Конспект родительского собрания Воспитываем добротой


Разработка родительского собрания
в старшей разновозрастной группе
Тема: «Воспитываем добротой»
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Теремок» с. Дубское»
Хмуркина Ирина Александровна

Форма родительского собрания: диспут.
Цель: обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования.
Задачи:
установить партнерские отношения с семьёй каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопомощи, общности интересов, взаимоподдержки;
показать родителям значение создаваемой взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг ребёнка для формирования положительных нравственных качеств;
дать знания об эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста;
вызвать интерес к созданию и ведению «Дневника добрых дел»;
познакомить родителей с высказываниями детей о наказаниях;
воспитывать любовь к прекрасному, вызвать радость от совместной работы;
методом анкетирования выявить преобладающий тип воспитания в семьях воспитанников: авторитарный, демократический, либерально - попустительский.
Действия:
оформление фотовыставки
выступление детей
разговор о нравственности
беседа об эмоциональном развитии детей
обмен опытом родителей
объяснение смысла пословиц о добре
показ слайдов
прослушивание аудиозаписи
выступление психолога
изучение памятки для родителей
совместное рисование детей и родителей
обработка результатов анкетирования
подведение итогов
Средства:
художественное слово в исполнении детей и воспитателя
анкета для родителей «О способах воспитания»
материал для совместной художественной деятельности детей и родителей
текст лекции
пословицы и поговорки (слайд)
аудиозапись высказываний детей
памятка «Искусство наказывать и прощать»
аудиозапись музыкального сопровождения
обработка результатов анкетирования (слайд)
Ход собрания
На центральной стене красочно обозначена тема собрания, оформлена фотовыставка детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей», между фотографиями советы о воспитании детей М. Монтессори. Родители в свободной форме знакомятся с оформлением группы.
Приглашение к разговору.
Все садятся за столы. Дети читают стихотворение Б. Заходера «Песенка о человеке».
Песенка о человеке
У всех зверей – названия.
У человека – звание.
И звание такое
Обидно уступать!
Свинье не обязательно
Вести себя по-свински,
А ты по-человечески обязан поступать!
Хотя в известной мере
Мы все - немножко звери.
Внучата крокодила,
Кузены Гамадрила,
Но как-никак мы – люди.
И потому нам мерзкиТе изверги, которые
Ведут себя по-зверски:
И тот, который давит
Собаку на дороге,
И тот, кто отрывает
У лягушонка ноги,
И ты, мучитель слабых,
И ты, злодей с рогаткой.
Считать ли всех вас за людей –
Останется загадкой…
Ведь человек – он человек.
И должен быть гуманным.
А если это слово
Вам кажется туманным –
То можно без латыни.
А просто по-отечески:
Ты человек? Будь добр,
Веди себя по-человечески
Б. Заходер Сегодня мы поговорим о главных человеческих качествах, тех, которые делают человека человеком. Чувства – это особая форма отношения человека к действительности. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. (Показ слайда)
Родительский форум «Поговорим о нравственности»
С целью активизации родительского внимания к теме собрания воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:
1.Какие нравственные качества присущи человеку? (показ слайда)
2.Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребёнке?
3.Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».
Я не ошибусь, если скажу, что все вы хотели бы, чтобы ваши дети обладали этими качествами. Что же для этого нужно?
Одним из важнейших условий успешного развития нравственных качеств у ребёнка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребёнка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном возрасте ребёнок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, весёлое настроение, чувство защищённости, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребёнка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребёнка к школе. Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на всё доброе и прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются. Массу дополнительных положительных эмоций дают семейные праздники. Ребёнок чувствует, что живёт в счастливой, дружной семье, ощущает любовь близких. Традиционный любимый семейный праздник у детей – день рождения. Как его отпраздновать?
(Две – три семьи заранее готовят рассказ об интересном опыте проведения дня рождения ребёнка, демонстрируют фотографии).
2. Об эмоциональном развитии ребёнка (выступление второго воспитателя).
Что нужно знать об эмоциональном развитии шестилетнего ребёнка?
Меняется поведение ребёнка, уходит непосредственность.
Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
Начинает осознавать свои переживания.
Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку. (Показ слайда)
В этом возрасте ребёнок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним из свойств человека. При воспитании нравственных чувств необходимо прежде всего развивать у ребёнка способность к переживанию вообще и сопереживанию в частности. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет умение сочувствовать. У ребёнка появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе. Свойственная детям бурная эмоциональная реакция на происходящее вокруг, а также потребность постоянно контактировать с людьми должны быть использованы для воспитания у них чуткости, внимания к сверстникам, младшим детям, окружающим взрослым.
В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по-разному. Одни заботливы и чутки, готовы придти на помощь друг другу, пожалеть. Другие равнодушны и эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. Необходимо обращать внимание на первые, порой незначительные попытки ребёнка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.
Благородные поступки детей, пусть незначительные, необходимо замечать и поддерживать. Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их. Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребёнка.
Одно из основных нравственных качеств - гуманное отношение к окружающим – воспитывается у детей с раннего возраста. Поведение и деятельность ребёнка более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежат заботливое, внимательное отношение к другим людям, помощь и взаимопонимание, отзывчивость и доброжелательность. Важным моментом в нравственном воспитании ребёнка является и положительное эмоциональное отношение к окружающим людям как общий психологический фон. Большое влияние на ребёнка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребёнок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.
