Конспект открытого интегрированного урока Жанры устного народного творчества

Учитель начальных классов
Гинзбург Наталья Алексеевна

Тема: «ФОЛЬКЛОР – НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ»
(открытый интегрированный урок по предмету
«Литературное чтение + музыка» во 2 классе)

Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством;
Развивать образную память, творческое мышление;
Развивать способности владения точным выразительным языком;
Воспитывать чувство уважения к русскому наследию, русскому фольклору.
Задачи:
личностные:
развитие музыкально-образного мышления;
-развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективной работы;
образовательные:
-умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе познавательных мотивов и интересов;
-освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства.
развивающие:
- развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти, слуха), ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения.
воспитательные:
-воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира.
коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
-умение слушать и понимать собеседника;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач.
Оборудование:
Синтезатор
Русские народные инструменты
Компьютер, экран (презентация «Русский фольклор»)
Выставка детских книг на тему «Устное народное творчество»
Слово «ФОЛЬКЛОР» на карточках (на листе А4)
=========================================











Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей! Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям! И наши уважаемые гости в ответ улыбнутся нам!
2. Актуализация знаний учащихся на уроке по теме.
СЛАЙД 1.
«Устное народное творчество».

-Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Два предмета – литературное чтение и музыка – подружились и пришли вместе к нам в гости.
- И так мы начинаем.

Жили – были
В некотором царстве, в некотором государстве

Ты, рябинушка раскудрявая,
Ты когда взошла? Когда выросла?

Кошка на окошке рубашку шьёт,
а курочка в сапожках избёнку метёт

Баю, баю, баюшки,
в огороде петушок.
Петя громко поёт,
Ване спать не даёт.

-Ребята, знакомы ли вам эти фразы? Слова?
- Правильно. Так начинаются произведения разных видов устного народного творчества.
- На доске карточки - окошки. Но они не простые, а с секретом! На каждой карточке - загадка. Если вы правильно их все отгадаете, то окошечки откроются и мы увидим, что - то необычное!
(карточки с буквами на обратной стороее “ФОЛЬКЛОР”. На каждой каоточке - загадка. Отгадали - перевернуть карточку. Из букв возникает слово “ФОЛЬКЛОР”. Тема урока)
Есть такое понятие - ФОЛЬКЛОР. Вам знакомо это слово? (НЕТ)
_ А хотите узнать, что это такое? (Да)

- Дорогие ребята! Определите тему нашего сегодняшнего урока.
(будем закреплять наши знания про устное народное творчество, познакомимся с понятием “фольклор”)
СЛАЙД 2. «Схема».
На схеме приведены примеры народного творчества в литературе: русские народные сказки, былины, попевки, прибаутки, сказы, скороговорки, пословицы, пляски, песни.

-С видами, жанрами УНТ вы уже встречались, знакомились в 1 классе. Во 2 классе продолжили наше знакомство с этим понятием и произведениями УНТ. И в с каждым годом вы будете узнавать каждый раз что-то новое о народном творчестве.
Сегодня мы продолжим знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором.
Обратите также свое внимание на выставку художественной литературы (показ сборника русских сказок, скороговорок).
3. Изучение нового материала.
1. Учитель: - Ребята, мы сегодня познакомиться с новым словом
СЛАЙД 3. «Слово «фольклор» и его перевод с английского языка.».
«фольклор».
В переводе с английского языка на русский язык, слово «фольклор» означает - народная мудрость.
СЛАЙД 4. «Толкование слова «фольклор».
Фольклор – это народное творчество, народное искусство.
Фольклор – это коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, традиции, его стремление к добру, миру, любовь к природе, животным к земле.
СЛАЙД 5. «Произведения фольклора».
СЛАЙД 6. «Когда зародился фольклор».
В произведениях фольклора выражаются чувства народа, его идеалы, духовное богатство, щедрость и широта русского характера.
Фольклор зародился в глубокой древности и является основой всей мировой и художественной культуры.
ВЫВОД (обобщение).Что такое русский фольклор? Это коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, традиции, его стремление к добру, миру, любовь к природе, животным к земле. В переводе с английского - народная мудрость.
(Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).
Его примеры в музыке ( русские народные песни, хороводные, плясовые, наигрыши, колыбельные, частушки).
СЛАЙД 7. «Фольклорные ансамбли».
Сегодня мы с вами проведем путешествие
"По стране русского фольклора”
Загадки: "Нет, без загадки не прожить!".
-Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить. Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает
Тот слёзы проливаеит? (лук)
2. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)
3. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)

