Урок «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»


Тема урока: «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»
Цель:
Создать условия для формирования умений находить суффиксы в словах, наблюдать за ролью суффиксов в слове, учить образовывать слова с указанными суффиксами, писать окончания –а и –е после суффикса –ищ-.
Создавать условия для развития орфографической зоркости, наблюдательности, речи уч-ся.
Способствовать формированию умений работать в группе, воспитывать аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Ход урока
I Организация класса

II Игра «Ты мне, я тебе»
Чтобы собрать наше внимание проведем разминку для ума, поиграем в игру «Ты мне, я тебе».
-Сколько гласных букв в русском алфавите? (10)
- Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ъ и ь)
- Назовите слово противоположное слову «ВРАГ» (друг)
- Как называются такие слова? (антонимы)
- Во что превращается вода зимой? (лед)
- Какая орфограмма в этом слове? (парная согласная)
- Как проверить такие слова? Проверьте.
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении…(окончание)
- Как называется второй месяц зимы? (январь)
- Какая орфограмма в этом слове? Как узнать о правильности написания таких слов? (словарь)
- Общая часть родственных слов называется… (корень)
- Часть слова без окончания называется… (основа)
- Какая часть слова может рассказать о себе следующими словами: «В слове я стою справа от корня, с моей помощью совершаются превращения, придаю словам различные смысловые оттенки. В слове нас может быть несколько» (суффикс)
III Введение в тему
Сегодня в очередной раз предлагаю отправиться в удивительную страну Суффиксов. Суффиксы хоть и маленькая часть слова, но имеют свое лицо и о многом могут рассказать.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Чистописание

_____________________________________
_____________________________________
- Какой суффикс вы узнали в узорах? (-ищ-)
- Кто может сформулировать тему урока?
Тема: «Написание имен существительных с суффиксом –ищ-»

- Почему мы легко узнаем своих друзей среди других людей? (потому, что мы дружим с ними, знаем все их привычки, достоинства, недостатки)
- Что мы должны сделать, чтобы суффикс стал нашим лучшим другом? (побольше узнать о нем)
- Как мы будем собирать информацию о новом знакомом? (определим что знаем, а что нет)
32258018415
Игра «Выбери верное выражение»
Суффикс – это…
- маленькое слово
- часть слова
2. Суффикс служит…
- для образования новых слов
- для связи слов в предложении
3. Суффикс стоит…
- после корня
- перед корнем
4. Суффикс…
- не имеет значение
- имеет значение
- Как нам могут помочь эти знания? (безошибочно найти в слове суффикс)
IV Постановка проблемной ситуации
- Сегодня мы побываем в гостях у суффикса –ищ-

- Рассмотрите дом этого суффикса и вспомните его рассказ о себе. Какие утверждения мы можем поставить под сомнения? Какие возникают вопросы?
(-Действительно ли при помощи суффикса совершаются превращения? - Действительно ли суффикс придает словам различные смысловые оттенки?
- Какие окончания будут писаться в именах существительных с суффиксом –ищ-?)
- Мы сегодня докажем или опровергнем несколько гипотез (НА ДОСКЕ):
1. При помощи суффикса совершаются превращения.
2. Суффикс придает словам различные смысловые оттенки.
3. Правила написания окончаний –а и –е в именах существительных с суффиксом –ищ.
Итак, пожелаем друг другу удачи и отправимся за доказательствами.
V Изучение нового материала
Прочитайте текст:

Жил на свете паук. Это был не взрослый паук, а еще паучонок. Шел он по лесной дороге, а навстречу ему дрозд пролетает и кричит:
- Какой вкусный паучишко!
Вдруг бежит мышь.
- Посмотрите, какой паучок!
Грустно стало паучку. Почему его не боятся?
А ту навстречу ему муравей.
- Ой, какой паучище!
И спрятался за листочек.
- Найдите в этом тексте однокоренные слова. Запишите их в тетрадь. (Паук, паучонок, паучишко, паучок, паучище)

- Почему для дрозда – паучишко, для мыши – паучок, а для муравья – паучище? Произошли превращения?
- Какую гипотезу мы можем доказать своими наблюдениями? (что при помощи суффиксов совершаются превращения) Какие превращения?
- Какой корень в этих словах? Выделите.(паук, пауч) Что происходит в корне? (чередование согласных)
Одновременно работать в тетради (выделять суффиксы) и записывать названия значений суффиксов в таблицу-карточку
Назовите суффикс в слове паучонок (онок) Какое смысловое значение придает этот суффикс слову? (название детеныша) ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛ, КРОМЕ Ч –ЁНОК-;
ПОСЛЕ ТЕРДЫХ СОГЛАСНЫХ И Ч –ОНОК-
Приведите примеры таких слов.
- Назовите суффикс в слове паучишко (ишк). Что произошло с пауком? (мы над ним посмеялись). Какое значение суффикс –ишк- придает слову? (пренебрежительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
- Назовите суффикс в слове паучок (ок). Что произошло с пауком? (он стал маленьким) Какое значение этот суффикс придает слову? (уменьшительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
- Назовите суффикс в слове паучище (ищ). Что теперь случилось с пауком? (он стал огромным) Какое значение придает суффикс –ищ- слову? (увеличительное)
ЗАПИСЫВАЕМ В ТАБЛИЦУ и выделяем суффикс в тетради
- Какую гипотезу мы можем доказать. (суффиксы придают словам различные смысловые оттенки) Какие?
- А сейчас мы предложим нашим суффиксам потрудиться вместе с нами, потому что в совместной работе мы еще лучше узнаем своих друзей. И еще раз убедимся в правильности своей гипотезы.

