Технологическая карта внеурочного занятия по географии Тема: Нефть- национальное достояние.


Технологическая карта открытого внеурочного занятия по географии Дата 18.04.2016г.
Учитель: Дунина Татьяна Сергеевна-учитель географии МОБУ СОШ№15 МО Кореновский район
Предмет: география.
Класс: 6,7,8,9, группы по 6 учащихся из каждого класса.
Тема занятия: Нефть – национальное достояние России.
№ занятия по теме: вне темы.
Тип занятия: нестандартное, проблемного обучения.
Цель занятия: расширить и углубить знания о нефти, её образовании, крупных месторождениях мира и России, использовании, проблемах развития нефтяной промышленности.
Задачи :
Образовательные: Изучить понятия: нефтяной бассейн, фонтанный и насосный способы добычи нефти.
Познакомить с теориями происхождения нефти, её свойствах, с крупнейшими месторождениями нефти в мире и России, добычей нефти на шельфах морей и океанов, влиянием снижения стоимости нефти на бюджет России, проблемами отрасли.
Сформировать представление о мероприятиях, способствующих поддержке нефтяной отрасли и решении экологических проблем, связанных с отраслью.Развивающие: Уметь ставить проблему, определять правильные пути решения проблемных ситуаций и давать аналитический прогноз по развитию отрасли. Уметь экспериментировать и делать выводы по каждому эксперименту.
Воспитательные:
Воспитание чувства гордости за Россию и любви к Родине ,её богатству и стойкости в современном мире.
Воспитание позитивного отношения к ответам учащихся, которые принимают участие в занятии.
Воспитывать у учащихся чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира, воспитывать экологическую культуру.
Планируемый результат: Учащиеся должны уметь:Называть и правильно показывать нефтяные бассейны.Объяснять понятия: образование нефти, продукты переработки нефти, свойства, способы добычи, экологический мониторинг, бюджет. Уметь работать с информационным материалом, статистическими данными, технологической картой, контурными картами и таблицами. Учиться работать вместе для достижения результата занятия.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский.
Приемы: Анализ, синтез, умозаключение, обобщение.
Оборудование:
физическая карта мира
технологические карты для учащихся
статистические материалы по группам
информационные данные
коллекция «Нефть и продукты её переработки»
на каждый стол: ванночка с водой, масло – отработка, песок на тарелку, перо, салфетки, стаканчики с моющим средством.
проектор мультимедиа
видео «Нефть – наше достояние»
видео «Экологическая корова»
презентация


N п/пЭтап Время Методы и формы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент 1 мин. Диалог:
учитель - класс Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха Готовят рабочее место.
2 Проверка оборудования на занятие. 1 мин. Беседа о наличии оборудования в группах. Выявляет уровень подготовки к занятию.
Мобилизируют интерес, внимание, отвечают на вопросы учителя.
3 Установка познавательной задачи 3 мин Устное сообщение учителя Просмотр видео «Нефть – достояние России».
Предлагает отгадать загадки:
Камни, почву раздробил
Специальный бур -
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
Смотрят видео и формируют тему урока. 
Предлагают варианты ответов.
4

