Малые жанры устного народного творчества. УМК Перспектива

Открытый урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Защита проекта «Наша первая книга»
«Малые жанры устного народного творчества»

Урок 10 из раздела «Весёлый хоровод»
Тема: Защита проекта «Наша первая книга»
«Малые жанры устного народного творчества»
Тип урока: урок применения знаний и умений
Цели урока:
Формирование позитивного опыта применения знаний на основе ранее сформированных знаний и умений.
Систематизация сформированных знаний, действий, опыта.
Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора учащихся.
Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.
Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.
Способствовать воспитанию культуры общения (учить прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе отстаивать свою точку зрения);

Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.
Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Формировать УУД
Познавательные УУД:
1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить информацию в учебнике, словаре.
Регулятивные УУД:
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
2. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать, понятно и красиво излагать свои мысли.
3. Умение работать в паре и в группах.
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Определять способ действия для решения поставленной задачи.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию).
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты:
Развиваем умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции.
Развиваем умение соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами поведения.
2. Развиваем умение оценивать нравственный аспект поведения.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Формы работы на уроке:
Парная, групповая, коллективная.
Средства обучения
Персональный компьютер, медиапроектор, экран, обучающая программа по данной теме (презентация «Устное народное творчество»);
Л. Ф. Климанова. Литературное чтение. Учебник . 2 класс. – М: Просвещение, 2010. Т.Ю.Коти. Литературное чтение Творческая тетрадь. 2 класс. - М: Просвещение, 2009.
Толковый словарь.

Ход урока
Этап урока
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
время

1)Организационный этап
Включение всех учащихся в работу. Постановка темы и цели урока.
Словесные методы.
Рассказ, загадка, проблемный вопрос.
Слушают, думают,
рассуждают, отвечают.
3

2) Этап подготовки учащихся к активному применению полученных знаний
АОЗ
Актуализация опорных знаний
Расширение и уточнение приобретённых представлений.
Постановка проблемной ситуации.
Нахождение детьми путей решения её.
Демократическая беседа об УНТ
Вступают в диалог, задают вопросы
дополняют ответы
5

3) Этап осмысления и обобщения имеющихся знаний у детей.
Проверка умения применять
знания и навыки в стандартной ситуации. В ситуациях, требующих
творческого подхода.
Ставит перед детьми проблемные вопросы.
Рассуждают, договариваются,
Находят информацию,
20

4)Этап закрепления знаний
Практического применения знаний
Обобщение фактического материала в процессе выполнения парной и групповой работы. Творческое применение знаний.
Ставит вопрос.
Выполняют упражнения в парах, в группах.
Делают самостоятельные выводы.
Работают с информацией
12

5) Подведение итогов урока
Анализ достижения цели урока. Рефлексия. Оценка деятельности учащихся.

Беседа.
Задаёт вопросы.
Делают выводы.
Подводят итоги

5


Ход урока
Организационный этап.
Учитель:
Сегодня у нас необычный урок
На нём подведём мы работы итог.
О разных секретах поговорим,
То, что читали, повторим.

Ведь не зря говорят: «Повторенье – мать ученья!»

- Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает с нами
Терпеливым языком.
Учитель:
Мне нужна помощь. Я попрошу (Илью Мирошникова) помочь мне.
(Ученик загадывает загадки из книги «Наша первая книга»)
Сама мала, а ума придала.
2. Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней.
(книга)
- Что же это такое? Правильно!
Учитель:
Книгу, всем понятную,
Умную, занятную,
Мальчики и девочки –
Все читать хотят.
- Поэтому, мы с вами выполняли проект «Создадим книгу сами».
- Какова же была цель нашего проекта? «Малые жанры устного
народного творчества»
Ответы детей. Мы захотели, создать детскую книгу для игры, развития смекалки, чтобы она подарила нам радость и научила нас интересно организовывать свой досуг. А так же мы хотели получше узнать истоки русской культуры. Ведь мы живем в России. Стыдно не знать историю своего народа.

Этап подготовки учащихся к активному применению полученных знаний.
Беседа о УНТ.
- Что такое устное народное творчество? По-другому УНТ называют фольклор. Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
- В старину сказки, песни, потешки, пословицы, поговорки, игры не печатались в книгах, не было тогда печатных книг. А передавались они из уст в уста, то есть один человек рассказывал другому, мать - дочери, отец - сыну, дед - внукам. Из села в село, из города в город ходили народные сказители, певцы и рассказывали людям сказки, пели песни.
- Лишь спустя много сотен лет люди стали записывать народные сказки, былины, благодаря этому мы можем познакомиться с народным творчеством.
Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Впервые в 19 в. Известный исследователь народного творчества - Александр Николаевич Афанасьев собрал русские народные сказки, а Владимир Иванович Даль – пословицы и Толковый словарь живого русского языка.

