.
Мы в ответе за тех, кого любим, и только от нас зависит, чем станет наша любовь.
Разрешите наш вечер-конкурс завершить строчками из стихотворения Людмилы Татьяничевой:
Чем станет любовь твоя?
Песней?
Хлебом?
Кипящей сталью?
Соколом в поднебесье?
Морем за дальней далью
Или сорвавшись с выси,
Камнем в глубь сердца канет...
От нас самих зависит,
Чем любовь наша станет!
Все участники конкурса приглашаются на сцену для награждения.





























Стихи к конкурсу (1 номинация)
Приложение 1

Вероника Тушнова МАТЬ
Года прошли,
а помню, как теперь,
фанерой заколоченную дверь,
написанную мелом цифру "шесть",
светильника замасленную жесть,
колышет пламя снежная струя,
солдат в бреду...
И возле койки - я.
И рядом смерть.
Мне трудно вспоминать,
но не могу не вспоминать о нем...
В Москве, на Бронной, у солдата - мать.
Я знаю их шестиэтажный дом,
московский дом...
На кухне примуса,
похожий на ущелье коридор,
горластый репродуктор,
вечный спор
на лестнице... ребячьи голоса...
Вбегал он, раскрасневшийся, в снегу,
пальто расстегивая на бегу,
бросал на стол с размаху связку книг -
вернувшийся из школы ученик.
Вот он лежит: не мальчик, а солдат,
какие тени темные у скул,
как будто умер он, а не уснул,
московский школьник... раненый солдат.
Он жить не будет.
Так сказал хирург.
Но нам нельзя не верить в чудеса,
и я отогреваю пальцы рук...
Минута... десять... двадцать... полчаса...
Снимаю одеяло, - как легка
исколотая шприцами рука.
За эту ночь уже который раз
я жизнь держу на острие иглы.
Колючий иней выбелил углы,
часы внизу отбили пятый час...
О как мне ненавистен с той поры
холодноватый запах камфары!
Со впалых щек сбегает синева,
он говорит невнятные слова,
срывает марлю в спекшейся крови...
Вот так. Еще. Не уступай! Живи!
...Он умер к утру, твой хороший сын,
твоя надежда и твоя любовь...
Зазолотилась под лучом косым
суровая мальчишеская бровь,
и я таким увидела его,
каким он был на Киевском, когда
в последний раз,
печальна и горда,
ты обняла ребенка своего
В осеннем сквере палевый песок
и ржавый лист на тишине воды...
Все те же Патриаршие пруды,
шестиэтажный дом наискосок,
и снова дети роются в песке...
И, может быть, мы рядом на скамью
с тобой садимся.
Я не узнаю
ни добрых глаз, ни жилки на виске.
Да и тебе, конечно, невдомек,
что это я заплакала над ним,
над одиноким мальчиком твоим,
когда он уходил.
Что одинок
тогда он не был...
Что твоя тоска
мне больше,
чем кому-нибудь близка.

Юлия Друнина ХИРУРГ
Порой он был ворчливым оттого,
что полшага до старости осталось.
Что, верно, часто мучила его
нелегкая военная усталость.

Но молодой и беспокойный жар
его хранил от мыслей одиноких -
он столько жизней бережно держал
в своих ладонях, умных и широких.

И не один, на белый стол ложась,
когда терпеть и покоряться надо,
узнал почти божественную власть
спокойных рук и греющего взгляда.

Вдыхал эфир, слабел и, наконец,
спеша в лицо неясное вглядеться,
припоминал, что, кажется, отец
смотрел вот так когда-то в раннем детстве.

А тот и в самом деле был отцом
и не однажды с жадностью бессонной
искал и ждал похожего лицом
в молочном свете операционной.

Своей тоски ничем не выдал он,
никто не знает, как случилось это,-
в какое утро был он извещен
о смерти сына под Одессой где-то...

Не в то ли утро, с ветром и пургой,
когда, немного бледный и усталый,
Он паренька с раздробленной ногой
Сынком назвал, совсем не по уставу

Юлия Друнина БИНТЫ
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!
ком назвал, совсем не по уставу.
Приложение 2

Стихи к конкурсу (1 номинация)

Юлия Друнина ДЕВЧОНКА – ЧТО НАДО!

