Система воспитательной работы классного руководителя по формированию у учащихся адекватной самооценки и самореализации в процессе развития навыков общения

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №78



Педагогический проект



Тема: «Система воспитательной работы классного руководителя по формированию у учащихся адекватной самооценки и самореализации в процессе развития навыков общения»



Номинация: «Педагогическое открытие»








Стенникова Лариса Александровна

учитель физики и математики

3 года

II категория







Новосибирск-2004

Актуальность
Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования, новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года)
В основных направлениях и плане действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы подчеркнуто: «Воспитание рассматривается, как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении». Именно поэтому в современном обществе необходимы люди, способные адекватно воспринимать себя и окружающий социум
Самооценка – один из важнейших механизмов саморегуляции, позволяющий человеку – в том числе и ребенку – преодолевать трудности. Ребенок не рождается с готовой самооценкой. Она формируется в процессе постоянного общения ребенка с окружающими: от других людей – родителей, сверстников, педагогов – дети получают оценку своих действий, возможностей, успехов. Эти оценочные суждения постепенно присваиваются ими и превращаются в самооценку, выражающую отношение ребенка к себе самому. Формирование адекватной самооценки способствует развитию таких личных качеств, как активность, решительность, самостоятельность, инициативность, уверенность в себе, общительность. При адекватной самооценке ребенок ставит перед собой достижимые цели, которые он способен достигнуть. Если самооценка занижена, то у ребенка формируется пассивность, робость, тревожность, застенчивость, несамостоятельность, нерешительность. Ребенок с заниженной самооценкой ставит перед собой слишком легкие цели, достижение которых мало дает его развитию. Ребенок с завышенной самооценкой слишком инициативен, не в меру самоуверен, не считается с окружающими, не уважает своих собеседников. Цели, которые он перед собой ставит, обычно не достижимы. Как следствие завышенной самооценки, у ребенка могут развиваться агрессивность, высокомерие, недоброжелательность к другим, а значит проблемы в общении. Задача педагога – помочь ребенку в формировании адекватной самооценки.
Таким образом, целью моей работы является формирование адекватной самооценки и самореализации в общении со сверстниками, со взрослыми, с окружающим миром, для реализации которой я ставлю перед собой следующие задачи:
Способствовать развитию толерантных отношений у подростков в процессе общения.
Продолжить формирование уважительного отношения ко взрослым.
Научить строить партнерские отношения между подростками и взрослыми
Развить коммуникативные способности и умения определять свои потребности и возможности в современном мире.
Предоставить возможности самовыражению каждого учащегося в различных формах общения.
Продолжить развитие навыков цивилизованного общения.






























Основные принципы лежащие в основе педагогического проекта

Принцип освоения навыков в условиях специально организованной социальной деятельности. Этот принцип обеспечивается особой формой организации процесса обучения. Все участники занятий вовлекаются в специально разработанные действия: выполнение упражнений, наблюдение за поведением других, анализ собственных ощущений и переживаний, сравнение собственного видения ситуации или факта с видением других участников группы. Педагог, ведущий занятия, не является доминирующим источником информации, он почти на равных включен в общую групповую деятельность, которая является для всех участников источником опыта социального взаимодействия.

Принцип максимальной активности в процессе общения. Этот принцип обеспечивается тем, что все занятия предусматривают максимальный уровень включенности в деятельность каждого ученика. Это достигается при помощи таких технологий, как дискуссии, ролевые игры, психогимнастические упражнения. Упражнения и задания, включенные в занятия, сконструированы таким образом, что позволяют активно участвовать в их выполнении всем участникам группы одновременно. Принцип активности опирается на известную из области экспериментальной психологии идею о том, что человек усваивает 10% того, что слышит, 50%того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90% того, что делает сам.



















Время проведения занятий

Занятия, рассмотренные в проекте, рассчитаны в среднем на 2 – 3 часа один раз в неделю. Такой интервал вполне целесообразен. Дело в том, что сама форма занятий, подразумевающая активную деятельность, «запускающую» эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные процессы, диктует временные рамки, необходимые для адекватной динамики этих процессов.