ІІІ. Этап осмысления и обобщения имеющихся знаний у детей.
Учитель: - Посмотрите на доску.
Лепестки на нашем цветочке непростые, а волшебные. Мы должны помочь расцвести этому сказочному живому цветку русского фольклора. Попробуем, ребята? А для этого нам надо выполнить задания.
- Какие произведения фольклора вы знаете?
- Кто хочет открыть первый лепесток? (Дети поднимают руки)
- Ах, как вас много? Что же нам делать?
Ответы детей?
- (Ваня Ефимов рассказывает о возникновении считалок на Руси)
Открывает 1 лепесток «Считалки»
-КТО????..........................(Считалочка)

Открывает 2 лепесток «Загадки»
Смирнова Даша «О СОЛНЦЕ»
Утром встает, вечером садится.
Летом выше, зимой ниже.
Холодная Настя «О хлебе»
Весной в земле, весь год на столе.
Одно бросил, целую горсть взял.
На одном большом заводе,
Он и не кирпичный вроде,
В огнедышащей печи,
Выпекают кирпичи.
Я кирпич куплю в обед,
Ведь к обеду нужен (хлеб)
Учитель:
-Как надо относится к хлебу?
(беседа о бережном отношении к хлебу)
..
Учитель:
-«Хлеб всему голова.»
Как вы понимаете это выражение. Что это такое?
(Ответы детей о пословицах и поговорках)
- 3.Следующий лепесток нашего сказочного цветка (пословицы и поговорки)
-Сейчас Настя Красикова нам прочитает свою пословицу (открывает лепесток)
«Землю красит солнце, а человека труд» (объясняет её смысл)
Учитель:
Джафаров Камиль в нашей книге написал дагестанскую народную пословицу
«Хорошую лошадь видно по жеребёнку, хорошего человека по ребёнку»
-Как вы её понимаете?
Учитель:
-Какой ваш главный труд?
(Ответы детей об учёбе)
Учитель:
- Не зря говорят: «Тяжело в ученье,. легко в бою»
Юсупова Ариша (читает свою поговорку о семье
«В дружной семье, даже в холод тепло»
Учитель:
- Можно ли назвать наш класс одной семьёй?
(Ответы детей)
Ткачева Настя
«Дружба дружбе рознь, иную хоть брось»
«Дружба, что стекло, расколешь - не соберешь»
(Объясняет смысл пословиц)
Учитель:
- Не пора ли нам отдохнуть? Кто нам поможет?
(Ответы детей. Следующий лепесток «Русские народные игры»
из учебника стр.96
Физкультминутка. К доске выходит ученик проводит зарядку
4.Открывает лепесток «Игры»
Ехали мы ехали
В город за орехами
По кочкам, по кочкам,
По маденьким пенёчкам-
Да в яму бух!
Раздавили 40 мух!
ІV. Этап закрепления знаний.
Практического применения знаний
Работа в парах
Учитель:
-Мы откроем следующий лепесток, если выполите задание в парах. Откройте р.т.на стр. 34-35.
Работа с толковым словарём.
Прочитайте друг другу цепочкой скороговорки, договоритесь, кто начнет читать первым, кто продолжит.
5.Открывается следующий лепесток (Скороговорки)
Учитель:
Следующий лепесток мы откроем, если внимательно послушаете Ваню и Тему. (Дети играют на флейте. Все водят хоровод.)
6.Открываем лепесток «Песни»

ГРУППОВАЯ РАБОТА
Карточки с заданием определить вид унт
(Сказки, частушки, небылицы, колыбельные) открываем
Открываем последние лепестки.
7.частушки, 8.небылицы..
Дети исполняют частушки,
Небылицы..
Учитель:
-Посмотрите, какой красивый цветок у нас получился. Денис Москаленко придумал в сказку «Спасение Репки» Мы её обязательно услышим, а для оформления нашей книги он написал такую поговорку:

«Автор фольклора - душа народа».
Как вы понимаете эту поговорку?
ПРЕЗЕНТАЦИЯ - ИГРА.
V. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Продолжи предложение.
Сегодня я узнал..
Было интересно..
Было трудно.
Я понял, что.. Теперь я могу.
Я приобрёл.
Я научился.
У меня получилось
Я хочу узнать

Подведение итогов урока
Как вы считаете, чему учат произведения устного творчества русского народа? (добру, правде, совести, трудолюбию)

6. Рефлексия:
У каждой команды на столе цветок. Я предлагаю раскрасить его:
- если задания не вызвали затруднений – в красный цвет;
- если были трудности, но удалось справиться самостоятельно – в желтый;
- если смогли справиться лишь с помощью других – в синий.
Домашнее задание: Я вам предлагаю дома найти книги с русскими народными сказками, прочитать одну из них. И если вы раскрасили цветок
в красный цвет – сказку пересказать;
в желтый цвет – отрывок из сказки пересказать
в синий цвет – выразительное чтение отрывка сказки.

Итог: Молодцы! Спасибо за урок!!!!!




15