Урок литературы по теме: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?


Учитель русского языка и литературы Баймурзина Гульнур АхтямовнаКласс: 6 б
Тема: В. Солоухин рассказ «Мститель». «Месть или прощение»?
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Ι. Образовательные: на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
ΙI. Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку, содействовать формированию убеждений и потребностей учащихся в оценке последствий мести и сознательном отказе от нее.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос.
ХОД УРОКА
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент).
СЛАЙД №1
- Добрый день! Ребята, сегодня к нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость. Начнём занятие.
2. Мотивация
Обратитесь к СЛАЙД №2, на котором вашему вниманию представлены высказывания и пословицы. Внимательно их прочитайте, найдите ключевые слова и попробуйте предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном, тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. (Александр Дюма)
Поистине, совершая месть, человек становится вровень со своим врагом, а прощая врага, он превосходит его. (Фрэнсис Бэкон)
Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает. (Пословица)
(Учащиеся после знакомства с пословицами должны прийти к выводу, что на уроке речь пойдет о мести).
3.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Уч.: Ребята, рассказ называется «Мститель», а как вы понимаете смысл этого слова? (человек, который мстит)
Уч. Т.Е. однокоренным к этому слову является слово месть.
Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово месть?
Сейчас посовещайтесь с соседом по парте и запишите в овалы, которые лежат у вас на столах, одно слово, ассоциирующееся со словом месть. (уч-ся записывают).
Уч.: Я тоже записала несколько слов ( пожар в лесу, огонь, буря, кипяток) . ________, пожалуйста, подойди к столу, выбери те слова, которые на твой взгляд, более подходят к интересующему нас слову и прикрепи на доску (работа у доски).
Уч.: А теперь, ребята, мы и ваши овалы прикрепим к доске.
Уч.: А давайте заглянем в толковый словарь и посмотрим, как определяются там понятие «месть»
СЛАЙД №3 А в словаре С.И. Ожегова дается такое определение мести: «Месть – это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду».
Уч.: Желание отмстить - очень сильное чувство, проявляющееся независимо от того, в какие времена живут люди. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Теперь внимательно посмотрите на свои записи, записи на доске и сделайте вывод, что же мы чувствуем, произнося это слово. (уч-ся отвечают)
Вывод: Слово месть вызывает у нас грустные, тревожные ассоциации.
Уч.: На доске у нас, ребята, получился кластер, который поможет нам разобраться в тех чувствах, которые испытывает наш герой к своему обидчику.
4.Постановка учебной задачи.
Уч.: Посмотрите на слайд. Какие синонимы можно подобрать к слову месть.
СЛАЙД №4 Слова: отмщение, оплата, отметка.
Уч.: Попробуйте подобрать антоним к данному слову. (прощение, милосердие).
Уч.: А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока (ответы уч.- ся)
СЛАЙД №5 Тема: Месть или прощение?
Уч.: Исходя из темы, скажите, какую цель на этом уроке вы можете поставить перед собой? (оценить поступки героя)
Уч.: Итак, задача на сегодняшнем уроке: проанализировать рассказ В.Солоухина «Мститель» и ответить на вопрос: что лучше, отомстить обидчику или удержаться от этого желания?
5.Открытие нового знания.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
Уч.: От какого лица ведется рассказ? (от лица мальчика).
-Какое настроение у героя в начале рассказа?
-Почему настроение радостное? Ответ подтвердить текстом.(Настроение у героя радостное, потому что вместо урока «выпала удача копать картошку», «денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым», можно повозиться с приятелем, бросать шарик, слепленный из земли.)
-Какие изобразительно-выразительные средства использует автор, чтобы описать осенний день? (эпитеты: денек стоял тихий, теплый, сделанный из золотого с голубым, серебряные ниточки паутинок, летающих в золотисто –голубом).
-Что изменило настроение мальчика? ( «… как вдруг почувствовал сильный удар между лопаток».)
-Что особенно возмутило героя в поступке Витьки? («Ну за что он теперь меня ударил? Главное, тайком, подкрался сзади».)З.: Найдите в тексте слова, отражающие переживания мальчика, его рассуждения (уч-ся зачитывают нужные отрывки из книги). ( «…наверное, небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уж не видел ни картошки, ни солнца, ни неба»)
- Что мучает главного героя? О чем он размышляет?
Уч.: Перед нами монолог мальчика. А что такое монолог?
-В чем необычность данного монолога? (он внутренний).
Уч.: Внутренний монолог-это литературный прием, с которым мы ещё не раз встретимся на страницах других художественных произведений.
Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин использует внутренний монолог? (он помогает показать особенности того и иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей).
Уч.: Сделайте вывод.
Вывод: Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению и нежеланием бить доверчивого приятеля.
Уч.: А как по-другому можно обозначить это слово борьба? (конфликт)
Уч.: Да, ребята, это конфликт, и он называется внутренним конфликтом.
СЛАЙД №6 (определение внутреннего конфликт-конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие).
Уч.: Сейчас запишите в тетрадях определение внутреннего конфликта.
Уч.: Идем дальше.
- Что же произошло на пришкольном участке? (героя ударили)
- И кто это сделал? (Витька Агафонов).
Уч.: Возникает борьба между героем и Витькой Агафоновым, конфликт. И теперь уже конфликт не внутренний, внешний.
Уч.: Ребята, скажите, как называется часть произведения, с которого зарождается конфликт? (завязка)
- А что такое завязка? ( это элемент композиции)
- Перечислите, все элементы композиции.
СЛАЙД №7-элементы композиции.
2. Работа в парах.
