Рабочая программа по истории Курского края


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГНИЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Рассмотрена»
на заседании ШМО учителей-предметников основной школы
Протокол № ______
От «____» _________ 2016 г.
Руководитель:
__________/ Суслова Н. Г.
«Согласована»
Заместитель директора по УВР
_________/ Даренских Л. В.
«____» __________ 2016 г. «Утверждена»
Приказ № _______
от «____» __________ 2016 г.
Директор школы:
_______/ Румянцева Т. Ф.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ КУРСКОГО КРАЯ
ДЛЯ 7 - 8 КЛАССА
на 2016 – 2020 уч. гг.
Составитель программы:
Суслова Наталья Георгиевна
учитель истории и обществознания
I квалификационная категория
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «История Курского края» составлена на основе регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией проф. Б.Н.Королева., программы по курсу «История Курского края» под ред.
Ю И. Зубкова. – Курск: ООО «Учитель», 2010. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня их подготовки, интеллектуального развития, а также с учетом внутрипредметных и межпредметных связей. Программа согласуется с программами по истории, географии, литературе и способствует осуществлению нравственного, эстетического, патриотического воспитания обучающихся, расширяет кругозор детей, воспитывает любовь к малой Родине, гордость за своих предков и ответственность за историю своей страны. Кроме того на уроках краеведения имеется возможность глубже проводить экологическое воспитание.
Данный курс рассчитан на два года обучения (7-8 классы), на 68 часов в год, 34 часов в год в каждом классе, из расчета один час в неделю
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и региональным культурным традициям. В последнее время активизируется внимание на изучение краеведческого материала, усиливается внимание на гражданское воспитание учащихся, а без знания истории своей малой родины, без исследования и анализа своих исторических корней трудно привить чувство гражданской ответственности перед своей большой Родиной. В процессе изучения истории Курского края у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях- курянах, ключевых событиях прошлого Курского края.
Курс истории Курского края на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. При формировании системы внутрипредметных связей в основной школе особое внимание уделяется региональному компоненту. В соответствии с ФБУП в рамках регионального компонента в основной школе изучается особая содержательная линия «История Курского края».
Основной целью курса Истории Курского края является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии; формирование у обучающихся целостных представлений о судьбе Курского края и Тимского района , начиная с древнейших времен до настоящего времени.
Образовательные задачи:
Ознакомление с историей и современной жизнью своего населенного пункта, как опорного края России
Формирование представления о различных сторонах жизни своего населенного пункта и края, его населения , показ его сложной структуры;
Изучение проблем развития края;
Развитие умения сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия конкретной местности.
Воспитательные задачи :Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценного отношения к своему краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
Укрепление семейных связей;
Заинтересованность содержанием предмета не только обучающимися, но их родителями;
Наличие богатых возможностей для большего количества обучающихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
Изучение жизни края (населенного пункта) в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии, просмотр видеофильмов.
Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, памятников истории и культуры.
Практическое участие в жизни ветеранов ВОВ и в благоустройстве памятников, расположенных на территории Мантуровского района.
Развивающие задачи
Развитие стремления знать как можно больше о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности;
Формирование видения своего места в решении этих проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем, развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
Историко-краеведческий учебный курс, ориентированный на приоритетное изучение современной истории родного края и предполагающий активное использование межпредметных связей с обществознанием, в высокой степени отвечает этим требованиям.
На занятиях по историческому краеведению при его современной трактовке обучающиеся получают возможность активно использовать широкий круг доступных материалов , обращаться к проблемам, вызывающим у них личностный интерес и имеющим практическое социальное значение, выполнять учебные задания, способные составить представительный и выигрышный «портфолио» ( «портфель учебных достижений»)
Важнейшее значение имеет развитие коммуникативной культуры обучающихся (формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, участвовать в дискуссиях по краеведческим проблемам). С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности уделяется особое внимание способности обучающихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности .
Большую значимость при изучении курса истории родного края сохраняет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников , созданных в различных знаковых системах ( тексты, таблицы, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд…)
Проектная деятельность обучающихся - это совместная учебно- познавательная , творческая, или игровая деятельность при изучении родного края, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности .
Спецификой учебной проектно- исследовательской деятельности является ее направленность на развитие личности, а не на получение объективного нового научного результата. Целью проектно- исследовательской деятельности является приобретение обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции обучающегося в образовательном процессе.
В то же время итогом курса должна быть подготовка общешкольных праздников на историко - краеведческие темы с использованием наработок проектно- исследовательской деятельности, проявлять свои творческие способности, воспитывать на своем примере других обучающихся.