3. Дневник добрых дел.
Когда в начале нашего собрания мы перечисляли нравственные качества, присущие человеку и которые мы хотели бы видеть в наших детях, вы назвали такое качество, как доброта. Да. Воспитывая добром, в ответ мы получаем добро! Не зря народ сложил столько пословиц и поговорок о значении добрых дел в жизни человека: За добро добром платят.
Делай другому добро – будешь сам без беды.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Добрый человек в добре живёт век.
Добро сеять, добро и пожинать.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Истинное добро всегда просто. (Показ слайда)
(Родители читают по очереди пословицы и объясняют, как они их понимают)
Я предлагаю вам и вашим детям завести «Дневник добрых дел». Вы будете записывать добрые дела, которые сделал ваш ребёнок за неделю, а дети будут делать зарисовки. В конце каждой недели, дети будут их приносить и рассказывать какие добрые дела они совершили. Вы увидите, что этот дневник сыграет свою воспитательную роль для вашего ребёнка.
4. Музыкальная пауза.
В группу приглашаются дети, которые исполняют песню «Доброта», муз. Б.Савельева, сл. А.Хайта.
(Текст песни у родителей на столах и на слайде, желающие подпевают.)
5. Радиостанция «Говорят дети».
Воспитатель предлагает родителям прослушать размышления детей о наказаниях.
Детям предлагались следующие вопросы:
Тебя часто наказывают дома?
Как тебя наказывают?
Как ты думаешь, наказания помогают воспитывать детей или вредят?
Когда ты вырастешь, будешь наказывать своих детей?
Наказывать или прощать? (выступление педагога – психолога).
Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребёнка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять мы д.б. последовательными и спокойными, твёрдыми, но доброжелательными, осознать, что ребёнку нужна не только наша любовь, но и уважение. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребёнка определено, что « родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их здоровью и развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».
Не разговаривайте с ребёнком раздражённо, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от белее важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете сейчас уделить ему время, и обязательно поговорите с ним позже.
Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если её нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.
Никогда не наказывайте, если проступок совершён впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.
Не ставьте в пример непослушному ребёнку хороших братьев и сестёр, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.
Практика показывает: взрослые скупы на одобрение, похвалу. Обращать внимание только на проблемы легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребёнок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребёнка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создаёт иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счёт накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого-то результата, но чувство обиды (особенно осознаваемой как незаслуженная) обычно даёт обратный эффект.
А сейчас я предлагаю каждому из вас памятку «Искусство наказывать и прощать». Хотелось бы, чтобы вы их не просто прочитали, а подробно изучили и время от времени туда заглядывали.
Педагог- психолог предлагает родителям ознакомиться с содержанием памятки (раздает каждому, показывает на слайде).
Памятка для родителей
«Искусство наказывать и прощать»
1. Чаще хвалите ребёнка, чем осуждайте, подбадривайте его, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчёркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
2. Чтобы ребёнок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
3. Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребёнку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
4. Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
5. Воинственность ребёнка можно погасить своим спокойствием.
6. Не ущемляйте самолюбие и достоинство ребёнка.
7. Попытайтесь понять ребёнка и оценить с его позиции плохой поступок.
8. Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
9. Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
нарочитое непослушание означает, что ребёнок хочет быть в центре внимания;
проказы свидетельствуют о том, что ребёнок жаждет эмоциональных впечатлений;
упрямство – свидетельство желания быть независимым;
агрессия – ребёнок ищет способ самозащиты;
суета, беготня – ребёнок даёт выход энергии.
7.Весёлая мастерская.
Родители приглашаются в комнату, где их ждут дети. Звучит тихая музыка «Времена года» П.И.Чайковского.
Воспитатель. Во все времена показателем нравственного развития человека служило его отношение к природе, умение восхищаться её красотой. Основы любви к родной природе закладываются в детстве. Совместные творческие занятия сближают родителей и детей, делают их общение эмоционально насыщенным. Сегодня мы с вами в осеннем лесу.
Листопад
(отрывок)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы светлою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца,
Лес пахнет дубом и сосной…
И. Бунин
Прекрасен русский лес в любое время года, но особенно осенью! Давайте и мы прикоснёмся к этой красоте! В нашей мастерской есть краски, карандаши, кисти, разноцветная бумага. Помогите стать лесу ещё красивее, возможно ему не хватает более ярких листьев, птиц на ветках, которые грустят, что прошло лето, вечно зелёных ёлочек.
(Дети вместе с родителями принимают участие в создании коллективной творческой работы «Осенний лес».)
8. Обработка результатов анкетирования.
Обработка результатов анкетирования
п/пВопросы
1 2 3 4 5 6 7
А 3балла 1балл 3балла 2балла
1балл 1балл 3балла
Б 2балла 2балла 2балла 1балл
2балла 2балла 2балла
В 1балл 3балла 1балл 0баллов
3балла 3балла 1балл
От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребёнку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.
От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.
Воспитатель. Анализ анкет показал, что в семьях детей нашей группы преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребёнку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания, что невозможно без доброты и чуткого отношения к детям.
Воспитатель раздаёт родителям весёлые картинки.
Литература:
Кыласова Л.Е. Родительские собрания. – Волгоград. Издательство «Учитель» 2013
Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьёй. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
Островская Л.Ф. Педагогические знания родителям. – М: Просвещение 1993
Свирская Л. Шпаргалки для воспитателей. – Атлант 2003 а