По улице Горького - что за походка! -
Красотка плывёт, как под парусом лодка.
Причёска - что надо!
И свитер - что надо!
С лиловым оттенком губная помада!
Идёт не стиляжка - девчонка с завода,
Девчонка рожденья военного года,
Со смены идёт (не судите по виду) -
Подружку ханжам не дадим мы в обиду!
Пусть любит с «крамольным» оттенком помаду.
Пусть стрижка - что надо,
И свитер - что надо,
Пусть туфли на «шпильках». Пусть сумка «модерн»,
Пусть юбка едва достигает колен.
Ну что здесь плохого? В цеху на заводе
Станки перед нею на цыпочках ходят!

По улице Горького - что за походка! -
Красотка плывёт, как под парусом лодка,
А в сумке «модерной» впритирку лежат
Пельмени, Есенин, рабочий халат.

А дома - братишка, смешной оголец,
Ротастый галчонок, крикливый птенец.
Мать... в траурной рамке глядит со стены.
Отец проживает у новой жены.
Любимый? Любимого нету пока...
Болит обожжённая в цехе рука...
Устала? Крепись, не показывай виду, -
Тебя никому не дадим мы в обиду!

По улице Горького - что за походка! -
Красотка плывёт, как под парусом лодка,
Девчонка рожденья военного года,
Рабочая косточка, дочка завода.
Причёска - что надо!
И свитер - что надо!
С «крамольным» оттенком губная помада!
Со смены идёт (не судите по виду) -
Её никому не дадим мы в обиду!

Мы сами пижонками слыли когда-то,
А время пришло - уходили в солдаты!

Вера Инбер ПУЛКОВСКИЙ МЕРИДИАН
Отрывок из поэмы
Глава первая Мы – гуманисты

В пролет меж двух больничных корпусов,
В листву, в деревья золотого тона,
В осенний лепет птичьих голосов
Упала утром бомба, весом в тонну.
Упала, не взорвавшись: был металл
Добрей того, кто смерть сюда метал.
Здесь госпиталь. Больница. Лазарет.
Здесь красный крест и белые халаты;
Здесь воздух состраданием согрет.
Здесь бранный меч на гипсовые латы,
Укрывшие простреленную грудь,
Не смеет, не дерзает посягнуть.
Но Гитлер выжег кровью и железом
Все эти нормы. Тишину палат
Он превращает в судорожный ад.
И выздоравливающий с протезом,
Храбрец, блестяще выигравший бой,
Бледнеет, видя смерть перед собой.
А вестибюль приемного покоя
Там сколько жертв! Их привезли сейчас.
Все эти лица, голоса какое
Перо опишет? Девушка без глаз
(Они полны осколками стекла)
Рыдает, что она не умерла.
Фашист! Что для него наш мирный кров,
Где жизнь текла, исполненная смысла,
Где столько пролетало вечеров
За письменным столом? Теперь повисла
Над пустотой развалина стены,
Где полки книг еще сохранены.
Что для фашиста мирный русский дол,
Голландский сад, норвежская деревня?
Что для него плодовые деревья,
Речная пристань, океанский мол?
Все это – только авиамишени,
Все это – лишь объекты разрушений.
Есть чувства в человеческой душе,
Которыми она гордиться вправе.
Но не теперь. Теперь они уже
Для нас как лишний груз при переправе.
Влюбленность. Нежность. Страстная любовь
Когда-нибудь мы к вам вернемся вновь.
У нас теперь одно лишь чувство – Месть.
Но мы иначе понимаем это;
Мы отошли от Ветхого завета,
Где смерть за смерть. Нам даже трудно счесть
С лица земли их будет сотни стертых
Врагов – за каждого из наших мертвых.

Михаил Дудин ПЕСНЯ НЕЗНАКОМОЙ ДЕВОЧКЕ

Я нес ее в госпиталь. Пела
Сирена в потемках отбой,
И зарево после обстрела
Горело над черной Невой.

Была она, словно пушинка,
Безвольна, легка и слаба.
Сползла на затылок косынка
С прозрачного детского лба.

И мука бесцветные губы
Смертельным огнем запекла.
Сквозь белые сжатые зубы
Багровая струйка текла.

И капала тонко и мелко
На кафель капелью огня.
В приемном покое сиделка
Взяла эту жизнь у меня.

И жизнь приоткрыла ресницы,
Сверкнула подобно лучу,
Сказала мне голосом птицы:
- А я умирать не хочу...

И слабенький голос заполнил
Мое существо, как обвал.
Я памятью сердца запомнил
Лица воскового овал.