Уч.: У вас на партах лежат цветные треугольники. Раскрасьте рассказ используя их.
-Каким цветом вы бы раскрасили зачин?
-Завязку?
-Развитие действия?
-Кульминацию?
-Развязку?
-Почему? (ответы уч-ся)
Уч.: Что помогает передать цвет? ( ответы уч.-ся)
Уч.: Переходим к следующему этапу - развитие действия.
Что здесь происходит? (у героя созрел план)
Уч.: Каков же он? (рассказы уч.-ся)
Уч.: Герой решает пригласить Витьку Агафонова в лес. Казалось бы, что тут такого: пригласить сверстника в лес жечь костер? Но с ним что-то происходит. Что?
З.: Найдите в тексте изобразительно-выразительные средства, передающие состояние героя. (« в горле стало сухо», «голос сделался глухой», «руки вдруг задрожали»)
Уч.: Скажите, почему же писатель обращает наше внимание на состояние героя.
- Как по дороге в лес главный герой готовился к мщению? Докажите текстом. («Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспомнить, как он ни за что ни про что ударил меня промежду лопаток…»)
Уч.: Искусственно разжигает в себе обиду.
Уч.: Но план мести не был осуществлен. Почему ? Что помешало этому?
(общие интересные дела: раскопка шмелиной норы, разжигание теплинки, приготовление пищи, купание в реке…)
6. Физкультминутка СЛАЙД №8
Утром дети в лес пошли (шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли (размеренное приседание),
Наклонялись, собирали (наклоны вперёд),
По дороге растеряли (ритмичное разведение рук в стороны).
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
Уч.: Продолжаем урок.
Уч.: Какие мысли появились у рассказчика о Витьке? Такой ли он плохой, каким казался в начале? (неплохой парень, и в лесу с ним интересно, Витька такой доверчивый, хороший, что-то придумывает).
Уч.: И что в итоге? Изменилось ли состояние нашего героя? Сравните состояние героя до прогулки и после.( «мне сделалось легко на душе»)
Уч.: Какой момент в рассказе является кульминационным? (сцена- «разведение теплинки»)
Уч.: Каково лексическое значение слова «теплинка»? Посмотрите по учебнику ( стр.70). СЛАЙД № 9 -изображение костра.
Уч.: Ребята, как вы думаете, почему автор называет костер диалектным словом «теплинка»? (образовано от слова «тепло»)
Вывод: От этой теплинки маленький комочек мести растаял.
Уч.: К какому решению приходит рассказчик? (он принимает решение не бить Витьку)
- Как характеризует это решение героя? (он добрый, умеющий прощать обиды, не умеющий мстить, не способный на подлость).
- Какова развязка этого произведения? (Витька прощен)
- А какие ассоциации у вас возникают при слове прощение? (составляем кластер) (извинение, пощада, раскаяние, милость, мольба, снисхождение, исповедь, оправдание, прощанье, принятие, прощание, шанс) -Прочитайте отрывок, в котором говорится о состоянии героя. (стр. 70)
Уч.: Давайте сделаем вывод: определим тему произведения, т.е. о чем это произведение (о чувстве мести, как герой хотел отомстить за пущенный в спину комок земли).
- Какова идея произведения? ( Месть или отказ от нее- выбор, перед которым может оказаться каждый. Необходимо останавливать чувство мести, потому что она страшна и разрушительна для человека).Вывод: Это произведение не о мести, а о том, как герой искал правильный выход и нашел его, решив простить обидчика.
Конфликт между мальчиками решился мирным путем.
Уч.: Ребята, всегда ли конфликты разрешаются мирным путем? (ответы уч.-ся)
-А как вы предлагаете выйти из конфликтной ситации? Что вы делаете для этого? ( ответы уч.-ся) СЛАЙД № 10 («Правила «Контролируй себя»:сосчитать до 10 и обратно, дышать глубоко, обговорить проблему с друзьями, родителями, послушать любимую музыку, погулять с собакой, почитать книгу.
6. Итог урока. Включение нового знания в систему.
СЛАЙД № 11
Уч.: 2015 год объявлен в России Годом литературы.
Ребята, есть огромное количество книг, в которых вы можете найти ответы на вопросы, как поступить в ситуации, когда вас обидели.
Вот лишь некоторые из них.
СЛАЙД № 12,13,14,15 книги.
Вывод: Месть живет только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум.
Нужно оставаться ЧЕЛОВЕКОМ! Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными и учитесь прощать. И пусть вам в этом поможет наш сегодняшний урок и рассказ В. Солоухина.
Уч.: Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили в начале занятия? (оценить поступки героя)
- Мы ее достигли? (Да)
- Как вы думаете, какой вырастет из нашего героя человек? (добрый, честный, умеющий прощать)
7. Рефлексия деятельности. СЛАЙД № 16
Уч.: Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить.
Я понял, что…
Теперь я постараюсь…
Я научился…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Уч.: В каждом из нас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Добрый человек-это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце. И в память о нашем уроке я бы хотела вам подарить по солнышку.
Когда кипишь,
Судьбой униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой. Остынь.
Поверь – действительно
Все встанет на свои места.
Ты сильный. Сильные не мстительны.
Оружье сильных - доброта.
8.Оценки за урок
-Как вы оцениваете свою работу на уроке? (ответы детей)
-….., какую бы оценку ты себе поставил(а)?
9. Информация о домашнем задании. СЛАЙД №17
Дом. Задание: 1) Вспомните литературные произведения, в которых присутствует тема мести. Как в них разрешается конфликт? Напишите сочинение-рассуждение.
2) Пересказать то, что произошло на школьном участке от лица Витьки.3) Дайте советы, как избавиться от обиды.