Проект Русский народный костюм


Методический паспорт учебного проекта: «Русский народный костюм»
Тема проекта: «Русский народный костюм»
Цель:
Изучить историю русского народного костюма.
Изготовить наглядное пособие по этой теме для уроков ИЗО и технологии.
Задачи:
Образовательные:
-научить школьников различать виды русских народных костюмов, их назначение в повседневной жизни.Воспитательные:-воспитывать любовь к родной культуре через историю народного костюма, знание традиций и обычаев; -совершенствовать навыки работы в коллективе, добрые отношения в группах, сотрудничество.
Развивающие: -содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Учебно-педагогическая задача (на группу)
Наши группы
«Этнографы» (собирают информацию о видах народных костюмов)
«Цветоведы» (ищут сведения об основных цветах народного костюма)
«Мастера головных уборов» (ищут сведения о видах головного убора)
«Бижутерия» (собирают информацию о видах женских украшений)
Возраст учащихся: 3 класс.
Время работы над проектом: 3 четверть.
Режим работы: урочно, внеурочно, домашняя работа.
Обеспечение:
Материально-техническое: компьютер, цифровой фотоаппарат, принтер.
Учебно-методическое:
Гордеева В.И. «Русская народная одежда» М., «Изобразительно искусство», 1974
Шпикалова Т.Я. «В мире народного творчества» М., 1998
Костюмы народов мира, Екатеринбург, «Литур», 2004
Информационное: сеть Интернет.
Русский народный костюм: http://dress-history.sage-way.info/russian-dress.html
Традиции русского народного костюма и современность
http://sh12sarov.narod.ru/index.htm
Дополнительно привлекаемые ресурсы: родители.
ЗУН и общеучебные умения, необходимые учащимся длясамостоятельной работы:
- по предмету: знания о традициях русского народа;
- технические навыки: умение пользоваться цифровым фотоаппаратом, пользовательские навыки работы на компьютере, нахождение материалов в сети Интернет.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся
Предполагаемые приращения:
Новое содержание по теме
Прошлое определяет культуру современного человека?
Почему костюмы разные? Почему цвета имеют значения? Какова роль головных уборов в русском народном костюме? С помощью каких украшений народный костюм становился более красивым и нарядным?
Обобщающие понятия, представления, знания:
После завершения проекта учащиеся смогут:
определить тип комплекса женской одежды; вид головного убора; назвать основные цвета народного костюма, виды женских украшений; доказать, что современные модельеры используют в своих работах элементы русского народного костюма;
использовать сетевые сервисы для сбора, получения и анализа информации.
представить результаты своих исследований.
Развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, инструментами:
-умение пользоваться цифровым фотоаппаратом, пользовательские навыки работы на ПК.
Развитие навыков самостоятельного принятия решений
Формирование (развитие) коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии, воспитание толерантности
Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе, синтезе, структурировании планировании:
В ходе работы над проектом учащиеся будут развивать следующие навыки высокого мышления:
- умение планировать предстоящую работу в группе и индивидуально;
-умение находить необходимую информацию в разных источниках, отличать главное от второстепенного (анализ);
- коммуникативные умения.
Формирование (развитие) способностей к самоанализу и рефлексии
Статус учебного проекта:
Опыт использования (степень распространения): проводился один раз в одном классе.
Этапы проведения проекта:
1. Выбор темы.
Желание знать историю русского народа и привело к данной теме проекта. Подтолкнули к этому исследованию уроки ИЗО и технологии, где состоялось знакомство с историей русского народного костюма.
2. Организация работы в группах.
Класс разделился на группы: «Этнографы», «Цветоведы», «Мастера головных уборов», «Бижутерия». Формулируются вопросы над которыми работали в течение проекта, составляли план работы.
3. Сбор материалов по теме проекта в группах.
Учащиеся самостоятельно ищут ответы на учебные вопросы своей темы, подбирают иллюстративный материал.
4. Обсуждение отобранного материала.
Ребята узнали, что народный костюм – это частичка самого народа. По костюму можно было многое сказать о человеке – горе у него или радость, бедный он или богатый, понять, откуда родом его обладатель. Женский костюм на Руси был многослойным. Основой его были: рубаха до пят, сарафан, понёва, передник. Мужская одежда на Руси не отличалась
особым разнообразием. Костюм состоял из рубахи и портов. Рубаху
носили поверх штанов и подпоясывали кушаком. Дети, независимо от пола, до 12 лет носили свободные рубахи. Костюмы делились по назначению.
5. Изготовление моделей костюмов с помощью родителей.
После знакомства с историей русского костюма ребята попробовали создать собственные модели.
6. Создание презентации по теме.
7. Защита проекта.
Выступление представителя каждой группы перед классом; общеклассное обсуждение результатов; оценка и рефлексия.
Критерии оценки проекта (оценочный лист)
Критерии Оценка
Выполнили ли вы, что задумали? Да, в течение 3 четверти
Достаточными ли знаниями и умениями вы обладали или пришлось чему – то научиться? Узнали историю русского костюма, обычаи русского народа
По каким этапам выполнялся проект? 1.Выбор темы
2.Организация работы в группах
3.Сбор материалов
4.Обсуждение отобранного материала
5. Изготовление моделей костюмов с помощью родителей
6. Создание презентации
7. Защита проекта
Что было выполнить легко, а в чём вы испытывали трудности? Трудности возникли в сборе материалов
Какие комментарии получили относительно выполненного проекта? Работы были выставлены в школьном уголке
Как можно улучшить проект? Чаще приглашать родителей для участия в проекте
Оцените совместную работу группы и участие каждого Работа выполнена успешно