Жизнь хлещет метелью. И с краю
Летят верстовые столбы.
И я никогда не узнаю
Блокадной девчонки судьбы.

Осталась в живых она, нет ли?
Не видно в тумане лица.
Дороги запутаны. Петли
На петли легли без конца.

Но дело не в этом, не в этом.
Я с новой заботой лечу.
И слышу откуда-то, где-то:
- А я умирать не хочу...

и мне не уйти, не забыться.
Не сбросить тревоги кольцо.
Мне видится четко на лицах
Ее восковое лицо.

Как будто бы в дымке рассвета,
В неведомых мне округах,
Тревожная наша планета
Лежит у меня на руках.

И сердце пульсирует мелко,
Дрожит под моею рукой.
Я сам ее врач, и сиделка,
И тихий приемный покой.

И мне начинать перевязку,
Всю ночь в изголовье сидеть,
Рассказывать старую сказку,
С январской метелью седеть.

Глядеть на созвездья иные
Глазами земными в века.
И слушать всю ночь позывные
Бессмертного сердца. Пока,

Пока она глаз не покажет,
И не улыбнется в тени,
И мне благодарно не скажет:
- Довольно. Иди отдохни.

Юлия Друнина
* * *
В семнадцать совсем уже были мы взрослые -
Ведь нам подрастать на войне довелось...
А нынче сменили нас девочки рослые
Со взбитыми космами ярких волос.

Красивые, черти! Мы были другими -
Военной голодной поры малыши.
Но парни, которые с нами дружили,
Считали, как видно, что мы хороши.

Любимые нас целовали в траншее,
Любимые нам перед боем клялись.
Чумазые, тощие, мы хорошели
И верили: это на целую жизнь.

Эх, только бы выжить!.. Вернулись немногие.
И можно ли ставить любимым в вину,
Что нравятся девочки им длинноногие,
Которые только рождались в войну?

И правда, как могут не нравиться весны,
Цветение, первый полет каблучков,
И даже сожженные краскою космы,
Когда их хозяйкам семнадцать годков.

А годы, как листья осенние, кружатся.
И кажется часто, ровесницы, мне -
В борьбе за любовь пригодится нам мужество
Не меньше, чем на войне...


Лариса Назаревская ВАСИЛЬКОВОЕ ПОЛЕ

Васильковое поле, что бескрайнее море
Безмятежно прекрасно в июльской поре
И в цветочном раздолье веселится на воле
Ветерок, пробегая по той синеве.

Молчаливое поле, как же бранным ты стало,
Безымянной могилой в столь тихом краю?
И горели здесь танки, и земля здесь дрожала,
Никого не осталось в солдатском строю.

И когда-то огонь, всё дотла выжигая,
Бушевал смертоносней, чем дикий вандал.
Эту землю солдат защищал, умирая, -
Что такое огонь амбразуры – узнал!

И напрасно спешила к герою на помощь
Под свинцовым огнём фронтовая сестра
Не могли ей помочь ни отвага, ни полночь
Два шага не дошла и она до утра:

Обожгла сердце пуля – поставила точку. –
И упала, закрыв голубые глаза.
Фронтовую сестру и отважную дочку
Будет помнить Россия во все времена!

А, цветы голубые, затянули вы раны,
Что земля получила в ужасной войне.
Блиндажи и окопы цветами затканы
Васильки, словно звёзды, на тёплой меже.

