Рабочая программа по истории Курского края (7-8 классы)


Пояснительная записка к рабочей программе по истории Курского края.
Рабочая программа по истории Курского края составлена на основе учебного плана МБОУ «Шерекинская СОШ» на 2014-2015 учебный год и регионального учебного пособия «История и современность Курского края» под общей редакцией проф. Б.Н.Королева.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем с учетом возрастных особенностей обучающихся и уровня их подготовки, интеллектуального развития, а также с учетом внутрипредметных и межпредметных связей (география Курской области, музыка, искусство).
Курс «История Курского края» изучается за счет учебного времени из регионального компонента Учебного плана. Эта содержательная линия предусмотрена стандартом основного общего образования и ориентирована на обязательное изучение.
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и региональным культурным традициям. В последнее время активизируется внимание на изучение краеведческого материала, усиливается внимание на гражданское воспитание учащихся, а без знания истории своей малой родины, без исследования и анализа своих исторических корней трудно привить чувство гражданской ответственности перед своей большой Родиной. В процессе изучения истории Курского края у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях - курянах, ключевых событиях прошлого Курского края.
В ходе программы реализуются потребности детей среднего школьного возраста в творческой деятельности, во внешних впечатлениях, в познании Малой Родины и овладении новыми умениями и навыками.
Данная программа направлена на развитие самостоятельности, воспитание и повышение культурного уровня обучающихся.
Для удобства восприятия данной программы детьми она представлена в виде разделов, в каждом из которых рассматривается несколько тем.
Программа позволяет детям расширить представления о себе, своих способностях и возможностях воплощения своих идей.
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителя, поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках, постоянная внеклассная работа, перспективное её планирование в масштабах класса, школы.
Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому её обязательной частью является непосредственное участие школьников и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы обучающиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.
Практика свидетельствует о том, что использование местного краеведческого материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение систематического курса предмета, делает знания более прочными и глубокими.
Курс является интегрированным и позволяет формировать целостный взгляд обучающихся на Курский край. Интегрированный характер учебного предмета проявляется на разных уровнях: от межпредметных связей и взаимного иллюстрирования, до целостного взаимопроникновения в рамках одного предмета.
Интегрированное взаимодействие курсов истории, географии и обществоведения позволяет обучающимся получить целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую об обществе информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многонациональном и многоконфессиональном обществе, сложившемся на территории Курского края.
Основной целью курса Истории Курского края является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село(его традиции, памятники истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии; формирование у обучающихся целостных представлений о судьбе Курского края и Льговского района, начиная с древнейших времен до настоящего времени.
Цели курса:
• воспитание чувства любви и уважения к своему краю;
• формирование устойчивого интереса к социально-экономическому, политическому и географическому положению Курского края, его истории и археологии, развитию и современному состоянию Курского края;
• освоение знаний о важнейших этапах исторического развития Курского края, особенностях и проблемах его социально-экономического развития;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся посредством овладения основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности;
• повышение уровня правовой грамотности обучающихся посредством ознакомления с нормативными правовыми актами Курского края;
• активное вовлечение детей и подростков в практическую исследовательскую деятельность.
Задачи программы:
• воспитательные задачи направлены на развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, пробуждение любви к Малой Родине;
• развивающие задачи направлены на формирование познавательных интересов, развитие интеллектуальных и творческих способностей;
• образовательные задачи направлены на формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения.
В программу по учебному предмету включены следующие разделы: « Славяне и Русь»; « Родная земля: далёкие были»; « Курская губерния в XIX веке»; « Век XX: канун великих революций»; « Великая Отечественная война»; « Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010 гг.»; « Географический обзор»; « Народное образование в Курской области»; « Историко-культурные памятники и культовые учреждения области»; « Курский край на литературной карте России»; « Музыкальная жизнь края»; «Топонимика Курской области»; « Символика Курского края»; « История деревни Шерекино».
В 7 классе изучаются сведения по истории Курского края, в 8 классе – о социально-экономическом развитии Курского края на современном этапе, археологии и истории Курского края, о системе органов публичной власти и нормативно-правовых актах Курского края.