4. Дождь пришёл, и вырос мост,
Растянулся на семь вёрст.
И висит он золотой
Над деревней и рекой.
Не проехать по нему
Ни машине, ни коню. (радуга)


-Пословицы.
- Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)
Правильно. Это жанр фольклора. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.
- Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.
Продолжить следующие пословицы и поговорки.
Книгу читать, как на крыльях летать;
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
Не красна изба углами, а красна пирогами;
Поспешишь - людей насмешишь.

2.Вопрос учащимся – Ребята, какие вы знаете русские народные песни?
( ответы учащихся- «Во поле береза стояла» , «Во саду ли ,в огороде» и т.д.)
СЛАЙД 8. “БЕРЁЗА”
Русские народные песни не просто исполняли (пели), а старались жестами, мимикой, танцем выразить своё отношение к песне.
Предлагаю вам послушать русскую народную песню «Во поле берёза стояла» в исполнении фольклорного ансамбля нашего класса.
- Какой характер у этой песни?
ИСПОЛНЕНИЕ русской наолдной песни
«Во поле берёза стояла» фольклорным ансамблем девочек класса.
7.Знакомство с русскими народными инструментами.
- Ребята, а большинство русских народных песен, танцев исполняется под музыку народных инструментов.
- А какие русские народные инструменты вы знаете?
СЛАЙД9. «Загадки о русских народных инструментах. БАЛАЛАЙКА»
Из дерева вырубается,
А в руках поёт, заливается...
СЛАЙД 10. «Балайка (картинка)».
(балалайка)
СЛАЙД 11. «Загадки о русских народных инструментах. БАЯН»
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит
СЛАЙД 12. «Баян. Картинка».
(баян)
СЛАЙД 13. «Загадки о русских народных инструментах. БУБЕН.»
Он любит, когда его бьют,
Покоя ему не дают –
Он пляшет в руках и звенит,
И добрых людей веселит.
СЛАЙД 14. « БУБЕН.Картинка»
(бубен)
СЛАЙД 15. «Трещётки”
СЛАЙД 16. «Костаньеты”

9. Минута релаксации. Прошу всех встать.
А давайте с вами поиграем в игру «Музыкальные инструменты»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Гармонь(балалайку ,рожок,) мне изобрази!
(Дети изображают руками и жестами различные русские народные инструменты.)

СЛАЙД 17. «Ансамбль русских народных инструментов
(фольклорный ансамбль)”
Создание фольклорного ансамбля.
- Ребята, давайте создадим фольклорный ансамбль. Кто хочет стать участником нашего ансамбля? (ребята выходят к выставке народных инструментов, разбирают и называют их).
8.Исполнение песни «Как у наших у ворот» участниками фольклорного ансамбля (исполнение песни).
Частушки.
СЛАЙД 13. «Частушки”
- Ребята, а что за жанр такой - частушки?
-Частушки бывают разные: детские и взрослые.На разную тему. А сегодня девочки приготовили для вас сюрприз - частушки на школьную тему. Эта тема нам ближе всего!
ИСПОЛНЕНИЕ частушек группой девочек класса.
Рефлексия:
- Ребята, наш урок подходит к концу.
- На парте у вас лежат яблочки (красные, жёлтые, зелёные). Давайте разместим их на нашем волшебном дереве и таким образом оценим свою работу на уроке. Красное - 5, жёлтое - 4, эелёное - 3.
Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. (Объяснение, анализ).
12.Подведение итога урока.
1. С каками жанрами устного народного творчества мы сегодня работали?
2. Что такое “фольклор”?
Какие музыкальные инструменты услышали в музыке?
Фольклор – народная мудрость, передаваемая из поколения в поколения, народная ценность и традиция. На уроке мы познакомились с примерами фольклора.
12. Домашнее задание:
- нарисовать иллюстрации по теме урока (по желанию).
13. Выставление оценок