Малые жанры народного творчества ( 4 класс)


Малые жанры народного творчества (повторение) 4 класс
Тема. Поиграем в «угадайку»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-игра с элементами соревнования.
Цели урока:
1. Образовательная:
закрепить понятия об устном народном творчестве;
поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”,
2. Развивающая:
развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;
развитие грамотной устной речи;
формирование навыков выразительного чтения
3. Воспитательная:
воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;
воспитание нравственных качеств.
Развивать навык коллективной работы.
Оборудование: выставка детских рисунков, цветок, магниты, , учебник Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская“Литературное чтение; 4 класс, 1 часть, рабочая тетрадь № 1, толковый словарь Ожегова.
Пособия: карточки с текстами потешки, небылицы, скороговорки, загадки, небылицы.
План урока:
1. Вводное слово учителя.
2. Выполнение учащимися различных заданий и упражнений (в форме игры).
3. Итог урока (работа в парах)
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Сообщение учащимся цели предстоящей работы и формы проведения урока.
Учитель.
Сегодня у нас необычный урокНа нём подведём мы работы итог. О малых жанрах народногоТворчества поговорим, То, что читали, повторим.
Во саду ли, в огородеДевица гуляла,Во саду ли, в огородеЦветочки поливала. Один цветочек сорвалаИ нам в класс передала.
2. Тема урока.
-Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
-Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?
-Фольклор - народная мудрость, народное знание. Фольклорные произведения сопровождают человека всю его жизнь.(Дети рассказывают своими словами).
-Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
- Замечательно! Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о малых жанрах народного творчества. Давайте разделимся на команды: 1 ряд – 1 команда, 2 ряд – 2 команда, 3 ряд – 3 команда. В конце урока подведём итог: кто самый эрудированный по этой теме?
Определите тип жанра
1 задание.
Прочитаем эти слова снизу вверх. (« Добры бобры идут в боры»)
Ы Ы Т Ы
Р Р У Р
Б Б Д О
О О И Б
Д Б В
-Попробуйте прочитать справа налево:
НОШЮПАК АЛИПУК УКНОШУКУК АКШУКУК
-Как называется такое предложение? ( скороговорка)
-Догадались что это такое? Ну конечно это скороговорки.
-Для чего нужны скороговорки? ( Учат четко и правильно произносить слова, говорить чисто и понятно, поэтому их называют - «чистоговорки»)
Задание каждому ряду: приведите свой пример скороговорки.
Вы выполнили задание и открывается один лепесток.
2 задание.
Один, два, три, четыре, пять –Кто умеет здесь считать?Рассчитайте-ка ребят, Что в кружочке здесь стоят.
-Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.
-Для чего люди придумывают считалки?
-Возникла считалка в глубокой древности, когда многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни человека. А делать эту работу кому-то всё –таки было. Кого же назначать? Как распределить трудные дела7 вот и придумали льди считалки. И лишь когда человеческая жизнь изменилась, считалка стала частью детской игры. Они помогают детям распределить роли в игре так, чтобы всем было весело и никому не обидно
Каждая команда должна привести пример своей считалки.
Молодцы! Вот и второй лепесток нашего волшебного цветка открывается
3 задание.
-У вас на листках напечатан текст. Вы должны его прочитать вполголоса, затем определить жанр.
Три-та-та, три-та-та!Вышла кошка за кота. Ходит кот по лавочке. А кошечка – по подлавочке,Ловит кота за лапочки:- Ох ты, котик, коток,Крутолобенький!Поиграй ты, кот, со мной,С Машкой, кошкой молодой!
-Это потешки. Как вы думаете, а для чего нужны потешки? Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.
Каждый ряд должен привести пример своей потешки.
Пока открывается следующий лепесток, мы с вами проведём физкультминутку при помощи потешки.
Лётал, лётал воробей. Лётал, лётал молодой. По-за синю морю. Видал, видал воробей. Видал, видал молодой Как девицы ходят. А девицы ходят так, И вот эдак и вот так,
Так девицы ходят. Лётал, лётал воробей. Лётал, лётал молодойПо-за синю морю. Видал, видал, воробей,Видал, видал, молодой, Как парнячи ходят. А парнячи ходят так,И вот эдак, и вот так,Так парнячи ходят.
4 задание.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Дубина выбегает
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах.
«Мужики горят!»
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.
-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?
-Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.
-Для чего придумывают «небылицы»? (для веселья и смеха)
-Прочитайте вполголоса небылицу, которая у вас напечатана на листочках, а потом мы прочитаем её хором.
Шла торговка мимо рынка,Спотыкнулась о корзинкуИ упала в яму – бух!Раздавила сорок мух.
-Попробуйте придумать свою небылицу. Я вам даю рифму: галка – палка.
Ответы детей.
-Молодцы, ребята, у вас неплохо получается. Вы выполнили и это задание, и поэтому у нас открывается ещё один лепесток.
5 задание.
-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.
Это загадка.
Тогда для вас, ребятки,По одной загадке.
1 команде.
Не ездок, а со шпорами,Не сторож, а всех будит. (петух)
- А как вы догадались?
У петуха на лапах наросты, как будто шпоры, и он всех будит по утрам.
2 команде.
Не портной, а всю жизньС иголками ходит. (ёж)
А как вы догадались?
У него много иголок.
3 команде.
Два брюшка, четыре ушка (подушка)
- Объясните, как вы определили, что это подушка.
-Загадка, пословица, скороговорка, потешка, небылицы, считалка, песенка – это формы фольклора.
Вот и следующий лепесток открылся.
6 задание.
- Ребята, а кто может сказать, что такое побасёнка? Ответы детей.
-Приведите свои примеры.
-Вот открылся ёщё один лепесток.
Итоги урока. (Работа в парах.)
- Возьмите карточки, определите к какому жанру устного народного творчества относятся эти произведения:
1.От топота копыт
Пыль по полю летит. (скороговорка)
2.Катилось яблоко мимо сада.
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет. (считалка)
3.Конь ретивый, долгогривый
Скачет полем, скачет нивой.
Кто коня того поймает,
С нами в салочки играет. (считалка)
4.Белые бараны били в барабаны. (скороговорка)
5.Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть –
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами. (небылица)
6.Я стаю на трёх ногах,
Ноги в чёрных сапогах,
Зубы чёрные, педаль.
Как зовут меня? (загадка)
-Вот и раскрылся наш волшебный живой цветок устного творчества русского народа.
-Давайте повторим? О каких жанрах устного народного творчества мы беседовали сегодня. Ответы детей. По ходу урока выставляются оценки.
-Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)
-А что из перечисленного, по вашему мнению, является наиболее важным?
-Что больше понравилось и запомнилось?
-Вы все хорошо справились с заданиями, и каждая команда имеет право получить звание эрудированной команды.
-Предупреждаю, что на следующем уроке придется вспомнить структуру каждого жанра полностью еще попробовать сочинить в том или ином жанре.
Домашнее задание.
-Я вам предлагаю дома прочитать схемы жанров №1-6 и записать свои примеры.