разработка по изобразительному искусству на тему: «Русский народный праздничный костюм».


Сценарий урока
Предмет: изобразительное искусство
Класс: 5
Автор УМК Неменский Б.М. «Изобразительное искусство»
Тема урока: «Русский народный праздничный  костюм».
Тип урока: Урок – путешествие.
Цель урока:        
Познакомить учащихся с особенностями русского праздничного костюма, как символа народа, страны.
Научить различать "сарафанный" и "понёвный"   комплексы одежды, дать понятие некоторых деталей костюма.    
Развивать  эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся, умение работать в команде.
Создать условия для привития интереса к русской народной культуре.
Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любви к Родине, её истории и культуре.
Планируемые результаты:
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к народной культуре, национальные ценности и духовные традиции.
Метапредметные:
регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль;
познавательные: узнавать, называть, сравнивать комплексы и детали одежды.
коммуникативные: строить монологические высказывания, достаточно полно и точно выражать свои мысли, работать в команде.
Предметные: научиться: различать "сарафанный" и "понёвный"   комплексы одежды, называть детали русского костюма; передавать выражения чувств, настроения, характера в рисунке; оценивать работы товарищей. Оборудование урока учителя:
компьютер
мультимедийный проектор
трафареты костюмов,
фигурки с изображением людей,
иллюстрации с изображением крестьян в праздничной одежде,
презентация " Русский народно- праздничный костюм",
русская народная музыка
Материалы для детей:
бумага,
кисти,
акварельные краски, гуашь.
Технология изучения
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПланируемые результаты УУД
I Организационный (1 мин.)
Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований
Есть волшебные слова,Скажешь, сразу тишина.Повнимательней, дружок,Начинается урок.
Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Личностные: эмоционально-нравственную отзывчивость
Метапредметные: познавательные: умение воспринимать, желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении
Регулятивные: осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные: слушать и понимать речь других.
II Постановка учебной проблемы
Цель: Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися
Постарайтесь узнать, о чем мы будем говорить на уроке сегодня и что будем рисовать, прослушав внимательно стихотворение ( выходит ученица в русском костюме)
(приложение 1)
Да, верно, тема урока: «Русский народно- праздничный костюм» (открывается тема урока в презентации). Прочтите эпиграф к уроку.
И сегодня мы отправимся в путешествие, в котором ещё лучше познакомимся с русским народным праздничным костюмом. В путешествие отправляются 3 команды (по количеству рядов). На каждом из этапов путешествия команды будут получать баллы за правильные ответы, за лучшие практические работы. За каждый верный ответ на вопрос команде – 2 балла, За верный ответ на вопрос другой команде – 1 балл.. Команда, не получившая ни одного замечания - в конце путешествия получит +5 баллов. За каждое замечание членам команды -1 балл. Все члены команды, набравшей наибольшее количество баллов - получат «5». Дети высказывают своё мнение в ответах на заданный вопрос учителя.
Метапредметные УУД
регулятивные:
- отличать различные виды объектов выполняемого задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала; действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,
моделированию изучаемого материала;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью разговорной речи ,во время ответов.
Предметные:
- правильно владеть художественными терминами;
- сравнивать образцы;
-находить общее и разное
III Открытие нового знания
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений
, их коррекция.
3.1.Посещение картинной галереи, просмотр  репродукций картин русских художников, где изображаются женщины в русских народных костюмах.
(Просмотр презентации) 1. Назовите художников, которые в своих картинах изображали женщин в русских народных костюмах
2. Чья команда назовёт больше элементов русского костюма, изображённого на картине. 1. Ответы учеников: М. Шаньков К.Маковский, В.Васнецов, Суриков, И. Билибин, А.Рябушкин
2. (Отвечают поочерёдно. Для каждой команды предлагается картина). Метапредметные УУД
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике и тетради;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
-анализировать свою творческую деятельность;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
3.2. Мы в музее русского национального костюма. 
Итак, что прежде женщины носили?
2.Объясните значение элементов одежды, о которых говорится в стихотворении Стихотворение «Женский костюм» читает ученица (приложение 2)
Ответы учеников (приложение3)
3.3. Путешествие на север и юг России.
Сравнение и анализ северного и южного русских  народных костюмов.
(Просмотр презентации) Костюм крестьянки – он традиционно носил национальные черты. Прослушайте внимательно стихотворение и запишите элементы русского костюма, о которых вы услышите. Чья команда внимательнее слушает и больше сделает записей
4. Итак, сколько элементов одежды было названо и какие?
5.Сколько головных уборов было названо и какие? 2 ученика читают стихотворение «Наряды женщин из северных и южных областей». Остальные слушают и делают записи в альбомах. (приложение 4 )
IV Релаксация
А сейчас сделаем остановку, отдохнем. (Приложение 5)
Молодцы. А теперь оправляемся дальше в путь. Повторяют движения Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
познавательные:
- проводить анализ своей деятельности;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
V. Применение новых знаний
Цель:
Практическая работа учеников работа под русскую народную музыку.
– Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе?
нагрудные узоры – защищали сердце и легкие,
наплечные – охраняли руки,
наподольные – не давали пробраться злым силам снизу.
– Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина?
 Задание дифференцированное: (приложение6)
Этапы работы:
выбрать вариант костюма;
построить общую форму костюма;
наметить места украшений и орнамента;
определить колорит (цвет) костюма;
выполнить в цвете работу. (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
(Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.)
Самостоятельно выполняют работу
Предметные:
- владение карандашом, гуашью, акварелью.
-первичные умения видеть конструкцию.
- проводить правильно вертикальные , горизонтальные, наклонные линии;
Метапредметные УУД
регулятивные:
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- проводить анализ своей творческой деятельности;
-проводить сравнение объясняя его критерии;
- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.
VI Проверка понимания.
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений
, их коррекция - Как украшали русские женщины свои праздничные костюмы? 
- А какими узорами вышивали одежду? 
- А откуда люди брали эти узоры? 
- Да, ребята. Природа многое дает человеку.
- Ребята, а где обычно располагают узоры на сарафане, рубахе, кокошнике, платке? 
нагрудные узоры - защищали сердце и легкие,
наплечные - охраняли руки,
наподольные - не давали пробраться злым силам снизу.
- А какие цвета используют при вышивке? 
- А орнамент должен выделяться на фоне сарафана, рубахи? 
- Какое символическое значение имеют отдельные части ее костюма?
-  Назовите составные части женского костюма русского Севера и Юга? 
- Из каких частей состоял праздничный костюм русского крестьянина?  Ответы учащихся
(Вышивкой)
(Цветками, листочками, веточками, крестиками, треугольниками)
(Из природы)
(По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин)
(Яркие, теплые - красные ...).
(Да)
(Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан. В северных районах  был широко распространен сарафан, а в южных понева.)(Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов.) Метапредметные УУД
регулятивные:
- определять и формулировать деятельность на уроке;
- проводить анализ творческой деятельности ;- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать и понимать речь других;
VII. Рефлексия учебной деятельности
Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка Сейчас каждая команда оценит работы другой команды и назовет лучшие работы. Первая команда называет лучшие работы  второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему им понравился выбранный костюм. Личностные УУД
- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные УУД
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
-давать оценку деятельности на уроке(совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.
Используемая литература
Андреева Ю.А. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. - СПб.: "Паритет", 2006.
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 класса общеобразоват. Учреждений / Под. ред. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение, 2000.
Детям - о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие: В 2 ч. / Под. ред. Т.Я.Шпикаловой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2011 © Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»