Работа по организации и подготовке к занятиям
Помещение для занятий. Должно быть достаточно просторным, чтобы в нем можно было проводить подвижные игры, но не настолько, чтобы участники занятия в нем «терялись». Так что спортивный и актовый залы отпадают сразу. Поэтому занятия проводятся в обычной, просторной классной комнате, часть парт сдвигаем к стенам, чтобы образовалось место для посадки «в круг», восемь парт сдвинуты по две так, чтобы образовалось место для работы четырех групп. Для выполнения индивидуальных заданий участники могут выбрать любое удобное им место, в том числе и за партами, сдвинутыми к стенам (схема 1).


–––––––––––––––– –––––––––––––––– –––––––––––––––––




















–––––––––––––––––
(Схема 1)

Такое расположение мебели дает возможность продуктивно использовать все помещение в процессе занятия. По мере необходимости участники могут свободно перемещаться (со своими стульями), включаясь в различные виды работы.
Оснащение занятий. Для продуктивной, четкой и интересной работы необходимо тщательно оснастить занятия.
Оборудование:
Классная доска (переносная доска).
Магнитофон, диктофон, аудиозаписи. Некоторые из упражнений выполняются под танцевальную музыку. Кроме того, курс предусматривает ряд заданий, связанных с рисованием. Тихое звучание музыки создает необходимую для выполнения рисунков атмосферу «публичного одиночества». Музыка, играющая до занятий, пока участники входят, садятся на свои места и готовятся к занятиям, заранее включает их в некий рабочий ритм. Это позволяет сэкономить время, которое обычно уходит на «разогрев» участников.
Материалы для работы:
Инструменты для рисования (в достаточном количестве). Все предусмотренные заданием рисунки должны быть выполнены одновременно. Их выполнение не должно срываться только из-за того, что кто-то из участников забыл дома фломастеры или карандаши.
Бумага формата А4 и формата ватмановского листа (в достаточном количестве).
Другое оснащение: ножницы, клей, клеящая лента (скотч) широкая и узкая, степлеры, краски, кисточки, цветная бумага разных сортов, бейджи для карточек с именами участников, двусторонний скотч для крепления листов к стенам и классной доске.
Все это оборудование постоянно хранится в классе в определенном месте. По мере расходования запасы его пополняются самими участниками.

Занятия начинаются с приветствия и психотехнических игр – это облегчает для участников вхождение в работу. При выполнении больших заданий используются психогимнастические упражнения для снятия напряжения. Некоторые упражнения могут повторяться несколько занятий подряд, что необходимо для выработки соответствующих умений. После упражнений, несущих существенную эмоциональную нагрузку проводится мини-рефлексия, обсуждается значимость испытанных участниками ощущений, эмоций, чувств (комплимент, путаница и др.). Такая рефлексия имеет двоякое значение: во-первых, она дает каждому из участников серьезный опыт вербализации собственных эмоциональных отношений, во-вторых, является серьезным стимулом к пониманию сущностного смысла игрового взаимодействия (проще говоря, помогает понять серьезный смысл игры).
Заканчиваются все занятия общей рефлексией. На первом этапе участники группы отвечают на вопрос: «Чему я научился на этом занятии?» или «Что я узнал нового на этом занятии?» Впоследствии, когда группа освоила активную форму занятий, рефлексия усложняется. Участники группы говорят о том, что они чувствовали во время занятия и что чувствуют в конце.






































Познание себя – познание других
Данный проект обеспечивает способность к социально адекватному поведению, позволяет ребенку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.
Формирование самооценки поможет познать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания, повышает чувство собственного достоинства. Даст возможность адекватно оценивать себя, свои способности и возможности, а также воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть.
Самооценка – ценность которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Защитная функция самооценки, с одной стороны, обеспечивает достаточную стабильность и целостность личности, с другой – ведет к отрицанию и искажению объективных данных, не совпадающих с параметрами самооценки. Такое отрицание может существенно тормозить развитие личности.
Самооценка – один из факторов регуляции поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, к событиям жизни.
Самооценка может характеризоваться по следующим параметрам:

По уровню
Высокая


Низкая

По соотношению с реальной успешностью
Адекватная


Неадекватная
(завышенная, заниженная)


