Дидактический материал (8 класс) Односоставные предложения


1. Укажите верное утверждение.
Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.
Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.
Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными.
2. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:
В нем нет подлежащего.
Основная форма сказуемого-глагола - 1-е или 2-е лицо.
Действие совершается определенным лицом.
3. Определите, какие из этих предложений обобщенно-личные(относятся ко всем – пословица, поговорка..)
1) От добра добра не ищут. 2) Торопимся в школу. 3) Что посеешь, то и пожнешь. 4) В городе наконец построили бассейн.
4; Укажите неопределенно-личные предложения.
Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. 5. Найдите предложение, в котором нет и не может быть подлежащего. Как называется это предложение?
1) Но вот наступила осень. 2) Захолодало. 3) Пожелтели деревья. 4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. 5) Потом листья опускались на землю.
6. Найдите безличное предложение и напишите, чем выражено в нем сказуемое.
1) Дохнул холодом на лес январь. 2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. 3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. 4) Не страшен им мороз. 5) А вот большим деревьям от него плохо. 6) Трещат они, стонут на весь лес.
7. Найдите назывные предложения. Какую роль они играют в тексте?
Весна. 2) Ночь. 3) Весь лес, и небо над ним, и все кругом залито прозрачным лунным светом.4) Молодой месяц тонким лимонным ломтиком желтеет в вершинах деревьев. 5) От него разлилась в воздухе душистая, терпкая зелень.
8. Найдите грамматические основы в. предложениях.
1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное утром проверяй вечером. 3) Смелость города берет. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть.
9. Охарактеризуйте предложения из задания 8 по наличию главных членов.
10. Найдите в составе сложных предложений односоставные и определите их вид.
Если заводишь друга, смотри в его сердце.(Пословица) 2) Правда - воздух, без которого дышать нельзя. (И. С. Тургенев) 3) Сидя за рулем, особенно замечаешь, что делается вокруг. (В.Г.Лидин)
11. Докажи:
1) Какие видовые пары имеет глагол « проводить»?
2) Какой глагол можно отнести и к первому, и ко второму спряжению?
3) Какие формы простой сравнительной степени имеют прилагательные «большой» и «громоздкий»?
4) Какой глагол, родственный глаголу петь, совпадает по звучанию и написанию с существительным?