Статья для юбилейного сборника о Художественной школе: Роспись по керамике.


Роспись по керамики в ХШ
Художественная роспись — (от писать, др.-русск. писа́ти; родств. пёстрый; греч. poikile; др.-инд. pimcáti — «украшает, придает вид») — искусство декорирования красками и кистью какой-либо поверхности. Искусство росписи следует отличать от живописи.
Роспись керамики известна с давних времен. Античные ремесленники украшали керамическую утварь сценами из жизни, флористическими мотивами, графическими образами.
Керамика - один из наиболее благородных материалов для декорирования. Она хорошо поддается росписи. Роспись керамики выполняется специальными красками на водной или органической основе.
Роспись — основной метод украшения керамики. Керамика развивалась как материал посуды и строительства и преимущества гладкой гигиеничной поверхности обеспечили превосходство росписи над скульптурным декором. Современная керамика имеет грандиозный ассортимент материалов для росписи — цветные массы, ангобы и глазури разнообразных фактур и текстур, подглазурные и надглазурные краски, люстры и соли. Пигменты, выдерживающие чудовищные температуры и не меняющиеся тысячелетиями. Ещё разнообразнее способы применения и сочетания этих материалов. Керамист имеет неоганиченый выбор эффектов, предлагаемых материалами и возможность работать как по бумаге и холсту рассчитывая на предсказуемый результат.
Одним из наиболее популярных приемов преображения изделия является декоративная роспись. Роспись может, как доминировать в изделии, так и очень деликатно лишь подчеркивать красоту изделия (это в основном относится к изделиям сложной формы). В любом случае роспись добавляет уникальность и позволяет придать керамическому изделию особую эмоциональную окраску.
На занятиях различными видами росписи наши дети учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Гжель, Хохлома, Городецкая, Пермогорская росписи, Дымковская, Филимоновская и Каргопольская игрушка – это исконно русское декоративно-прикладное искусство древнейших промыслов нашей страны. Знакомство с различными видами росписи позволяет на занятиях с детьми сравнивать разные периоды развития русского искусства во многих её регионах. Занятия по освоению мотивов сочетаются с разными видами деятельности учащихся ( рисование с натуры, зарисовки цветов и последующая их стилизация, обсуждение и проектирование групповой, личной работы, подбор цвета, декоративной композиции, лепка, аппликация, работа над эскизами, выставки, участие в мероприятиях), что способствует поддержанию интереса, активности детей.
Уроки по расписыванию различных керамических изделий направлены на развитие интереса к народному творчеству, его традициям, наследию и новым направлениям. Знакомясь на занятиях с материалами, техникой и способами росписи, ребята приобретают навыки цветового, пластического изображения предметов, овладевают умениями образно, творчески вырабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром, во время рассматривания картин, иллюстраций, произведений декоративно-прикладного искусства.
Процесс росписи состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от детей достаточной сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности. У детей формируется культура труда, прививается художественный вкус. Данным видом деятельности могут заниматься дети с разной художественной подготовкой.
Основные задачи таких занятий - это
Раскрыть истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества.
Привить любовь к традиционному народному искусству.
Сформировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта.
Усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация).
Овладеть художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства.
Развить художественно-творческие способности детей.
Сформировать у воспитанников целостное восприятие народного искусства как части культуры народа.
Обучить детей навыкам и приемам традиционной художественной обработки материалов разных видов.
Сформировать условия, стимулирующие и развивающие память, внимание, пространственное воображение.
Совершенствовать умения слушать и слышать устные инструкции; выполнять действия по образцу, по памяти; мысленно оперировать с объемными предметами.
Создать условия для развития уверенности в своих творческих способностях и исследовательских навыках.
Вырабатывать привычку все делать аккуратно.
Воспитывать у детей бережное и внимательное отношение к природе, развивать эмоционально-эстетическое восприятие, понимание того, что все виды изображения в своей основе связаны с природой.
В процессе обучения росписью по керамике ребята приобретут следующие умения:
1.- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
2.- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, стилизовать предметы;
3.- пользоваться знаниями о композиции в работе над темами;
4.- работать в разной технике росписи;
5.- пользоваться различными материалами для росписи керамики;
6.-самостоятельно воплощать задуманное в эскизе и переносить рисунок на готовое изделие.
Занятия по росписи керамики вводятся для того, что бы ребята узнали о множестве художественных приёмов работы с керамическими материалами, могли бы создавать свои авторские работы и использовать их в качестве полноценных бытовых художественных изделий.
Занятия построены таким образом, что, выполняя последовательно задания по росписи, изучая материалы в их обыкновенном техническом применении ребята подходят к пониманию очень сложных образно-декоративных вопросов.
На уроках выполняются задания от простых до более сложных.
Ребята узнают о спецефическом словаре художественных терминов таких как: кракле, люстр, терракота, майолика, фаянс, фарфор, надглазурные краски, подглазурные, пигменты, глазури, ангобы и т.д.Постепенно вводятся такие материалы, которые используются профессиональными художниками:
Задания по росписи керамики составлены из полезных, но простых упражнений, которые не только многому научат и обеспечат приятное время провождение, что не мало важно, но и подготовят ребят к выполнению самостоятельных художественных работ.
