Конспект по литературному чтению на тему Малые жанры устного народного творчества: заклички, колыбельные песни


Тема: Малые жанры устного народного творчества: заклички, колыбельные песни.
Цели:
Образовательная: Сформировать у учащихся знания о жанрах устного народного творчества: заклички, колыбельные песни; проанализировать выделяя особенности этих жанров;
Развивающая: Развивать навыки грамотного чтения, беглость, выразительность, правильность, осознанность, внимание, речь, память;Воспитательная: Воспитывать любовь к природе, заботу об окружающих; Приобщать к традициям народной культуры
Валеологическая: Создать благоприятные санитарно-гигиенические и психолого-педагогические условия обучения с целью сохранения здоровья учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, карточки со словами для словарной работы, ТСО, аудиозапись.
Методы: практическая работа психологического характера, словесный, анализ, синтез, репродуктивный, интеллектуальное развитие, обобщающий. Приемы: рефлексия, индивидуальная работа, свободное высказывание детей основанные на их собственных впечатлениях, словарная работа, чтение учителем, хоровое чтение, выразительное чтение, прослушивание музыкального произведения, чтение текста учащимися по столбцам, объяснение учителем.Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Методический анализI.Организационный момент -Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
-Мальчики к уроку готовы?
Девочки к уроку готовы?
Ну что ж, детвора,
Урок начинать нам пора!
ДЗ - настроить на продуктивную, организованную работу.
Метод - практическая работа психологического характера, прием- рефлексия. Форма организации - коллективная. Обратная связь – дисциплина в классе, сосредоточенность внимания.
II.Подготовительная
работа -Ребята, посмотрите на доску.
( на доске представлена запись:Здравствуй день
лиса
Мышка заяц медведь
- Маша, прочитай выражение.( учитель указкой показывает на выражение Здравствуй день)
-Его нужно сказать так, как сказала бы мышка.
-Кто попробует?
( дети произносят это выражение, учитель словесно оценивает; аналогичная работа по произношению выражения от лица других животных)
-Молодцы!
-С каким народным творчеством мы познакомились на прошлом уроке? (фольклор)
- Ребята, с какими жанрами устного народного творчества мы уже познакомились? (С русскими народными песнями)
-Правильно. Домашним задание у вас было приготовить выразительное чтение русских народных песен на 4-5 стр.
(опрос 3 учащихся)
-Сегодня мы с вами познакомимся с еще двумя малыми жанрами устного народного творчества – это заклички, колыбельные песни.
-Как вы думаете, что такое закличка?
( на доске представлена запись: закличка)
-Посмотрите на доску. Ребята, я сейчас прочитаю слово по слогам, вы меня все внимательно послушайте.
(чтение учителем слово: закличка по слогам)
-Давайте прочитаем теперь все вместе по слогам.
( учитель читает по слогам вместе с детьми)
-Сейчас я прочитаю с ударением, вы меня внимательно слушайте.
(чтение учителем слово: закличка с ударением)
-Сейчас читаем все вместе с ударением.
( учитель читает по слогам вместе с детьми)
-Закличка - это короткое стихотворение, которое выкликали участвуя в обрядах, обращения к явлениям природы, с приветствиями и призывами. Закликать т.е. звать что-либо или кого-либо, Например: весну, птиц, солнце, дождь.
ДЗ - развить работе речевой аппарат; проверить домашнее; познакомить учащихся с жанром УНТ: закличкой.
Метод – практическая работа, прием – индивидуальная работа.
ФО – индивидуальная, коллективная.
ОС – дисциплина в классе.
Метод – словесный, практическая работа, прием- опрос учащихся.
ФО – индивидуальная, коллективная.
ОС - сосредоточенность внимания.
Метод – словесный (прием - рассказ учителем, свободное высказывание детей основанные на их собственных впечатлениях словарная работа),.
ФО – коллективная, индивидуальная.
ОС – сосредоточенность внимания, дисциплина в классе.
Первичный синтез - Откройте учебник на стр. 7.