Раздел « Славяне и Русь»: в основе данного раздела программы - многоаспектный подход к истории Курского края, что предполагает освоение обучающимися этнокультурных, общенациональных и общечеловеческих ценностей, а также способствует формированию межличностных отношений в духе терпимости, ненасилия, уважения, солидарности.
Разделы « Родная земля: далёкие были» и « Географический обзор» соотносятся с предметами история России и география, изучаемыми в рамках федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования. Разделы направлены на формирование у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей посредством овладения ими основами самостоятельной проектно-исследовательской и поисковой деятельности. Раздел « Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010 гг.» соотносится с учебным предметом «Экономическая и социальная география России», изучаемым в рамках федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования. Основу теоретической части раздела составляют такие базовые понятия как: символы Курского края, Основной закон Курского края, компетенция и структура органов государственной власти и органов местного самоуправления Курского края, социальное проектирование. Практическая часть предполагает применение усвоенных знаний в самостоятельной проектной деятельности.
Программа по учебному предмету « История Курского края» позволяет использовать различные формы и приёмы обучения: уроки-лекции, уроки-практические занятия, уроки-экскурсии, деловые игры и другие.
Структура программы:
Основной курс программы по учебному предмету « История Курского края» рассчитан для учащихся 7-8 классов. Продолжительность обучения - 2 года. Общий объём курса – 70 часов.
7 класс – 35 часа, 1 час в неделю. 8 класс – 35 часа, 1 час в неделю.
На основе учебно-тематического плана составляется план занятий с разбивкой по часам на каждую тему. Логика занятий выстраивается педагогом по своему усмотрению.
Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) истории родного края с учётом индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении истории родного края.
Календарно-тематический план:
№п/п Наименование разделов Всего часов
7 класс 1 Введение. Славяне и Русь. 4
2 Родная земля: далёкие были. 7
3 Курская губерния в XIX веке. 4
4 Век XX: канун великих революций. 5
5 Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период. 5
6 Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг. 3
7 Историко-культурные памятники и культовые учреждения области. 4
8 Итоговое повторение. 3
итого 35
8 класс 1 Введение. Географический обзор. 7
2 Народное образование в Курской области. 3
3 Историко-культурные памятники и культовые сооружения Льговского района. 5
4 Курский край на литературной карте мира. 3
5 Музыкальная жизнь края. 3
6 Топонимика Курской области. 4
7 Символика Курского края. 4
8 История деревни Шерекино. 3
9 Итоговое повторение. 3
итого 35
Содержание программы:
7 класс.
Тема 1. «Славяне и Русь». (4 ч)
Введение. Славяне и Русь. Обретение Родины. Начало гражданского общества. Каменный век. Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности. «Курск на Тускоре»: становление города.
Тема 2. « Родная земля: далёкие были». (7 ч)
Древние города. Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. Курский край и Литва. Курский край в XVI веке. На охране границы. Курский край в конце XVI – начале XVIIв. Годы петровских реформ, протесты, бунты, восстания. XVIIIв. – кризис крепостного строя. Российский Колумб из Курска. Годы петровских реформ. Протесты, бунты, восстания.
Тема 3. «Курская губерния в XIX веке». (4 часа)
Социально-экономическое развитие. Пореформенный скачок. Провинциальная администрация Курской губернии. Курские купцы. Из истории курской археологии.
Тема 4. «Век XX: канун великих революций». (5 часов)
Экономика и политика в начале столетия. Советы на Курской земле. Династия Марковых в Курской губернии. Курская губерния периода гражданской войны. Годы социальных потрясений. Махно в Курской губернии. Эпоха «русского чуда». Героизм и боль народа. Индустриализация народного хозяйства. Коллективизация сельского хозяйства. Факторы развития культуры.
Тема 5. «Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период». (5 часов)
Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение области. Курская битва. Курская область в 1945-1965гг. Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. Состояние и развитие культуры. Наш Никита Сергеевич.
