Урок по русскому языку для 6 класса «Имена существительные общего рода»

Тема: Имена существительные общего рода

Цели: 1. Дать понятие об именах существительных общего рода; формировать умение определять
род существительных данного вида, согласовывать их с прилагательными и глаголами.

2. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

3. Воспитывать интерес к предмету.


Оборудование: карточки, раздаточный материал, учебник.


ХОД УРОКА


ОРГ. МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО

Языковая разминка:

а) Словарно – орфографическая работа ( работа с классом у доски)
Распределить слова в два столбика по видам орфограмм

Пришкольный троллейбус
преувеличить бахрома
приоткрыть прийти
прийти лейтенант
приоткрыть потому что
прибежать генерал
придумать аккуратный

индивидуальная работа по карточкам ( записать слова, объясняя изученную орфограмму,
составить 2, 3 словосочетания с данными словами)

б) синтаксический разбор предложения ( сам. у доски )

В воздухе стоял аромат душистых трав, а с неба глядело ласковое солнышко.

в) Работа с классом: 1) опрос по теме «имя существительное»
2) выписать из предложения все имена существительные,
определить их падеж, склонение и род.


ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ

- Прослушайте предложения и скажите о девочке или о мальчике идёт речь:
-Умница! – сказала мама.
- Что же ты за непоседа! – воскликнула бабушка.
- Ну и копуша же ты! – не выдержал отец.
- Так можно говорить и о девочке и о мальчике, следовательно, такие имена существительные называются ОБЩЕГО РОДА.
На доске заранее записаны слова : задира, скряга, работяга, неженка, недотрога,
кривляка, забияка, растяпа.

-- к какому роду мы их отнесём? ( общему)
-- Что они обозначают? (качества людей)
--Сформулируйте правило ( дети самостоятельно делают выводы)
-- Прочитаем правило на стр. 91.

На доске записаны предложения, учитель предлагает учащимся прочитать их :
Дежурный врач Иванов выписал рецепт.

Дежурный врач Иванова выписала рецепт.

-- назовите имена существительные общего рода.
--Что они обозначают? (профессию)
--В каком роде употребляются глаголы в данных предложениях (мужском и женском)
-- Что можно сказать об имени прилагательном? ( оно всегда стоит в мужском роде)
-- Вывод делают учащиеся.
-- Чтение теоретического материала на стр. 92.

3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Упражнение № 231 ( письменно у доски )
Упражнение № 232 (самостоятельно, с последующей проверкой )



ИТОГ УРОКА

-- Что нового вы узнали об именах существительных? (могут быть общего рода)

-- Какие существительные относятся к общему роду?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

П. 41 упражнение № 229




















Муниципальное образовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 11 имени Героя РФ А. Н. Мороховца
с. Прасковея
Буденновского района »








Урок
русского языка
в 6 классе
на тему









учитель русского языка и
литературы
Матвеева И. Б.


2009 – 2010 учебный год







«Имена существительные общего рода»