- Я сейчас прочитаю вам закличку, вы меня внимательно слушаете.
-Ребята, обратите внимание на особенности чтения заклички.
-Приготовьтесь ответить на вопрос: как читается закличка?
(закличку нужно читать так будто бы обращаешься к кому-то, протянуто).
ДЗ – выделить особенности чтения заклички.
Метод – словесный, беседа
Прием – чтение учителем.
ФО – коллективная.
ОС – сосредоточенность внимания, фронтальный опрос
Аналитическое чтение -К кому обращена закличка? (к Солнцу)
-С какими просьбами автор обращается к Солнцу? Зачитайте (дети зачитывают ответ).
- Давайте вместе с вами в полголоса попробуем прочитать первую закличку, учитывая особенности чтения закличек.
ФизминуткаСолнце глянуло в кроватку! Сжать и разжать кулаки обеих рук.
Раз, Кулаки сжаты. Разжать указательные пальцы обеих рук.
Два, Разжать средние пальцы обеих рук.
Три, Добавить большой палец.
Четыре, Разжать безымянный палец.
Пять — Разжать мизинец.
Дружно сделаем зарядку! Сжать и разжать кулаки.
Раз, Разжатые пальцы поочередно сжимать в кулак. Начать с больших пальцев.
Два, Затем — указательные.
Три, Затем — средние.
Четыре, Потом — безымянные.
Пять. И наконец — мизинцы.
ДЗ – раскрыть композицию произведения; проведение динамической паузы.
Метод – словесный (беседа), анализ, синтез.
Прием - хоровое чтение.
ФО – коллективная, индивидуальная.
ОС - сосредоточенность внимания, фронтальный опрос на обобщающий вопрос.
Вторичный синтез - Продолжаем нашу работу.
-Прочитайте про себя вторую закличку, приготовьтесь к выразительному чтению.(опрос 2учащихся)
- о чем говорится в этой закличке?
- Молодцы! ДЗ – сформировать у учащихся умение правильно читать заклички, соблюдая особенности чтения заклички.
Метод – анализ, синтез.
Прием – выразительное чтение.
ФО – индивидуальная.
ОС – сосредоточенность внимания, дисциплина внимания.
Подготовительная работа ( на доске представлены словаСПАЛЬНЯ
ТЕПЛАЯ КРОВАТКА
СЛАДКИЙ СОН
МАМА
ПЕСНЯ
НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС
- Посмотрите на доску. Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, слушая эти слова?
- Сделайте предположение, о чем еще пойдет речь сегодня на нашем уроке?
-Закройте глаза и послушайте.
(Исполняется колыбельная песня)
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Что вы сейчас прослушали?
- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня? (пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)
- Кто обычно исполняет колыбельные? Когда и зачем? Как их поют?
-Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня так же пришла к нам на урок.
- Колыбельных песен не так уж и много, но они передаются из поколения в поколение, просто каждая мама поет по-своему, что-то изменяя, дополняя. И колыбельная песня рождается как бы заново. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.
- А сколько лет существует колыбельная песня?
- А почему песню назвали колыбельной?
-Песню назвали колыбельной от слова - Колыбель
На доске: КОЛЫБЕЛЬ ( словарная работа) ( показ картинки колыбели)
Колыбель – это качающаяся кроватка для младенца; люлька.
ФизминуткаПод весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
-Молодцы! ДЗ - познакомить учащихся с жанром УНТ: колыбельная песня; выделить особенности чтения; проведение динамической паузы.
Метод – практическая работа, словесный. прием –прослушивание музыкального произведения, беседа.
ФО – индивидуальная, коллективная.
ОС – дисциплина в классе, фронтальный опрос на обобщающий вопрос
Метод – словесный . прием- опрос учащихся, беседа, свободное высказывание детей основанные на их собственных впечатлениях.
ФО – индивидуальная, коллективная.
ОС - сосредоточенность внимания.
Метод – словесный, репродуктивный. (прием - рассказ учителем, словарная работа).