РАБОТА В ПАРАХ
КАРТОЧКА (Будем работать в карточке)
- Найдите в карточке слова. Распределите их по столбикам
Домик, слонёнок, стульчик, ручищ?, зонтик, зайчонок, ветрищ?, болотищ?, топоришко- Давайте проверим (подтягиванием)
Детен. Пренебрежит. Уменьшит. Увеличит.
слоненок топоришко домик ручищ?
зайчонок зонтик ветрищ?
болотищ?
Запишите в тетрадь
ФИЗМИНУТКА (для глаз)

-Что необычного заметили в предыдущей работе? В какой части слова они находятся? А у какой части речи?

- Итак, ваши предположения? Как будут писаться окончания после суффикса –ищ-?
- Давайте вернемся к дому нашего суффикса. В нем два этажа. Какие?
-С чего начали рассуждать? (определили часть речи)
- Какую характеристику мы даем имени существительному( число, склонение, род, падеж)
- Как вы думаете, что нам может помочь в выборе окончания? (род)
(существительные среднего и мужского рода имеют окончание –Е, а женского рода –А)
- Составим алгоритм.


-С чего мы начали свое рассуждение? (определили часть речи)
- нашли суффикс –ищ-
-определили род
- выбрали окончание (ср.р. и м.р. (Е), ж.р. (А))Найдите в карточке задание №3

Вставьте пропущенные окончания, ПОЛЬЗУЯСЬ ПАМЯТКОЙ.
Дворищ…, плечищ…, барабанищ…, лапищ…, журналищ…, днищ…, силищ….
ПРОВЕРКА ПО ДОСКЕ (поставьте + на полях, кто выполнил задание правильно)
Какую гипотезу мы можем доказать? (когда пишется в окончании после суф. –ищ- А, когда Е)
Как гостеприимный хозяин суффикс – ищ- приглашает поиграть в игру
«Выбери свое место».
410718041275-а139001527940-еНа доске:
Дети выходят по очереди, вытягивают карточку со словом и доказывают вставленное окончание. Занимают место под выбранной буквой.
СЛОВА: хвостище, глазище, ножища, бычище, грязища, избища, письмо (измени слово с помощью суффикса –ищ- и докажи окончание, чтобы попасть в команду)
VI Закрепление
- Молодцы. А сейчас я предлагаю вам выполнить следующую работу. У вас у каждого на столе карточки разного цвета. (ЖЕЛТЫЕ- легкий уровень, СИНИЙ- средний, ЗЕЛЕНЫЙ – высокий уровень)

ЖЕЛТЫЙ
Распредели слова по значениям суффиксов
Лисенок, мячик, усишко, дождище
Допиши окончания используя алгоритм, ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА:
Котищ…, тучищ…, жилищ…
ОРАНЖЕВЫЙ
Распредели слова по группам
Столбище, котенок, городишко, садик.
От слов образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ищ ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА :
гвоздь –
окно-
кость-
ГОЛУБОЙ
Заполни таблицу своими примерами (по одному)
Значение суффикса Пример
Запиши слова с суффиксом –ищ- каждого рода. ЗАСЕЛИ ЖИЛЬЦОВ ДОМА
РАБОТАЮТ В КАРТОЧКАХ
ПРОВЕРКА
Желтые – проверяют по готовым ответам (Оценивают себя)
Оранжевые – проверка ответов по эталону, размещенному на доске (оценивают себя)

Голубые – проверка с учителем, озвучивание ответов.(оценивают себя)
- Давайте похвалим друг друга за хорошую работу, пожмите друг другу руку.
VII Подведение итогов
Давайте вернемся к гипотезам. Все ли гипотезы мы доказали?
Рефлексия

Давайте проанализируем нашу работу, опираясь на данные предложения:
-Я сегодня вспомнил (что такое суффикс)
- Я сегодня узнал (какую смысловую окраску несут суффиксы)
- Я сегодня доказал (при помощи суффикса совершаются превращения;
суффикс придает словам различные смысловые оттенки;
как правильно написать окончания имен существительных с
суффиксом –ищ-
- Я сегодня научился (правильно писать окончания имен существительных с суффиксом –ищ-)
- А каким алгоритмом мы пользовались? Восстановите последовательность.

- Где нам могут пригодиться эти знания?

Хотите ли вы продолжить исследовательскую работу? ДЗ учебник стр. 87 упр. 87