Конспект урока чтения в 3 классе. Тема: «Про бурого мишку и мышку – вертушку».


План -конспект урока чтения в 3 классе.
Тема: «Про бурого мишку и мышку – вертушку»
(Русская сказка)
Цель: расширять читательский опыт детей, через знакомство с народными сказками;
развитие навыков правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения;
корригировать мыслительные операции (анализа и синтеза) через ответы на вопросы и выборочное чтение;
воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: карточки – тесты, картинки животных, карточки – словарные слова, учебники.
Ход занятия.
I Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке чтения.
Давайте за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Пусть тепло улыбок
Согревает вас
Ведь мы добрый!
Дружный класс!
II Проверка домашнего задания.(1 группе детей – подготовить и рассказать свой вариант сказки;
2 группа детей – чтение на оценку диалога детей с мамой)Откройте книгу на странице 117 и посмотрите текст, который читали вчера.
- Какую сказку читали? (Кукушка)
- Чья это сказка? (немецкая сказка)
- Как дети относились к матери? ( не слушались маму, не хотели ей помогать)
- Ребята, давайте послушаем другой вариант сказки, который придумали для вас одноклассники. (1-2 ученика)
- Вам понравились сказки, которые рассказали ребята?
А сейчас, прочитаем диалог детей с мамой.
- Сколько человек будут читать? (пятеро)
- Назовите героев (мать, три сына, автор)
- Молодцы, хорошо справились с заданием, читали вовремя и выразительно.
III Речевая зарядка. У вас на партах лежат тексты стихотворений. Давайте немного потренируемся и прочитаем его, чтобы в дальнейшем читать правильно и выразительно.
Чуть слышно дерево поёт…
Дивясь такому случаю,
Медведь раскачивать начнёт
Виолончель певучую.
Когда ты ходишь по лесам
И ты тропинкой узенькой
Приди к сосне, послушай сам
Лесную эту музыку.
(П. Комаров)
- Прочитайте стихотворение про себя.
- О чём это стихотворение?
- Ребята, знаете ли вы, что такое виолончель?
( Виолончель – это музыкальный инструмент, похож на скрипку, но по размеру больше. Учитель показывает картинку на доску) - Я прочитаю это стихотворение, а вы внимательно послушайте.
- А теперь прочитаем стихотворение хором. (2 раза)
- Даша, прочитай стихотворение целыми словами, красиво, правильно.
Молодец! Хорошо прочитала, правильно.
- Саша, прочитай ещё раз это стихотворение правильно, выразительно.
Молодец! Саша прочитал правильно.
IV Подготовка к восприятию текста.- Ребята, а сейчас внимательно послушайте загадки. Если вы их отгадаете, то узнаете, о каких животных мы будем читать сказку.
Под полом, полом,
Шевелит хвостом,
В щели глядится
Вылезти боится.
- Кто это, ребята? (мышка)
Правильно, молодцы.
- А как вы догадались?
Летом гуляет
Зимой отдыхает.
- А это кто? (медведь)
- Как вы догадались?
(учитель вывешивает картинки животных)
- Ребята, о каких животных будем читать сказку?
Молодцы, мы сегодня будем читать русскую сказку «Про бурого мишку и мышку – вертушку».
V Первичное чтение текста учителем.- Сейчас закройте книги, положите их на край стола. Сами сядьте ровненько, руки положите перед собой. Я буду читать, а вы внимательно слушайте, чтобы ответить на вопрос: кто главные герои сказки?
- Кто главные герои сказки? (бурый мишка и мышка – вертушка)
VI Чтение слов со сложной звуко –слоговой структурой. Сейчас мы будем читать сказку и разбирать её. В ней встретятся трудные слова. Прочитаем их отдельно. Когда будете читать текст, читайте эти слова правильно и целиком. На доске заранее написаны слова: заблудилась, рассердился, выскочила.
- Ребята, прочитайте первое слово про себя (заблудилась)
- Прочитаем слово по слогам, все вместе. (за – блу –ди – лась)
- А теперь читаем хором целым словом с правильным ударением.
- Даша прочитает еще раз с правильным ударением. (Повторяют слабые ученики)
- Прочитаем второе слово про себя. (рассердился)
- А теперь по слогам прочитаем вместе. (рас-сер-дил-ся)
- Читаем хором целым словом.
- Никита прочитает еще раз с правильным ударением. (Повторяют слабые ученики)
- Ребята, прочитаем третье слово. (выскочила)
- Прочитаем по слогам вместе. (выс-ко-чи-ла)
- Читаем хором целым словом с правильным ударением.
- Саша прочитает еще раз с правильным ударением. (Повторяют слабые ученики)
Молодцы, теперь мы готовы читать сказку.
VII Чтение текста детьми про себя.
- Откройте учебники на странице 121.
- Сейчас прочитайте сказку про себя, потренируйтесь, как следует, чтобы вслух читать красиво и целыми словами. Не забывайте при чтении, подчеркивать простым карандашом слова, которые вы не знаете или вам кажутся трудными.
