План-конспект урока открытия новых знаний по русскому языку в 3 классе по теме «Написание существительных с суффиксом –ИЩ-


План-конспект урока открытия новых знаний по русскому языку в 3 классе по теме «Написание существительных с суффиксом –ИЩ-
Цель урока : знакомство с написанием суффикса -ИЩ- имён существительных.
Задачи урока:
выяснить, что влияет на написание букв а и е после суффикса –ищ-;
сформулировать правило о правописании окончаний после суффикса –ищ-;
продолжить работу над словообразованием и морфемным анализом слов;
продолжить формирование умения работать со словарями;
развивать речь, орфографическую зоркость, внимание, умения ставить учебные цели, анализировать и обобщать;
воспитывать умение общаться;
развивать самоконтроль и самооценку.
Ход урока
Организационный момент
-А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-Давайте посмотрим, насколько вы были внимательны при выполнении домашнего задания. Взаимопроверка №83 в учебнике. На доске слова для контроля:
Килограммов, помидоров, апельсинов, чулок, сапог, ботинок, валенок, яблок, мест, дел, рельсов, окон, носков-Верните, пожалуйста, тетради и поставьте себе отметку за домашнее задание.
-Какие ещё части слова вы знаете и умеете писать? (Ответы: корень, приставка, суффикс, окончание)
-Посмотрите, пожалуйста, и скажите, на какую часть слова похожи эти сочетания? ( Ответы: суффикс и окончание)
ИЩА ИЩЕ
-Запишем их в строчку как чистописание.
2. Актуализация знаний.Диалог героев учебника( АнишитЙокоповна и Миша – герои, которые сопровождают нас в УМК « Перспективная начальная школа»).
-АнишитЙокоповна!!! Я такое обнаружил!..- Миша даже не мог толком сказать, что же он обнаружил. Только всё показывал два столбика слов в Обратном словаре. В первом столбике были слова на –А, на –ИЩА, а во втором- на –Е, на –ИЩЕ.
-Хотите узнать, что это за слова? Найдём их в словаре. ( Учащиеся открывают Обратный словарь учебник «Русский язык» 2 ч.)
-Слова-то одинаковые- с суффиксом – ищ- ! - Не мог успокоиться Миша. – Но одни слова оканчиваются на – а, а другие - на –е! Почему?
-Действительно, почему? (Постановка проблемы). Хотите поразмышлять и попробовать ответить на этот вопрос самостоятельно? (Ребята высказываются, предполагают).
-Сможете сказать тему урока? После ответов ребят, открываю название темы на доске.
Написание существительных с суффиксом –ИЩ-
-Поставим цель, к которой будем стремиться на уроке. (Учащиеся ставят цель- узнать, когда после суффикса –ИЩ- пишется –А, а когда- Е).
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
3. Для поиска решения проблемы ребята выполняют №90 и №91 из учебника « Русский язык» 3ч. и 2ч. 3 класс.
№90 Цель упражнения: наблюдение и анализ, почему у существительных женского рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –а.
рыбища – рыба (ж.р.)
травища – трава (ж.р.)
………………….
ручища – рука (ж.р.)
-Скажите, какого РОДА все слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-? (Это слова женского рода).
-Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом – ищ -? (Высказывания детей. Все слова ж.р.).-Понимаете теперь, почему у них окончание – а?( Вывод)
№91 Цель упражнения: выяснение, почему у существительных мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- пишется окончание –е.
-По цепочке читайте список и говорите, от основ каких других слов они образованы. Сразу называйте РОД слова-родителя. (Например: слово зубище-от основы слова зуб/ , зуб- мужского рода).
медведище – медведь (м.р.)
дождище – дождь (м.р.)
……………………..
паучище – паук (м.р.)
-Скажите, какого рода большая часть слов, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом –ищ-? ( Мужского рода).
-А какого рода оставшиеся слова? ( Среднего рода).
чудище – чудо (с.р.) окнище плечище страшилищеднище – дно (с.р.)
-Миша обнаружил 5 слов среднего рода, а вы? (5).
-Как вы скажите: мой больной зубище или моё больное зубище?
-Как вы скажите, какой сильный морозище или какое сильное морозище?
-Договоритесь с соседом по парте о том, кто какое словосочетание будет объяснять. (Работа в парах). Проверка доказательств.
4. -Сделаем выводы:
-Сохраняет ли слово с суффиксом –ищ- РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГО оно образовано? (Да).
-Одинаковые ли окончания у слов м.р. и с.р. с этим суффиксом? (Да). Какие?(-е)
-Сравним наши выводы с правилом Летучей мыши. ( с. 81)
Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –а-, если слово, от основы которого оно образовано,(какого РОДА?)…рода (Ответ: женского рода)
Слово с суффиксом –ищ- оканчивается в начальной форме на –е-, если слово, от основы которого оно образовано,(какого РОДА?)… и … рода (Ответ: мужского и среднего рода)
5.Закрепление знаний.
У Олега Григорьева есть шуточный текст «Былина», давайте послушаем. Учащиеся выполняют №92 по заданию. Работа с родственными словами:
тетрадочка – тетрадища – тетрадь
карандашик – карандашище – карандаш
Славочка – Славище – Слава
Боренька – Борище – Боря
скамеечка – скамеища – скамья
Указываем род исходного слова. Разбираем слова по составу.(1 ученик у доски выполняет морфемный анализ слов 1 и 2 столбика). Проверка. Самооценка. (На полях тетради дети оценивают себя разноцветными кружками: зеленый – получилось всё как хотелось, нет ошибок; жёлтый – не всё получилось, как хотелось, 1-2 ошибки; красный – более 3 ошибок).Физкультурная минутка по охране зрения
6 .Домашнее задание в тпо№45 (по заданию).
7.Самостоятельная работа №93.Из текста надо выписать все выделенные слова в начальной форме. Рядом с каждым словом надо написать слово, от основы которого оно образовано. Укажи род исходного слова.
Проверка. Самооценка.
-Миша написал такие окончания: папище, мамища.
Маша написала так: папища, мамища.
-С кем ты соглашаешься? (Высказывания детей). Кто из ребят лучше понял правило? (Миша).
8. Рефлексия.
-Какую цель мы поставили в начале урока?
-Мы достигли цели? Вы теперь знаете, когда после суффикса –ищ- пишется –а ,а когда –е ? (Ответы)