Педагогический проект «Дидактическая игра как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»


«Дидактическая игра как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач детского сада. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ». Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогают достичь результатов стабилизации.
У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья важно сформировать у детей навык самим заботиться о своем здоровье. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребность быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижения целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей: развитие у детей культуры здоровья и работы по профилактике и оздоровлению детей через решение следующих задач:
создание условий развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: развитие мелкой и крупной моторики обеих рук, овладение играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
*Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Включение дидактических игр по формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников в образовательную область «Физическое развитие» направлено на решение следующих задач:
создание разнообразной игровой среды, направленной на оптимизацию игровой активности, а также на всестороннее развитие детей
ознакомление с правилами дидактических игр, формирование умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку и самостоятельность.
Дидактическиеигры должны быть подобраны в соответствии с содержанием образовательной области «Физическое развитие».
Каждая из дидактических игр, решая задачи образовательной области «Физическое развитие», способствует решению задач из других образовательных областей:
«Познавательное развитие» - усвоение целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье, в том числе психическом, формирование первичных представлений о себе, возможностях и особенностях собственного организма.
«Социально-коммуникативное развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ) человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ и сохранение психического здоровья, приобщение к ценностям физической культуры. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, формирование основ безопасностисобственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, игровое общение.
«Художественно-эстетическое развитие» - использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Физическое развитие».
«Речевое развитие» - взаимосвязь развития игровой деятельности детей, развития мелкой моторики и речевого развития.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Продуманная методика проведения дидактических игрпо формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка и помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.
Примеры дидактических игр
Дидактическая игра: «Азбука здоровья»
Задачи:систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации
Правила игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
Дидактическая игра:«Полезные и вредныепродукты»
Задачи:формировать знания детей о полезных и вредных продуктах систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.
Материал: муляжи различных продуктов и овощей.
Правила игры: для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известны ли вам, какие продукты полезны. В одну корзину мы отбираем полезные продукты и объясняют свой выбор, во вторую продукты, которые вредны для здоровья.
Дидактическая игра:«Умею, не умею»
Задачи:формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, упражнять в умении осознавать, запоминать, воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание, формировать представления о строении тела и мышечной системы.
Правила игры: воспитатель или ребенок показывает движения, дети должны их произвести.
Дидактические игры: «Не пропусти свой звук»
«Угадай по звуку»
Задачи:формировать представления о помощнике человека (ушах), развивать навыки исследования с помощью соответствующего органа чувств, приобщая их к ценностям здорового образа жизни, способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа. Уточнить, какое значение для человека имеют слух.
Правила игры: воспитатель за ширмой издаетразличные звуки, в том числе на музыкальных инструментах, дети угадывают их. Воспитатель задает вопрос: «Что помогло вам услышать разные звуки?»
Дидактическая игра: «Угадай по запаху…»
Задачи:формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.
Материал: баночки с различными запахами: ваниль, лавровый лист, мыло….)Правила игры:воспитатель предлагает детям понюхать содержимое баночек и спрашивает: «Что помогло вам почувствовать этот запах?
Дидактическая игра: «Игра с микрофоном»
Задачи: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга
Материал: микрофон
Правила игры: воспитатель начинает предложение, а ребенок продолжает его, говоря в микрофон.
Я – голова, я умею думать, но не умею рисовать, я – нога. Я умею ходить, но не умею говорить и т. д.
Дидактическая игра: «Назови правильно»
Задачи: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их и давать краткое
описание.
Материал: муляжи овощей и фруктов.
Правила игры: воспитатель предлагает ребенку выбрать овощ или фрукт и описать его.
- У меня помидор, он сладкий, красный, круглый. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы: какой формы? какого цвета? какой по запаху?
Дидактическая игра: «Игра - дело серьёзное»
Задачи: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Материал: различные предметы (опасные и неопасные), два обруча
Правила игры:Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают предметы с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – предметы, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
Список рекомендуемой литературы:
1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г.;
2.Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». - М., 1991г.
3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;
4. Гуменюк Е. И. «Будь здоров!» Дидактические игры и игровые задания./Е.Н.Гуменюк, Н.А. Слисенко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011
5. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»