Чтобы создать красивую работу самостоятельно, ребёнка нужно научить компоновать рисунок в зависимости от формы изделия, создавать настроение работы.
Дивергентное решение каждого задания является основой программы ,то есть, мы получаем от каждого учащегося его индивидуальное решение упражнения.
При таком выполнении формируются вкусовые особенности ребят, выявляются их индивидуальные наклонности.
Во время выполнения заданий происходит подключение к работе уже полученных навыков или идёт накопление новых.
Главное, что должен обеспечить педагог на своём занятие это работу с удовольствием . Все задания должны быть просты и логичны. Домашние задания должны научить ребят самостоятельно без педагога заниматься дома. Творчество должно стать потребностью.
Самый хороший ученик не станет художником, если не работает сам.
Для росписи можно использовать разные краски. Краски для росписи в один мазок изготавливают из чистого пигмента и воды, они не имеют глазурного содержания, нетоксичны, безопасны и их используют для росписи изделий в которых нужно хранить пищевые продукты. Лучше всего они подходят для прорисовки мелких деталей. Для получения яркого насыщенного цвета требуется всего один мазок, отсюда и название красок. Краски полупрозрачны, поэтому не подходят для сплошного покрытия кроме того такая краска проникает в бисквит, а потому её следует наносить особенно аккуратно.
Выделяется два способа росписи: по глазури и подглазурная роспись. По глазури расписывается уже готовое изделие, а подглазурная роспись наносится на предварительно обожжённое изделие. После окончания работы изделие покрывают слоем прозрачной глазури и вновь обжигают при высокой температуре.
Краски для подглазурной росписи также подходят для работы, при этом их можно наносить в два и больше слоев, в зависимости от толщины слоя эффект может быть от прозрачного до непрозрачного цвета. Эти краски легко смываются, если сделана ошибка.
Кисти для росписи должны быть хорошими и достаточно дорогими. Используются кисти в форме веера, круглые, с заостренным кончиком, плоские.
Для получения видимости объемных лепестков используют заостренные толстые кисти, при этом краску наносят на палитру в виде капельки. Две разных по цвету краски кладут рядом и также рядом, давая немного смешаться, набирают на кисть. Убрав лишнюю краску, можно приступать к росписи. Для того чтобы получился заостренный кончик, кисть после нажатия и проведения необходимой длины мазка, приподнимают и закручивают.
Для прорисовки листьев лучше подойдет плоская кисть. Закрашивать такие формы удобно от центра к краю, набирая чуть более светлую краску, чем необходимо, чтобы была возможность создания оттенков.
Для проведения тонких цветных полосок и росписи можно использовать гончарный круг или турнетку. Внешнюю кайму на изделии можно проводить с помощью губки—спонжа. Морские губки идеально подходят для создания прелестных кружевных узоров. Иногда нужен инструмент для процарапывания узоров в технике сграффито. Также для перевода рисунка на бисквит понадобится копировальная или папиросная я бумага.
Глазурь используют как верхний слой росписи. Есть надглазурные глазури — золотая, серебряная и перламутровая. Они могут быть использованы уже после того, как изделие пройдет глазурный обжиг. Они обжигаются при более низкой температуре, для завершения отделки.
Рисовать красками по керамике очень легко – они похожи на обычную акварель. Начать роспись нужно с крупных основных элементов рисунка.
Берем обычный графитовый карандаш и наносим рисунок. Нарисовать можно все, что душа пожелает. В интернете и интерьерных журналах представлено огромное количество рисунков для росписи, или же, можно придумать тему для росписи самим – все зависит от желания и воображения. Перед нанесением на изделие нужно сделать эскиз потренироваться на бумаге.
Берем кисть и начинаем, ну например с цветка, наносим краску аккуратными мазками. При этом важно находиться в гармонии с собой и не бояться что – то испортить, – рисунок сам все подскажет. Довериться себе и все получится! Затем приступаем к прорисовке стеблей и листочков нашего цветка. Во время творческого процесса нужно постарайтесь прочувствовать картину - это поможет ее «оживить» и правильно выделить цветом основное от второстепенного. И наконец, последний штрих. Завершаем нашу композицию, то есть прорисовываем графику, добавляя тем самым изящество и законченный вид нашей работе!
Сам процесс захватывает, увлекает. Ребенок радуется каждому удачно сделанному мазку кисти. А если вдруг нужно что-то исправить, это проще простого - краска ведь высыхает постепенно!
Несколькими мазками кисти на белой поверхности фарфора, фаянса или цветного керамического изделия ребята создают неповторимую посуду или декоративное изделие.
Занятия росписью по керамике позволяют учащимся почувствовать себя на стоящими создателями, художниками. Ведь за небольшой отрезок времени вполне можно написать декоративную тарелочку или чашку, или украсить росписью собственноручно сделанное своими руками керамическое изделие! Сам процесс рождения вещи увлекает и дает стимул к созданию более сложных и технически правильно выполненных изделий художественной керамики, позволяет почувствовать ответственность за исполнение того или иного изделия, так как эта работа будет уже использоваться по назначению, или в быту, или для украшения интерьера!