Урок по изобразительному искусству для 5 класса Русский народный костюм

Урок по изобразительному искусству для 5 класса
«Русский народный костюм»
Цель урока: Оформление русского народного костюма.
Задачи:
Изучение элементов русского народного костюма.
Расширение и углубление знаний по народному костюму
Развитие у школьников интереса и любви к народному творчеству
Воспитание чувства патриотизма
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Добрый день, дорогие друзья! Вас очень рада видеть я. Постарайтесь меня внимательно слушать, все запоминать, И полученные знания в своей работе применять.
2. Подготовка к восприятию нового материала
А хочу я начать урок со сказки. В славном городе Новгороде как-то был Садко купец, богатый купец. И было у него три дочери - девицы красавицы.
Вот собирается Садко – купец в страны далекие за товарами заморскими. И позвал он дочерей своих любимых : «Что, дочери, мои любимые привезти вам? Чем порадовать вас?»
Отвечают дочери, низко кланяясь:
«Привези мне, батюшка, венец чтобы краше ни у кого не было» - говорит старшая.
-«А мне рубаху девичью, да такую чтобы глаз не оторвать» - заказывает средняя.
- А младшая попросила сарафан, вышитый узорами и лентами.
Приехал Садко – купец в страну дальнюю, заморскую. Долго ходил по базару, но ничего удивительного не нашел.
Совсем отчаялся, но вдруг увидел лавку последнюю – заглянул туда и ахнул! Был там злат венец, рубаха глаз не оторвать – по низу узоры символами земли и плодородия вышиты. А сарафан – аж дух захватывает! ( слайд с этими нарядами)
Садко даже торговаться не стал – все купил.
Привез дочерям, а те и рады , да только каждой хочется чтобы и у нее и сарафан был, и венец, и рубаха!
Да где ж взять?! Сколько купец не ездил – нигде не мог таких нарядов отыскать, чтобы каждой дочке угодить. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Если вы внимательно слушали сказку, то безошибочно скажите мне о ком эта сказка?
Какие подарки обещал привести купец своим дочерям?
Может кто-то уже догадался о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Не просто о одежде, а о русском народном костюме.
3. Беседа (сопровождается слайдами)
Нам, россиянам, русского костюма Историю полезно очень знать! Костюм о людях призовет подумать, О быте, нравах может рассказать.
И сегодня с вами на уроке костюм для девушек мы будем создавать.
4. Новая тема.
Итак, что прежде женщины носили - У всех деталей имя есть свое
Подумайте, как может называться деталь русского костюма (картинка рубахи). Это длинная ниже колен, одежда. Она красиво украшалась вышивкой. Вышивка наносилась на рукава, на ворот этой детали одежды (ответы детей). РУБАХА (слайд)
Как назывался второй элемент одежды (картинка сарафана). По форме напоминает высокую юбку закрепленную в виде лямок. Его надевали поверх рубахи (ответы детей). САРАФАН. Вышивка наносилась по нижнему краю, вертикально вдоль сарафана, на лямках. (слайд)
Следующий элемент женского костюма одевался поверх рубахи или сарафана (ответы детей) (картинка передника). ПЕРЕДНИК. Вышивка наносилась полностью на весь передник. (слайд)
И последний элемент женского костюма (картинка кокошника). Головной убор русских женщин, в виде опахала или округлого щита вкруг головы. Носят его незамужние девушки (ответы детей). КОКОШНИК. (слайд)
Красота русского костюма создавалась при помощи орнамента. Знаки орнамента обязательно имели какой-то смысл. Мы сегодня с вами в работе по созданию костюма для дочерей купца будем использовать знак земли и знак воды.
Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Обращаясь к ней, они говорили: «Кормилица – мать-сыра Земля». Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Физкультминутка «Лапти, да, лапти мои»
6. Самостоятельная работа.
И так вы узнали о деталях женского костюма, орнаменте.
Но прежде чем вы приступите, к работе я бы хотела обратить ваше внимание на работу художника Ивана Петровича Аргунова «Портрет неизвестной в русском костюме». Посмотрите, как рисуют костюм профессиональные художники. (слайд)
Теперь настала пора в группах определиться кто, с какой деталью костюма будет работать. Перед вами лежит кукла и детали костюма. Ваша задача детали костюма разукрасит нанести орнамент. Орнамент в начале, прорисовываем слегка карандашом, а затем прорисовываем кистью. Это делается таким образом В работе старайтесь использовать элементы орнамента, те что мы разобрали. Оформив элементы костюма нарядите куклу. Приступаем к работе. А то дочери купца Садко заждались своих обнов.
( дети работают, звучит русская народная музыка)
7. Выставка работ.
Я вижу, ребята, что у вас готовы наряды, значит, пора их показать народу, думаю. Что купец, не задумываясь, приобретет их для своих дочерей.
Конечно, же счастье, видеть какие красивые костюмы вы создали. А давайте вспомним как назывались элементы костюма. Что обозначают символы используя которые вы оформляли костюм.
Какой костюм вам, ребята, понравился больше всего и почему. Я попрошу вас подойти поближе к своим костюмам и отметить жетоном тот костюм, который понравился вам больше всего.
А мне понравились все ведь вы в них вложили всю душу, а это здорово.
8. Подведение итога.
Ребята, с вами приятно было работать. Я хочу в память о нашей встрече подарить вам русских красавиц. Но какое у них настроение я не знаю, дорисуйте, пусть в этом отразится ваше настроение. И я увижу, с каким настроением вы заканчиваете урок.
Карточки для проведения рефлексии. Выразить свое настроение. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]