Тема 6. «Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг.». (3 часа)
Промышленность. Сельское хозяйство. Социальная сфера.
Тема 7. «Историко-культурные памятники и культовые учреждения области» (4 часа)
Историко-культурные памятники. Монастыри. Крестный ход. Коренная пустынь – духовный символ России. Усадьбы Курской земли: Марьино, Белый Колодезь, Хомутовка, Моква, Воробьёвка. «Семь чудес Курского края» - по необычным историческим местам области.
Итоговое повторение. (3 часа)
8 класс.
Введение.(1 час)
Тема 1. «Географический обзор». (6 часов)
Географическое положение области. Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. Хозяйство области. Промышленность. Сельское хозяйство. Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.
Тема 2. «Народное образование в Курской области». (3 часа)
Народное образование в Курской области. Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. Народное образование в губернии середины XIX –начала XX веков. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.
Тема 3. «Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района». (5 часов)
Храмы Льговского района. Башня Шамиля. Усадьба Барятинских.
Тема 4. «Курский край на литературной карте России». (3 часа)
Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в « Слове о полку Игореве». Писатели из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. Фетовская вселенная красоты.
Тема 5. «Музыкальная жизнь Курского края». (3 часа)
Музыкальна жизнь Курского края. Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы. Театральная сцена.
Тема 6. «Топонимика Курской области». (4 часа)
Основные понятия. Названия рек. Названия населённых пунктов. Ландшафтные топонимы. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.
Тема 7. «Символика Курского края». (4 часа)
История символики края в дореволюционный период. История символики городов области. Современная символика области.
Тема 8. «История деревни Шерекино». (3 часа)
Появление села. Развитие в довоенные годы. Деревня в послевоенный период, восстановление здания школы. Деревня в 60-90-е годы. Деревня сегодня: перспективы и проблемы.
Итоговое повторение. (3 часа)
Календарно-тематическое планирование 7 класс.
№ урока Тема урока
Количество часов Домашнее задание Дата
План. Факт.
Тема 1. Славяне и Русь. 4 1 Введение. Что изучает предмет « История Курского края»? 1 Записи в тетради 2 Славяне и Русь. Обретение Родины. 1 §1-3, с.7 3 Феодосий Печерский - родоначальник российской духовности. 1 §4, с.30 4 «Курск на Тускоре»: становление города. 1 §5, с.40 Тема 2. Родная земля: далёкие были. 7 5 Древние города. 1 §1, с.59 6 Борьба против кочевников. Нашествие монголо-татар. 1 §2-3, с.63 7 Курский край и Литва. На охране границы. 1 §4-6, с. 67 8 Курский край в XVI - XVII веках. 1 §7, с.82, §1, с 97 9 Курский край в годы петровских преобразований. Протесты, бунты, восстания. 1 §2-3, с.104 10 XVIII век: кризис крепостного строя. 1 §4, с. 117 11 Г.И. Шелихов — курский Колумб. 1 §5, с.131 Тема 3. Курская губерния в XIX веке. 4 12 Курская губерния в XIX веке. Социально-экономическое развитие. 1 §1-2, с.168 13 Отечественная война 1812 года и куряне. 1 Инд. сообщ. 14 Курская губерния во второй половине XIX века. Декабристы. Реформа 1861 года. 1 Записи в тетради, инд. сообщ. 15 Повторительно-обобщающий урок по теме: «Курский край в IX – XIX веках». 1 Повт.термины и даты Тема 4. Век XX: канун великих революций. 5 16 Экономика и политика в начале столетия. 1 §1, с. 240 17 Курская губерния в период с1905 по 1918 годы. 1 §2, с. 247 18 Куряне на фронтах гражданской войны. 1 §1-3, с. 276 19 Индустриализация. Коллективизация. 1 §1-3, с. 304 20 Культура и просвещение. 1 §4, с. 318 Тема 5. Великая Отечественная война. Восстановление разрушенного хозяйства в послевоенный период. 5 21 Великая Отечественная война. Куряне в боевом строю. 1 §1, с.323 22 Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. 1 §2-3, с.327 23 Освобождение области. Курская битва. 1 §4-5, с. 345 24 Роль подпольного движения в разгроме врага. Льговские молодогвардейцы. 1 Инд. сообщ. 25 Курская область в послевоенный период. Промышленность и сельское хозяйство. Культура. 1 §1-3, с. 365 Тема 6. Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг. 3 26 Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2010гг. Промышленность. 1 §1, с.385 27 Сельское хозяйство. 1 §2, с. 391 28 Социальная сфера. 1 §3, с. 396 Тема 7. Историко-культурные памятники и культовые учреждения области. 4 29 Монастыри. Крестный ход. Коренная пустынь – духовный символ России. 1 §1-2,с. 477 30 Усадьбы Курской земли: Марьино. 1 §3, с. 494 31 Усадьбы Курской земли: Белый Колодезь, Хомутовка, Моква, Воробьёвка. 1 §4-7, с. 515 32 «Семь чудес Курского края» - по необычным историческим местам области. 1 Инд. сообщ. 33-35 Итоговое повторение. 3 Повт.термины и даты Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№ урока
Тема урока
Количество часов Домашнее задание Дата
План. Факт.
