Особенности построения, содержания и методики проведения уроков физической культуры с учащимися основной, подготовительной и специальной медицинских групп

Из опыта работы.
«Особенности построения, содержания и методики проведения уроков физической культуры с учащимися основной, подготовительной и специальной медицинских групп.»
В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности все школьники распределяются (на основании углубленного медицинского осмотра) на три медицинские группы: основную (не имеющую отклонений в состоянии здоровья), подготовительную и специальную. Подготовительная группа - учащиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья (без существенных функциональных нарушений), а также недостаточную физическую подготовленность. Задачи занятий физическими упражнениями с учащимися этой группы: укрепление их здоровья, улучшение физического развития и физической подготовленности и перевод в основную группу. При изучении и выполнении различных двигательных действий, связанных с повышенными нагрузками, требования к учащимся снижаются. Материал учебной программы проходят с облегчением сложности, сокращением длительности упражнений и количества их повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями. Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах. Двигательные задания школьникам данной группы могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Специальная группа - учащиеся, имеющие такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья). Задачи физического воспитания для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе: - обучение рациональному дыханию; - освоение основных двигательных умений и навыков; - воспитание морально-волевых качеств; - воспитание интереса к самостоятельным занятиям физической культурой и внедрение их в режим дня учащихся; -создание предпосылок, необходимых для будущей трудовой деятельности учащихся. Для решения этих задач организуются занятия лечебной физической культурой (ЛФК). Конкретная программа занятий составляется учителем физической культуры совместно с лечащим врачом. В зависимости от характера заболеваний учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять на подгруппы: с болезнями сердца, верхних дыхательных путей и легких, с аномалиями рефракции глаз, с ожирением, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Основной формой физического воспитания учащихся с отклонениями в состоянии здоровья является урок, где продолжительность подготовительной и заключительной частей увеличивается. В подготовительной части (до 20 мин) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. В заключительной части урока (35 мин) выполняются простые упражнения на расслабление, ходьба в медленном темпе, дыхательные упражнения. Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120130 уд./мин, с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140150 уд./мин. (контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей).  Кроме уроков используются: утренняя гигиеническая гимнастика; гимнастика до уроков, физкультурные минутки во время общеобразовательных уроков; физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий; подвижные игры небольшой интенсивности на переменах, различные спортивные развлечения на свежем воздухе в летнее и зимнее время года и др. 
По ходу уроков с участием обучающихся подготовительной и специальной медицинской группы, я при постановке задач урока выделяю задачу для обучающихся подготовительной и СМГ;
- при беге строем всей группы я не отстраняю такого ученика, а лишь регулирую темп и продолжительность его бега своевременной подачей команд «медленней», «перейти на шаг». Есть дети, которые вообще преодолевают заданную дистанцию только шагом;
- при общеразвивающих упражнениях для всех занимающихся обучающийся спецмедгруппы также их выполняет, но уменьшается количество серий выполнения упражнения, либо упражнение, сложное для таких детей, совсем пропускается.
-при проведении подвижных игр (включая спортивные) ученик спецмедгруппы по моему усмотрению  принимает участие в них в зависимости от интенсивности игры и характера проведения. Если игра малоподвижная, не дающая большой физической нагрузки, то ребенок участвует в ней в качестве игрока, а если же игра повышенной интенсивности, то такой ученик выступает в ней в роли судьи или помощника учителя. Также, если , например, идет урок баскетбола ( учебная игра), учащиеся основной и подготовительной группы играют в баскетбол, а дети, отнесенные к спецмедгруппе могут играть в шашки или шахматы.
- во время занятий гимнастикой ( например тема урока: совершенствование техники выполнения комбинации из элементов акробатики) я предварительно даю задание всему классу: - составить каждому обучающемуся свою комбинацию из 7-8 изученных элементов акробатики, при этом учитывать выполнение обязательных элементов. Есть в классе дети, которым противопоказано выполнение кувырков. Они включают вместо этих элементов различные перекаты, упражнения в равновесии («ласточка»), «полушпагат», наклоны, махи, подскоки, многоскоки и т.д.
Успеваемость оценивается по посещаемости занятий
физкультурой, отношению к ним, качеству выполнения комплексов
упражнений - домашних заданий, умению и навыкам элементов ЗОЖ,
умению осуществлять самоконтроль здоровья и функциональных
возможностей.
Вывод. Организация занятий ФК обучающихся и воспитанников,
отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам,
основывается на врачебно-педагогическом контроле, что способствует
предупреждению прогрессирования болезни и коррекции отклонений в
состоянии здоровья детей и тем самым - включению в социальную жизнь
общества более здорового подрастающего поколения.

И в заключении хочу сказать:
преодоление собственной слабости формирует волю, характер;
преображает личность: исчезают скованность, страх, комплекс
неполноценности.




Учитель физической культуры МОУ «Шелаевская СОШ» - Луншина И.Н.

Заголовок 215