Конспект урока литературы в 6 классе Пейзаж в очерке И. С. Тургенева Бежин луг

ПЕЙЗАЖ В ОЧЕРКЕ ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

Цели:
 -содержательные: выявить своеобразие пейзажа и его роль в художественных произведениях И.С. Тургенева  на основе  анализа текста; определить роль изобразительно-выразительных средств в изображении пейзажа.
- деятельностные: развивать коммуникативную компетентность обучающихся; формировать информационную культуру обучающихся через работу с текстом художественного стиля; воспитывать духовные ценности на основе личностного осмысления прочитанного, нравственного опыта других людей.
Оборудование урока: презентация, музыка Чайковского, рисунки учащихся, карточки с текстом, таблицы.

Ход урока
I. Литературоведческая разминка.
Учитель. Узнайте произведение и назовите автора по пейзажной зарисовке.
1) Воскресное утро пришло, и летняя природа просияла - свежая, кипящая жизнью. В каждом сердце зазвенела песня, а если это сердце было молодо, из уст изливалась музыка. Радость была на каждом лице, каждый шагал, как на крыльях. Белые акации стояли в цвету, и благоухание наполняло воздух. Кардифская гора, что возвышалась над городом, зазеленела растительностью. Она находилась как раз на таком расстоянии, чтобы казаться обетованной страной - заманчивой, безмятежной, мечтательной. ... Он окинул взглядом забор, и в одно мгновение окружающая природа утратила всю веселость, и в сердце у него водворилась тоска.
(М. Твен. Приключения Тома Сойера.)
2) Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован... (Ф. Тютчев.)
3) Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока он управился с дровами, густая, как смоль, темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она еще совсем рассеяться, а на смену ее уже выполз туман. Стало холоднее. Костер от сырости зашипел, защелкал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую все вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, исчезли. Ни дуновения, ни шороха. Все замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет за звук - неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или легкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень. Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. Мальчик зябко поежился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки.
(В. Астафьев. Васюткино озеро.) 174
4) Все по-прежнему казалось ясно на небе и тихо на земле. Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно...
(С. Т. Аксаков. Буран.)
5) Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину; И волны спирались, и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела. И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем, Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом...
(В. А. Жуковский. Кубок.)
6) Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра...
(И. С. Тургенев. Бежин луг.)
7) ...Увидел далеко под собою огромную равнину. Широкая река огибала ее уходящим от меня полукругом; стальные отблески воды, изредка и смутно мерцая, обозначали ее теченье. Холм, на котором я находился, спускался вдруг почти отвесным обрывом; его громадные очертания отделялись, чернея, от синеватой воздушной пустоты, и прямо подо мною, в углу, образованном тем обрывом и равниной, возле реки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом, под самой кручью холма, красным пламенем горели и дымились друг около дружки два огонька...
(И. С. Тургенев. Бежин луг.)
П. Объявление темы и цели урока.
Вопрос: как вы считаете, случайно ли в тесте прочитанного вами дома рассказа встретилось описание пейзажа? Это и будет темой нашего сегодняшнего урока, запишите в тетради. И сегодня
мы будем наблюдать, как описание природы связано с сюжетом рассказа.
Ш. Проверка домашнего задания.
1. Перечислите, какие пейзажные картины встретились вам на страницах рассказа, прочитанных дома: описание летнего дня, неба и солнца, облаков; наступление ночи; ночь и костер.
Вопрос для тех, кто дочитал дальше: встретятся ли еще пейзажные зарисовки в тексте? (Да. Будет описание наступающего утра.)
2. Пересказы пейзажных зарисовок близко к тексту, с сохранением авторских средств выразительности. Перед ответом ученика вопрос для всех: какова тема и основная мысль отрывка, какие средства выразительности определили?
IV. Работа с текстом.
1. Дать названия описаниям пейзажей, встретившихся в рассказе. Например:
1) «Прекрасный июльский день» (с. 125-126).
2) «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча». / л "
3) У костра: «запах русской летней ночи». )Ь&~1 ЬI
- Оставьте место (4 строчки) для продолжения по ходу чтения.
2. Определите, какую роль играет пейзаж в сюжете рассказа.
Герой не только охотник, он умеет видеть и чувствовать природу (к п. 1).
Природа пугает охотника, враждебна ему, он заблудился, словно его водит нечистая сила (к п. 2). Подтвердить цитатами из текста.
У костра человек чувствует себя частью природы: сладко стеснилась грудь, тело ответило легкой, веселой дрожью (к п. 3).
3. Какими средствами выразительности пользуется автор (по вариантам)?
Метафоры: например, заря разливается румянцем; олицетворения: например, лучи хлынули; сравнения: например, блеск подобен блеску кованого серебра; эпитеты: например, прекрасна
ный день; цветовая гамма: например, облака золотисто-серые и т. д.
Сравнения: ночь, как грозовая туча; олицетворения: темнота лилась; эпитеты: мрак угрюмый.
Эпитеты: великолепие таинственное; сравнение: казалось задернутым черной завесой; олицетворения: тростник зашумит и т. д.
V. Чтение рассказа.
1. Беседа по прочитанному. На прошлом уроке мы услышали историю, которую рассказывал Костя. Вспомните ее. Дома вы прочитали историю Ильюши. Перескажите.
2. Найдите следующий р а с с к а з, прочитайте выразительно.
Домашнее задание. Дочитать рассказ. Отметить и дать названия описаниям природы, уметь пересказать одну из историй, которая понравилась (из прочитанных самостоятельно).
15