На уроках по истории Курского края используются коллективные, групповые и индивидуальные методы работы, позволяющие воспитывать патриотические и гражданские чувства.
Планируемые результаты освоения учебного курса
В результате изучения истории Курского края обучающиеся должны
Знать/ понимать
Основные этапы и ключевые события связанные с историей Курского края
основные этапы жизни выдающихся деятелей науки и культуры Курской области, а также известных гостей Курского края.
Важнейшие достижения в области социально-экономического и культурного развития края и системы ценностей , сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Историко-культурные памятники края
Изученные виды исторических источников: документы, иллюстрации и т.д.
Уметь
Работать с историческим источником: использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников; использовать факты, содержащиеся в исторических документах, в рассказе об исторических событиях;
Описывать исторические события и памятники культуры: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, эссе;
Анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления: соотносить историю Курского края с общими историческими процессами и отдельными фактами, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий Курского края.
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории Курского края.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни Курского края;
Высказывания собственных суждений об историческом наследии курян;
Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
Высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об историческом опыте .
Содержание учебного курса «Истории Курского края»
Введение.
Значение изучения истории Курского края.
Славяне и Русь.
Сведения о первых обитателях края в далеком прошлом. Начало гражданского общества ,каменный век. Феодосий Печерский- родоначальник русской духовности. Становление города Курска.
Родная земля : далекие были.
Древние города. Борьба против кочевников. Нашествие монголо - татар. Курский край и Литва. Курский край в XVI в. На охране границы. Курский край в конце XVI - начале XVII в.
Лето и осень русского феодализма.
Курский край в XVII в. Годы петровских реформ. Протесты, бунты, восстания. XVIIIвек : кризис крепостного строя. Российский Колумб из Курска. Духовный подвиг курского купца. Курские клады и кладоискатели. Генерал – губернатор А.А.Беклешов.
Культура Курского края с древнейших времен до конца XVIII века.
Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. Монастыри. Коренная пустынь – духовный символ России. Литература. Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слово о полку Игореве». Музыкальная жизнь Курского края. Первые наши композиторы. История символики Курского края в дореволюционный период.
Курская губерния в XIX в.
Социально – экономическое развитие. Пореформенный скачок. Провинциальная администрация Курской губернии. Курские купцы. Из истории курской археологии.
Век XX :канун великих революций.
Экономика и политика в начале столетия. Советы на Курской земле. «Курский герой труда». Династия Марковых в Курской губернии.
Курская губерния периода гражданской войны.
Годы социальных потрясений. И встал брат на брата. Махно в Курской губернии.
Эпоха «русского чуда» : героизм и боль народа.
Продналог в Курской губернии. Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Факторы развития культуры.
Великая Отечественная война.
Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. Оккупационный режим. Борьба в тылу. Освобождение. Курская битва.
Курская область в 1945 – 1965 г.г.
Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры. Наш Никита Сергеевич.
Социально-экономическое положение Курской области в
1966 – 1998 г.г.
Промышленность. Сельское хозяйства. Социальная сфера.
Географический обзор.
Географическое положение. Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность. Сельское хозяйство. Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.
Народное образование в Курской области.
Народное образование в губернии середины XIX - начала XX в. .Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.
Историко-культурные памятники и культовые учреждения области.
Марьино. Белый колодезь, Хомутовка. Моква, Воробьевка. Курский край на литературной карте России.
Из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. Фетовская вселенная красота.
Музыкальная жизнь Курского края.
Наш Курск – соавтор. Исполняют куряне. Сочинено нашими современниками. Сеют доброе , вечное… Театральная сцена.
Топонимика Курской области.
Основные понятия. Названия рек. Названия населенных пунктов. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.
Символика Курского края.
История символики городов области. Современная символики области.
Основные черты русского национального характера.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «История Курского края»7 класс
№ п/п Тема урока кол-во часов дата (п) дата (ф) примечание
1 Топонимика и геральдика Курского края и Тимского района 1 2 Наш край в период первобытности (Каменный век на территории нашего края) 1 3 Ранние славяне и Курский край 1 4 Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска. 1 5 Феодосий Печерский – основоположник Киево-Печерской лавры. 1 6 Курские мотивы в «Слове о полку Игореве» 1 7 Курский край в период феодальной раздробленности. 1 8 Древние города Курского края. 1 9 Курский край как порубежье России. 1 10 Курск в XVI веке. 1 11 Занятия и быт курян. 1 12 Народные традиции Курского края 1 13 Курский край в конце XVI – начале XVII века 1 14 Социально-экономическое развитие Курского края в XVII веке. 1 15 Положение народных масс Курского края и борьба против крепостного гнёта и с внешними врагами 1 16 Культура Курского края в конце XVII века. 1 17 Быт курян в XVII веке. 1 18 Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра I 1 19 «Птенцы гнезда Петрова» и Курский край. 1 20 Экономическое развитие во второй половине XVIII века. История коренной ярмарки. 1 21 Население Курского края во второй половине XVIII веке. 1 22 Управление Курским краем в XVIII веке. 1 23 Борьба против усиления крепостничества в XVIII веке. 1 24 Григорий Шелихов – «Колумб Российский» 1 25 Возникновение Курского драматического театра.