ФО – коллективная, индивидуальная.
ОС – сосредоточенность внимания, дисциплина в классе
Первичный синтез - Я сейчас я прочитаю вам колыбельную песню, вы внимательно слушаете.
-Подумайте, о чем в ней говорится.- О чем в ней говорится? (дети отвечают).
- Правильно!
-Ребята, обратите внимание, что чтение колыбельной песни отличается от чтения заклички.
ДЗ – выделить особенности чтения колыбельной песни.
Метод – словесный, беседа
Прием – чтение учителем.
ФО – коллективная.
ОС – сосредоточенность внимания, фронтальный опрос
Аналитическое чтение -Сейчас мы прочитаем с вами вторую колыбельную песню по столбикам.
-Первый столбик читает Коля, остальные внимательно слушают, готовятся отвечать на вопросы.
( чтение учащимся)
- Кто громко поет? (Петя – петушок)
-Кому он не дает спать? ( Ване)
- Молодцы! Читает второй столбик Оля.
-Что поется Ване в этой колыбели?
-Правильно.
-Читает Рома третий столбик.
-Какое наставление дается в этом столбике? (не ложиться на бочок)
- Кто придет к Ване и что он сделает? (придет серенький волчок и укусит за бочок)
-Вы у меня просто молодцы! ДЗ – раскрыть композицию произведения; прочитать текст по частям и выявить главную мысль.
Метод – словесный (беседа), анализ, синтез.
Прием - чтение текста учащимися по столбцам.
ФО – коллективная, индивидуальная.
ОС - сосредоточенность внимания, фронтальный опрос на обобщающий вопрос.
Вторичный синтез - Прочитайте про себя и подготовьте выразительное чтение последней колыбели.
(опрос 2 учащихся)
-Это уже ваш маленький успех, молодцы! ДЗ – сформировать у учащихся умение правильно читать колыбельную песню, соблюдая особенности чтения колыбельных песен.
Метод –интеллектуальное развитие.
Прием – выразительное чтение.
ФО – индивидуальная.
ОС – сосредоточенность внимания, дисциплина внимания.
Обобщение - С какими жанрами устного народного творчества мы познакомились? (заклички, колыбельные песни).
- Что такое закличка?
-От какого слова колыбельную песню, называют колыбельной?
(колыбель)
-Что оно означает?
(качающаяся кроватка для младенца; люлька) ДЗ – закрепить полученные знания о закличках, колыбельных песен.
Метод – словесный, обобщающий.
Прием – опрос учащихся.
ФО – коллективная.
ОС – фронтальный опрос на обобщающий вопрос.
Домашнее задание - Вашим домашним задание будет следующее: Я раздам вам карточки, на которых перепутаны заклички с колыбельными песнями. Вы должны вырезать колыб.песни и наклеить под заголовком Колыбельные песни, заклички наклеить под закличками. Приготовить выразительное чтение 1-ой колыбельной песни и заклички.
-Кому, что не понятно, как выполнить задание? ДЗ - провести инструктаж по выполнению дом.задания.
Метод – словесный.
Прием – объяснение учителем.
ФО – индивидуальная, коллективная.
ОС – сосредоточенность внимания, дисциплина в классе.
Итог
Рефлексия - Молодцы! Вы сегодня поработали все очень хорошо! Я горжусь вами! Мы с вами проделали сегодня очень много работы!( оценивание учащихся)
- А теперь я бы хотела услышать ваши отзывы об уроке. Выберите фразу и закончите её:
Я сегодня узнал…
Мне было …
Больше всего мне понравилось… ДЗ – оценить работу учащихся на уроке.
Метод – словесный.
ФО – коллективная, индивидуальная.
ОС – дисциплина в классе, сосредоточенность внимания
ДЗ – оценивание своей работы на уроке самими учащимися.
Метод – интеллектуальное развитие.
Прием – рефлексия.
ФО - индивидуальная.
ОС – дисциплина в классе, сосредоточенность внимания