Разработка внеклассного мероприятия: Прощение или месть


Методическая разработка классного  часа  на тему
«Прощение или месть?»
Задачи классного часа 1. Объяснить влияние обиды на отношения.
2. Выявить причины непрощения.
3. Побудить прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
Оборудование компьютер, мультимедийный проектор. 
План классного
часа 1. Организационный момент 2 минуты
2. Сообщение целей классного часа, актуализация и мотивация деятельности студентов 5 минут
3.Основная часть 30 минут
4. Поведение итогов классного часа, рефлексия 3 минуты
 
Ход классного часа
Организационный моментИгра «Да - Нет»
Классный руководитель задает вопросы, а студенты отвечают положительно или отрицательно в бланке ответов, которые лежат перед ними.
Вы любите шутки?
Вы когда-нибудь подшучивали над своим другом?
Вы не любите, когда над вами подшучивают?
Вы получали прозвища?
Вы знаете продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?
Вы хоть раз просили прощения, когда кого-то обидели?
Вы хотя бы раз оказывались не правы в споре?
Вы согласны, что «на обиженном воду возят»?
Вы на злобные слова отвечаете шуткой?
Вы прощали, когда вас обижали?
Подвести итоги: чего больше «да» или «нет».
Сообщение целей классного часа, актуализация и мотивация деятельности студентов
Классный руководитель:
- Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды. В некоторых случаях это происходит случайно, в других — люди обижают друг друга намеренно. Обида причиняет боль. Как с этим справиться? Как я должен относиться к людям, которые меня обидели, особенно если это произошло умышленно? Обо всем этом мы и будем говорить сегодня на классном часе, тема которого «Прощение или месть?».
Слайд1Основная часть
Классный руководитель: Первый вопрос. Каковы причины непрощения?
Слайд2Ответы можно вывести на слайд и попросить объяснить основные причины:
1) эгоизм (человек воспринимает обиду как оскорбление своей личности, это его возмущает, задевает, ущемляет чувство собственного достоинства, все мысли направлены на свою персону, занят своими чувствами, переживаниями, считает, что обидчик должен первым подойти и попросить прощения);
2) гордость (это чувство требует возмездия, расплаты, мести);
3) жажда справедливости (пока обидчик не понес наказания, человек считает себя вправе обижаться на него);
4) самолюбие (прежде чем простить, человек хочет, чтобы обидчик побегал за ним, вымаливая прощение, страдал, как пострадал он, испытал ту же боль и т. п.);
5) низкая самооценка (для таких людей простить означало бы понизить планку самооценки еще ниже, а также лишиться сочувствия со стороны других);
6) боль от нанесенной обиды (сама мысль об обиде причиняет боль, человек не желает вспоминать об этой боли, особенно если рана слишком глубока и о ней хочется забыть, запрятав боль далеко внутрь себя);
7) мнение окружающих (в мире бытует неправильное представление о прощении, в окружающей жизни полно негативных примеров воздаяния, что еще больше культивируется в кинофильмах, друзья в качестве поддержки оправдывают непрощение, считают такое отношение справедливым);
8) отношение друзей (человек боится, что, если он простит, друзья или окружающие люди его не поймут и отвергнут);
9) неспособность простить самого себя (человек склонен переносить критику с себя на других людей — то, что не нравится в себе, трудно воспринимается и в других);
10) неумение прощать (человек не знает, что такое прощение, он может заблуждаться, считая, что уже простил, но на самом деле все еще таить в глубине души обиду).
Классный руководитель: - Что же такое прощение?
Слайд3
Для объяснения можно пойти от противного: выяснить, чем прощение не является:
1) понимание мотивов, объяснение и оправдание действий обидчика (этого недостаточно для прощения, необходимо принять решение, отпустить боль из сердца);
2) все забыть (некоторые думают, что со временем обида сама стирается с души, забывается, особенно если о ней не думать; но закапывание в себе боли не приносит душевного исцеления; время не может простить вместо человека, оно только помогает справиться с обидой, но само по себе ничего не дает);
3) непонимание того, что на кого-то обижен (возможно, обида уже давно забылась, но все еще сказывается на психическом состоянии, мешает в отношениях с людьми, создает внутренние комплексы, зажатость, беспокойство и т. п.; такими, например, бывают обиды, причиненные в детстве плохим отношением родителей и др.);
4) отрицание факта обиды (когда человек не признается даже сам себе, что обиделся на кого-то, как будто ничего не произошло, но на подсознательном уровне страдает из-за живущего в душе непрощения);
5) слова «Я простил тебя» (человек может сказать это, но продолжать обижаться; некоторые думают, что благодаря своему признанию обида и боль автоматически уйдут, но этого чаще всего не происходит).