М. С. Щепкин. 1 26 Архитектурные памятники Курского края во второй половине XVIII века. 1 27 Иконописание в Курской губернии. 1 28 Серафим Саровский один из известных подвижников христианской православной религии. 1 29 Памятные места на территории Тимского района 1 30 - 31 Край былинный. Повторение и обобщение изученного. 2 32 Резервное время 1 33 Резервное время 1 34 Резервное время 1 Календарно-тематическое планирование
по курсу «История Курского края» 8 класс
№ п/п Тема урока кол-во часов дата
(п) дата (ф) примечание
1 Вводный урок. Экономическое развитие Курского края на рубеже XVIII – XIX вв.1 2 Курск как административный центр губернии. Курские губернаторы. 1 3 Социальный состав населения города Курска 1 4 Куряне – участники Отечественной войны 1812 года. 1 5 Куряне - участники освободительного движения первой половины XIX века 1 6 Отмена крепостного права в Курской губернии. 1 7 Экономическое развитие Курского края во второй половине XIX века 1 8 Культура Курского края в XIX веке. 1 9 Политические партии, революционное движение в Курске и Курском крае. 1 10 Установление советской власти в Курске и Курской губернии. 1 11 Курский край в годы гражданской войны и интервенции. 1 12 Индустриализация и коллективизация в Курском крае 1 13 Начало Великой Отечественной войны. Установление оккупационного режима на территории Курской области 1 14 Борьба курян против фашистской оккупации. 1 15 Партизанское движение в Курском крае. Создание партизанского отряда им. Ворошилова. 1 16 Курская битва, Куряне – герои Курской битвы. Жители Тимского района – участники Курской битвы. 1 17 Вклад курян и жителей Тимского района в победу 1 18 Развитие экономики Курского края в 1945 – 1965 гг. 1 19 Куряне – выдающиеся и известные политические деятели.
Н. С. Хрущёв – уроженец Курской области. 1 20 – 21 Социально-экономическое развитие в Курской области во второй половине XX века: промышленностьЮ сельское хозяйство, социальная сфера. 2 22 Общественно политическое развитие в Курске и Курской области 1 23 Развитие народного образования в Курской области. 1 24 Курские писатели XX века. 1 25 Курские художники XX века 1 26 Выдающиеся музыканты Курского края 1 27 Современное развитие курского театрального искусства 1 28 Возрождение храмовой культуры Курского края1 29 Курские народные промыслы. Сохранение народных традиций 1 30 Куряне - видные деятели науки. 1 31 Социально-экономическое положение Тимского района на современном этапе. 1 32 Повторительно-обобщающий урок: «Край соловьиный» 1 33 Резервное время 2 34 Данный курс по истории Курского края реализуется с помощью УМК: 1. Программа по курсу «Истории и современность Курского края» 7-8 класс. Под редакцией Ю.И.Зубкова.
2. «История и современность Курского края». Региональное учебное пособие под редакцией профессора Б.Н.Королѐва.- Курск, 2009.
Литература для учителя
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие / история Курской области/ учебное пособие для уч-ся 7-10-х классов, ЦЧКИ, Воронеж, 1975 г
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие /Из истории Курского края/ сборник документов и материалов, ЦЧКИ, Воронеж,1965
Литература для обучающихся
Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2008
Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997
Познанский В.В. / Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР, Курская область/ М., 1979
Прохоров В.А. / Надпись на карте/ географические названия Центрального Черноземья, ЦЧКИ, Воронеж, 1977
Сборник/ Отблеск высокого огня/ Курск, 2006
Тюрина Е.В./ Уроки краеведения как средство патриотического воспитания учащихся/ Курск,2002
Чертова А.А., Шевердина Л.В. /Путешествия по Курскому краю/ Курск, 2004
Шитиков Л.Ф. /Душа земли/ сборник стихов, ЦЧКИ, Воронеж, 1992
Мошенский А.И. / По памятным местам на Курской дуге/ путеводитель, Курск, 1973
Буклет /Памятные места на Курской дуге/
Буклет / Гербы Курского края/