1 Введение. 1 Тема 1. Географический обзор. 6 2 Географическое положение области. 1 §1, с 405 3 Полезные ископаемые. Агроклиматические и почвенные ресурсы. 1 §2-3, с 406 4 Хозяйство области. Промышленность. 1 §4-5, с 409 5 Хозяйство области. Сельское хозяйство. 1 §6, с 426 6 Хозяйство в условиях перехода к рынку. 1 §7, с 430 7 Население области. 1 §8, с 436 Тема 2. Народное образование в Курской области. 3 8 Образование в Киевской Руси. Становление светского образования. 1 §1-2, с 443 9 Народное образование в губернии середины XIX –начала XX веков. Народное образование в советский и постсоветский периоды. 1 §3-4, с 450 10 Нынешнее состояние образования в области. 1 §5, с 462 Тема 3. Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района. 5 11 Льгов — один из древнейших городов Курского Посемья. 12 Храмы Льговского района. 1 Инд. сообщ. 13 Башня Шамиля. 1 Инд. сообщ. 14 Усадьба Барятинских. 1 Инд. сообщ. 15 Повторительно-обобщающий урок по темам: «Географический обзор», «Образование в Курской области», «Историко-культурные памятники и культовые учреждения Льговского района». 1 Повт. термины и даты Тема 4. Курский край на литературной карте России. 3 16 Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в « Слове о полку Игореве». 1 §1-2, с 588 17 Писатели из курского гнезда. В зеркале русской классической литературы. 1 §3-4, с 592 18 Фетовская вселенная красоты. 1 §5, с 605 Тема 5. Музыкальная жизнь Курского края. 3 19 Музыкальна жизнь Курского края. Старинные песни и хороводы. 1 §1, с 620 20 Первые наши композиторы. 1 §2, с 625 21 Театральная сцена. Щепкин – великий актёр. 1 §7, с 646 Тема 6. Топонимика Курской области. 4 22 Основные понятия. Названия рек. 1 §1-2, с 656 23 Основные понятия. Названия населённых пунктов. 1 §3, с 664 24 Ландшафтные топонимы. 1 §4, с 672 25 Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы. 1 §5-6, с 676 Тема 7. Символика Курского края. 4 26 История символики края в дореволюционный период. 1 §1, с 686 27-28 История символики городов области. 2 §2, с 691 29 Современная символика области. 1 §3, с 694 Тема 8. История деревни Шерекино. 3 30 Появление села. Развитие в довоенные годы. Деревня в послевоенный период. Развитие колхоза. 1 Инд. сообщ. 31 Деревня в 60-90-е годы. Деревня сегодня: перспективы и проблемы. 1 Инд. сообщ. 32 Повторительно-обобщающий урок по темам: «Культура и символика Курского края», «История д. Шерекино». 1 Инд. сообщ. 33-35 Итоговое повторение. 3 повторить термины В ходе изучения курса у обучающихся должны сформироваться следующие знания, умения и навыки:
• знать исторические памятники Курского края;
• знать важнейшие этапы исторического развития Курского края, его традиции, вклад выдающихся исторических личностей в развитие Курского края;
• знать об уровне жизни и хозяйственно-бытовых укладах населения Курского края в период с VIII по XXI вв.;
• знать особенности социально-экономического развития и отраслевой структуры хозяйства Курского края;
• знать об основных направлениях внутренних и внешних экономических связей Курского края;
• знать сырьевые, энергетические, сельскохозяйственные ресурсы Курского края;
• знать устройство органов государственной власти и органов местного самоуправления Курского края;
• знать основные положения Устава Курского края и устава муниципального образования;
• знать численность населения и национальный состав Курского края;
• знать роль края в жизни страны;
• уметь выделять общее и особенное в истории развития Курского края;
• уметь объяснять изображения на гербах Курского края;
• уметь описывать компоненты природно-территориального комплекса;
• уметь оценивать последствия экологических и социально-экономических проблем Курского края;
• уметь выполнять исследовательские задания учебных проектов.
Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни:
• географическую информацию о крае для решения практических жизненных задач;
• читать карту области;
• находить необходимую для повседневной жизни географическую и историческую информацию в различных источниках, в том числе и через Интернет;
• принимать необходимые меры по охране природы села.
Программа реализуется с помощью УМК:
Королев Б.Н. / История и современность Курского края/ региональное учебное пособие, Курск, 2008
Ашурков В.Н., Кацюба Д.В., Матюшин Г.Н. / Историческое краеведение/ М., Просвещение, 1989
Архипова Т.И., Богданов Г.М. и другие / история Курской области/ учебное пособие для уч-ся 7-10-х классов, ЦЧКИ, Воронеж, 1975 гБолотов И.А., Белянский Ю.В. и др, под редакцией Королева Б.Н. / Курский край: история и современность/ Курск, 1995
Медведская Л.А. / Вопросы истории и краеведения/ Курск, 1999
Кабанова Р.В., Кудинова М.Р., Соколовский Л.Б. / География Курской области/ учебное пособие, Курск, 1997
Статьи из газет: «Курск», «Друг для друга», «Знамя Победы»
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
I . Устные ответы. Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по предмету. Развернутый ответ должен представлять собой связное, логичное последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ученика необходимо учитывать следующие критерии: полноту и правильность ответа, степень осознанности, понимания изучаемого, языковое оформление ответа.
Отметка “5” выставляется, если полно излагается изученный материал, дается правильное определение предметных понятий; обнаруживается понимание материала, обосновываются суждения, ученик демонстрирует способность применить полученные знания на практике, привести примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; ученик излагает материал последовательно с точки зрения логики предмета и норм литературного языка.
Отметка “4” выставляется, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускаются 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка “3” выставляется, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, понятий; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка “2” выставляется, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка “2” отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
II. Письменные работы. Письменная работа является одной из форм выявления уровня обученности обучающегося. Письменная работа проверяет усвоение учеником материала темы, раздела программы изучаемого предмета; основных понятий, степень самостоятельности учащегося, умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал. При оценке письменной работы исправляются, но не учитываются ошибки на темы, которые не включены в школьную программу или еще не изучены. Исправляются, но не учитываются описки. Среди ошибок следует выделить негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку.
Отметка “5” выставляется, если учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность ученика, отсутствие орфографических ошибок.
Отметка “4” выставляется, если ученик допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность.
Отметка “3” выставляется, если ученик допустил до 4-х ошибок, а также при наличии 5 негрубых ошибок. Учитывается оформление работы
Отметка “2” выставляется, если ученик допустил более 4-х ошибок.
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
- “5” – если все задания выполнены;
- “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
- “3” – за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;
- “2” – выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий. При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются:
- “5” – нет ошибок;
- “4” – 1-2 ошибки;
- “3” – 3-4 ошибки;
- “2” – допущено до 7 ошибок.