Слайд4Классный руководитель: - Что значит простить? Непрощение относится к внутреннему состоянию человека. Оно ранит самого обиженного, причиняя ему боль, даже если порой он этого не осознает.
Слайд5
Непрощение приносит беспокойство и злобу, которые отравляют душу и приводят к мести. Непрощение разрушает общение с людьми и мешает их наладить.
Классный руководитель: Второй вопрос. Как узнать, простил я обидчика или нет?
Слайд6Вместе с группой вывести признаки непрощения:
1) огорчение (если это чувство возникает всякий раз, когда вспоминается случай нанесения обиды);
2) жалобы (человек часто вспоминает случай нанесения обиды с целью пожаловаться на обидчика);
3) уныние (недовольство жизненными обстоятельствами приводит к этому чувству, а причина может скрываться в непрощенной обиде);
4) отчуждение (отсутствие желания общаться с обидчиком — человек начинает избегать встреч с ним; присутствие того, кто причинил когда-то боль, просто невыносимо; человек говорит: «Я тебе все простил, но больше ко мне не подходи», это свидетельствует о непрощении);5) требование возмещения ущерба (когда человек готов простить только при условии возмещения причиненного ему ущерба, например, обидчик должен заплатить деньги или приобрести какую-нибудь вещь, сделать подарок, публично признать свою вину, встать на колени и т. д.; если этого не происходит, обида так и продолжает сидеть в сердце).
Классный руководитель: Третий вопрос. Все ли обиды я должен прощать? Или есть проступки, которые должны быть наказаны мной?
Слайд7Можно задать дополнительные вопросы, например такие:
Как относиться к террористам или насильникам? Что, если в результате их действий пострадали мои близкие родственники, друзья? Можно ли простить, если нанесен тяжелый физический или моральный ущерб?
Как нравственный абсолют прощение действует на любой поступок без исключений. Поскольку оно касается осуждения и наказания, то ни у кого нет морального права самому вершить возмездие. С этой точки зрения, нужно уметь прощать любую обиду, любой проступок, даже если он нанес непоправимый ущерб (например, инвалидность, смерть близкого человека и т. п.). Прощение необходимо в первую очередь нам, для нашего душевного спокойствия. Иначе душевная рана никогда не перестанет болеть.
Классный руководитель: Четвертый вопрос. Как научиться прощать обиды?
Слайд8
1. Надо постараться за своей неудовлетворенностью и душевным дискомфортом увидеть в себе непрощение и искренне желать освободиться от него. Прощение — это добровольное решение человека.
2. Подумать и вспомнить случаи, когда я сам причинял боль другим людям таким же образом, как сейчас обижают меня.
3. Если я в ответ причиняю человеку такую же боль, какую он причинил мне, то я ничем его не лучше и достоин не меньшего презрения, чем он.
4. Поговорить с другом, кем-нибудь о существующей проблеме и душевном конфликте. В этом разговоре очень важны искренность и честность.
5. Постараться примириться с человеком, причинившим боль, наладить с ним отношения, сказав, что простил его. Сделать первый шаг.
Поведение итогов классного часа, рефлексия
Слайд9Классный руководитель: - В заключении я хочу привести вам слова Пауло Коэльо – это бразильский прозаик и поэт, который сказал: «Простить — значит быть способным выйти за пределы мести и справедливости…»
Слайд10
- Запомните! Непрощение вредно прежде всего для самого человека, который обижен. В его душе возникает много неприятных чувств, которые отравляют жизнь. Поэтому, заметив за собой обиду, надо постараться как можно быстрее простить своего обидчика и примириться с ним. Решение, простить или нет, зависит только от вас, никто другой этого не сделает вместо вас. Правило «бумеранга».
Слайд11
Научитесь прощать за конфликты и слезы,За утрату любви, за безумные грёзы,И поступки врагов, что вам жизнь отравляли,За слова тех людей, что любили, но врали.
Научитесь прощать, отпуская обиды,Далеко от себя, чтоб навеки уплыли,Чтоб в душе не скребли, словно кошки когтями,Пусть ветра унесут их в далекие дали.
Не тащите с собой чемоданы с камнями,Время лечит порой и прощеньем те раны,Что обиды клеймом выжигают на сердце,Научитесь прощать, будет легче, поверьте.