5 Целеполагание
Изучение нового материала. Работа в группах 1 мин.
25 мин. Диалог
Беседа
Рассказ - вступление
Объяснительно – иллюстративный.
Эвристический (частично-поисковый).
Проведение эксперимента. Исследование свойств нефти и экологических проблем, связанных с розливом нефти.
Постановка проблемы и её решение. Сообщает тему занятия: Вы уже поняли, что тема занятия …(Нефть – национальное достояние России»)Предлагает определить значимые цели занятия:
расширить и углубить знания о нефти, её образовании, крупных месторождениях мира и России, использовании, проблемах развития нефтяной промышленности.
Обращается к жизненному опыту учащихся: Сегодня мы с вами будем интенсивно приобретать новее знания, уметь ставить проблему и с помощью различных методов и приёмов их решать. Научимся работать с технологическими картами и заполнять недостающую информацию.
Найдите в информационных материалах, какие ещё есть теории происхождения нефти на Земле?
А что делают из нефти?
Какие страны и на каких континентах занимают лидирующее место в запасах и экспорте нефти?
Какие организации принимают участие в экспорте нефти, регулируют цены на нефть? Найдите информацию в справочных материалах и внесите в карту.
Существует ли проблема?
Требуется решение, ваши предложения.
Найдите в информационных материалах, где на территории России ведутся современные шельфовые разработки нефти и запишите в технологическую карту.
Существует ли проблема?
Предложите несколько вариантов решения этой проблемы.
Существуют ли проблемы с трубопроводами, по которым перекачивают нефть?
Как вы думаете, влияет ли на благосостояние России снижение мировых цен на нефть?
Давайте решим задачку, которая даст ответ на вопрос.
Что делать?
Просмотр мультфильма «Экологическая корова» Записывают тему занятия в технологическую карту, ставят цели и задачи занятия.
Группа 6 класса.
Рассказывают об основной теории происхождения нефти. ( Записывают в технологических картах теорию).
Находят информацию и записывают.
Проводят эксперимент по определению свойств нефти и вносят в карту.
Опыт №1 
Изучение физических свойств нефти.
Описать внешний вид нефти в пробирке, цвет, запах, агрегатное состояние.
В стаканчик с водой добавить 2–3 капли нефти и встряхнуть; сделать вывод о плотности нефти и растворимости.
Наблюдение:
Вывод:
Рассказ о продуктах переработки нефти.
Группа 7 класса.
Рассказывают о мировых запасах нефти на материках и в странах.
Находят информацию и вносят данные в таблицу технологической карты.
Находят информацию и вносят данные в таблицу технологической карты.
Проводят эксперимент по исследованию и данные вносят в таблицу карты.
Опыт №2 : Исследование экологических проблем, связанных с нефтью
Добавьте небольшое количество нефти или машинного масла в банку с водой. /Смешиваются ли жидкости?/.
Потрясите банку, поднесите к свету и посмотрите. Дайте пробе постоять некоторое время.
 /Не появился ли осадок? Если да, то предположите, что собралось на дне/.
Анализируют выводы в таблице и ставят проблему по очистке нефти от загрязнения.
Предлагают технологии экологического использования нефтедобычи.
Группа 8 класса.
Рассказывают о запасах нефти на территории России.
Находят информацию и записывают.
Проводят эксперимент по исследованию и данные вносят в таблицу карты.
Опыт №3 Порядок выполнения эксперимента: Исследуйте, какое действие оказывает нефть на перья птиц
Покройте перо нефтью или маслом.
С помощью воды, салфетки и моющего средства постарайтесь очистить перо.
/Удалось ли вам это?/.
Сделайте выводы и запишите.
Анализируют выводы в таблице и ставят проблему по очистке территории от загрязнения.
Предлагают решение, анализируют и вносят в карту.
Группа 9 класса.
Рассказывают о нефтяных бассейнах России, мощность добычи и транспортировки нефти.
Обозначают на контурной карте бассейны нефти России.
Рассказывают о способах добычи нефти.
Рассказывают об основных нефтепроводах России. Записывают в технологические карты.
Ставят проблему и решают её, записывая в карту.
Дети отвечают.
Решают задачу с помощью статистических данных и делают вывод.
Предложения по стабилизации обстановки в экономике России.
Проводят эксперимент, анализируют и делают выводы.
Опыт №4 Порядок выполнения эксперимента Очистки береговой линии от нефти: 
смешайте песок с нефтью, и попробуйте его очистить /учащимся предлагается /.
Анализ мультфильма.
6 Первичная проверка понимания 5 мин. Работа в группах с технологической картой. Сегодня мы с вами говорили о нефти и нефтяной отрасли России. Можно ли считать, что нефть – национальное достояние России?
Выберите из предложенных параграфов решение проблем в нефтяной промышленности, согласно изученному материалу, дополните предложения их информационных источников. Отвечают.
Самостоятельно находят решение проблем, предлагают в группах новые предложения и высказыват по группам свои соображения.
7 Закрепление знаний 2 мин. Фронтальный опрос Организует деятельность по применению новых знаний. Отвечают.
8 Домашнее задание 1 мин. Инструктаж Предлагает домашнее задание на выбор:
Принести сообщение на тему «Газ – голубое достояние России» Записывают в дневник домашнее задание.
9 Подведение итогов. Рефлексия 1 мин. Беседа Предлагает дополнить предложение:
Я знаю, что такое …
Я могу …
Я научился …   Определяют уровень достижений своих результатов. Ставят себе оценку деятельности на занятии в технологическую карту.