- А теперь возьмите в руки карандаши и начинайте читать в полголоса. («жужжащее чтение»)
- Остановились. Прочитайте те слова, которые вы подчеркнули в тексте (Алёна подчеркнула слово берлога, Ира подчеркнула слово: соты)
(Учитель вывешивает эти слова на доску, затем картинки с изображением берлоги и сот)
Берлога – это место, где зимой спит медведь. Это может быть яма или пещера. Соты – это построенные пчелами восковые ячейки шестиугольной формы, в них хранится мёд.
VIII Повторное чтение текста по частям и анализ содержания. А сейчас будем читать сказку вслух по частям. (текст сказки разделён на четыре части)
- Начнёт читать Никита, остальные внимательно следят, потом будем отвечать на вопросы. (читает до слов «недалеко в норке»)
- Почему мишка считался хозяином леса? (все звери-малыши боялись его, прятались от него, потому что он был большой)
- Как он проводил зиму? ( всю зиму мишка спал в берлоге)
- Продолжит читать Саша, внимательно слушаем и следим. (Читает до слов «медведь проснулся»)
- Как понимаете выражение «мышка-вертушка»?
- Как мышка-вертушка оказалась в берлоге медведя? (она заблудилась и забежала в берлогу к медведю)
- Продолжит читать Паша, слушаем внимательно и следим. (читает до слов «наступила весна»)
- Почему мишка рассердился на мышку? ( она разбудила его и попала прямо в ухо)
- Поверил ли мишка мышке-вертушке?
- Ребята, найдите диалог медведя и мышки-вертушки.
- Что надо передать при чтении? (Чувства)
-Ребята, обратите внимание - на доске написаны слова. Выберите подходящие. (на доске слова: весело, грустно, рассержено, испуганно)
- Как нужно прочитать слова медведя? (рассержено)
- Алёна, прочитай нам слова медведя рассерженно.
Молодец, хорошо прочитала.
- Как нужно прочитать слова мышки? (испуганно и просящим голосом)
- Ира, прочитай слова мышки испуганно и просящим голосом.
Прочитала Ира правильно, молодец.
- Следующий читает Антон, все слушайте внимательно и следите.
- Какая беда случилась однажды с медведем?
- Кто ему помог? Как?
- Ребята, рассмотрите картинку на странице 122.
- Кто изображен?
- Найдите в тексте как мышка – вертушка оказалась в берлоге медведя.
IX Чтение текста целиком.- Итак, мы разобрали текст сказки, хорошо его поняли, научились читать его верно.
- Сейчас прочитаем её целиком. Читаем громко, правильно, целыми словами. Один читает, остальные за ним следят. (чтение с эстафетой - учитель останавливает читающего и ребёнок сам назначает того, кто будет читать дальше)
X Заключительная работа по прочитанному.
А сейчас я проверю, хорошо ли вы поняли содержание сказки.
1. Тестовое задание.
- Ребята, у вас на партах лежат карточки, на которых написаны вопросы и несколько вариантов ответов. Отметьте знаком (+) правильный ответ.
1. Как медведь проводил зиму?
А) гулял
Б) спал
В) веселился
2. Почему мишка рассердился на мышку?
А) попала на голову
Б) попала на спину
В) попала в ухо
3. Какая беда случилась с медведем?
А) заболел
Б) попал в ловушку
В) заблудился
4. Кто помог медведю?
А) заяц
Б) собака
В) мышка
2. Работа над главной мыслью сказки.
- Ребята, как называется наша сказка?
- А как бы вы назвали её?
- Как вы думаете, почему медведя боялись звери-малыши? (он обижал малышей)
- Ребята, вспомните, как медведь отнёсся к обещанию мышки помочь ему в беде? (посмеялся)
- Почему медведь посмеялся? Как вы думаете? (потому что мышка маленькая, чем она может ему помочь)
Правильно, медведь не поверил, что маленькая мышка может помочь ему.
- Пригодилась ему мышка? (да она освободила мишку из ловушки)
- Ребята, чему учит нас эта сказка? (быть добрым, никого не обижать и всем помогать)
Правильно, молодцы ребята, главное не то, большой ты или маленький, а главное быть добрым и всем помогать, кто попал в беду.
- Скажите, а в жизни бывают такие люди, которые ведут себя как наш медведь?
- Вы знаете таких людей? (дети приводят примеры из жизни)
XI Домашнее задание.Дома ещё раз прочитайте сказку.
1 группа – подготовить пересказ, найти пословицу к сказке;
2 группа – подготовить пересказ сказки
3 группа – научится читать отрывок правильно, целыми словами (отрывок, где мишка попал в беду).
XII Итог урока.- О ком читали сказку?
- Чему учит сквазка?
- Ребята, посоветуете ли вы друзьям прочитать эту сказку?
Молодцы, мне понравилось, как вы работали на уроке. Все были внимательны, активны, хорошо и правильно читали.