Ни единого шрама, ни креста, ни зарубки
Только капли горят на цветах от росы
Так по чьей жезлой воле
Иль безжалостной шутке
Погибали в боях земли Русской сыны?!
Сергей Есенин ПИСЬМО МАТЕРИ Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто xодишь на дорогу В старомодном ветxом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не xоди так часто на дорогу В старомодном ветxом шушуне.
Н. Доризо НАТАЛЬЯ ПУШКИНА
Как девочка, тонка, бледна, Едва достигнув совершеннолетья, В день свадьбы знала ли она, Что вышла замуж за бессмертье?    Что сохранится на века Там, за супружеским порогом, Все то, к чему ее рука В быту коснется ненароком.   И даже строки письмеца, Что он писал, о ней вздыхая, Похитит из ее ларца Его вдова. Вдова другая.   Непогрешимая вдова – Святая пушкинская слава, Одна на все его слова Теперь имеющая право.   И перед этою вдовой Ей, Натали, Наташе, Таше, Нет оправдания живой, Нет оправданья мертвой даже.   За то, что рок смертельный был, Был рок родиться ей красивой А он такой ее любил, Домашней, доброй, нешумливой.
Поэзия и красота – Естественней союза нету. Но как ты ненавистна свету, Гармония живая та!   Одно мерило всех мерил, Что он ей верил. Верил свято И перед смертью говорил: «Она ни в чем не виновата».
Э. Асадов ВЕРОНИКЕ ТУШНОВОЙ и АЛЕКСАНДРУ ЯШИНУ
Бывает так: спокойно, еле-еле
Живут, как дремлют в зиму и жару.
А вы избрали счастье. Вы не тлели,
Вы горячо и радостно горели,
Горели, словно хворост на ветру,
Пускай бормочет зависть, обозлясь,
И сплетня вслед каменьями швыряет
Вы шли вперед, ухабов не страшась,
Ведь незаконна в мире только грязь,
Любовь же «незаконной» не бывает!
Н.Гумилев ОТРАВЛЕННЫЙ
«Ты совсем, ты совсем снеговая, Как ты странно и страшно бледна! Почему ты дрожишь, подавая Мне стакан золотого вина?» Отвернулась печальной и гибкой... Что я знаю, то знаю давно, Но я выпью, и выпью с улыбкой Все налитое ею вино. А потом, когда свечи потушат И кошмары придут на постель, Те кошмары, что медленно душат, Я смертельный почувствую хмель... И приду к ней, скажу: «Дорогая, Видел я удивительный сон. Ах, мне снилась равнина без края И совсем золотой небосклон. Знай, я больше не буду жестоким, Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним, Я уеду далеким, далеким, Я не буду печальным и злым. Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня... И мне сладко – не плачь, дорогая, – Знать, что ты отравила меня»
















Приложение 3

Стихи собственного сочинения обучающихся (2 номинация)

«В день рождения»

Спасибо, милый друг, за то,
Что на пути мне повстречался
Спасибо в этот день за все,
Ты – солнца луч; со мной не спорь.

Ты ангел светлый. В праздник зимний
Ищи улыбочку повсюду:
Взгляд озорной любимого,
Хрустальный блеск посуды,
СмехПодружек мореСиний иней

В бору.
Там рано по утру
Щебечут птицы:
Сизые, крылатые

Виктория, ты - родилась,
И жизнь твоя полна
Пусть будет радости, успеха,
Любви, снежинок, смеха.
И горы ты б свернуть смогла
Ни капли даже не смущаясь


Для тебя

Я люблю тебя! Ты слышишь?
Я люблю не по годам!
Я люблю тебя! Ты слышишь?
По секундам и часам!
Я люблю тебя, не знаю,
Все равно тебе иль нет!
Я люблю тебя! Не зная,
Подпишу я свой билет!
На проклятье, отвращенье,
Может ненависть и грех.
На покой и покоренье,
На счастливый, громкий смех!
Я не знаю. Что мне делать?!
Я не знаю, что со мной?!
Душу дьяволу готова
Я отдать за миг с тобой.


Ангел

Ты не человек – ты ангел!
Ты летаешь надо мной.
И оберегаешь меня!
Ты не даешь мне оступиться!
И когда я спотыкаюсь и падаю,
Ты подаешь мне свою
Невидимую, нежную руку.
Помогаешь встать и сделать
Следующий шаг.
Если бы не ты, я бы давно
Упала в бездну!


Память

Не хороните только мою славу!
Не хороните память обо мне!
Вы обещали месть мне и расправу!
Вы обещали память о войне!

«Не выдам я своих друзей-героев.
И нам любая пытка по плечу!»
Сказал мне как-то друг комбат Белоев:
«Ты знаешь, я от боли выть хочу!

Но буду я молчать, поверь, достойно!
Не стану ничего им говорить.
Но только обещай мне непреклонно:
Память обо мне всегда хранить!»

В тот день, когда вели его к стене,
Он говорил мне что-то про расправу
И память вечную о нас и о войне.
Не хороните только нашу славу!
И память горькую погибших сыновей.




Критерии оценки


























Художественное исполнение стихотворения
Соответствие теме (гражданско-патриотическая и любовная тематика
Выразительное, четкое прочтение стихотворения.

Регламент - 3 минуты











13PAGE 15


13PAGE 142415