Самооценка включает в себя как целостное приятие или неприятие себя (уровень самоуважения), так и частные оценки, включающие отношение к отдельным сторонам своей личности, чертам характера, поступкам, достижениям.
Наиболее конструктивным является такой характер самооценки, когда достаточно высокая общая самооценка человека сочетается с адекватной оценкой им своих качеств, возможностей (ресурсов), поступков, достижений.
Одним из факторов успешной коммуникации и взаимодействия является взаимопонимание партнеров.
Понимание – осознание смысла и значения чего-либо. Без понимания невозможно продолжение общения, координация действий для достижения результата. В основе понимания человека человеком лежит межличностное восприятие. Часто восприятие других людей основывается на впечатлениях, истолковании и оценке мотивов поведения человека. Это истолкование зависит от того, какие качества предполагают в конкретном человеке и в какой ситуации этот человек находится. Адекватному межличностному восприятию препятствуют всякого рода «помехи». Вот некоторые из них:
- Эффект ореола – распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств (в условиях дефицита информации).
- Эффект первичности выражается в том, что при оценке действий, поступков, черт характера человека придается наибольшее значение первому впечатлению.
- Стереотипы – относительно устойчивый и упрощенный образ человека, группы, событий, явлений, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта и представлений, принятых в обществе (часто предвзятых).
- Предубеждения (предрассудки) – установки, препятствующие адекватному пониманию.

Развитие навыков общения способствует взаимодействию с окружающими, помогает устанавливать и поддерживать с ними дружеские взаимоотношения. Позволяет правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота, например с теми, кто зависит от поддержки и помощи других (инвалиды, больные СПИДом, наркоманы в период лечения).
Зачем учить общению

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Навыки общения школьников весьма ограничены, хотя человек и осваивает эту деятельность практически с рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте «инструментарий» общения приобретается по большей части в семье. В подростковом возрасте семья перестает быть единственным фактором в формировании коммуникативных навыков. Поле общения ребенка расширяется: спортивная команда, друзья, значимые взрослые и т.д. Тем не менее даже при весьма широком и разнообразном круге контактов дети также не приобретают навыка грамотного общения. Это обусловлено не только отсутствием положительного примера, но и естественными внутригрупповыми процессами, такими, как соперничество, борьба за лидерство, стремление расширить свое влияние в социуме. Часто проблемы в освоении конструктивных навыков общения у подростков связаны с возрастными и личностными особенностями, а также с невозможностью самостоятельно преодолеть усвоенные ранее стереотипы. Одни подростки из боязни выглядеть смешными, стеснительны, замкнуты, другие, напротив, склонны к «шутовству» и постоянной браваде. Для третьих грубость и даже хамство являются единственным усвоенным стереотипом общения. В общем, надо признать, что без специально организованного обучения навыки цивилизованного поведения подростками осваиваются крайне трудно или не осваиваются со всем. В связи с этим осложняется процесс социализации.
Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Сюда включаются как познание человеком социальной действительности, так и овладение навыками практической индивидуальной и групповой работы. Под социализацией следует понимать весь многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни и общественных отношений.
Занятия построены на принципах партнерского общения, которые у детей практически не развиты. У них есть потребность в независимом партнерском общении, но нет соответствующего опыта.


Чему надо учить, чтобы научить общаться продуктивно

Продуктивное общение, в отличие от фатического (т.е. бессодержательного общения, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения) – процесс, который имеет цели и результат. Эти цели определяют как стиль, так и различный «инструментарий».


Цель
Результат

Установление и поддержание контакта
Достижение состояния обоюдной готовности, взаимоориентированности

Обмен информацией
Передача сведений, в том числе мнений, суждений, решений, в ответ на запрос

Поддержание активности и заинтересованности партнера, стимулирование деятельности
Побуждение к выполнению в процессе общения тех или иных действий

Координирование
Согласование действий при совместной деятельности

Понимание
Адекватное восприятие не только смысла сообщений партнера, но и его установок, переживания, состояния, чувств, настроения

Эмоциональная стимуляция
Побуждение к переживанию определенных эмоциональных состояний. Изменение эмоционального состояния партнера

Установление отношений
Определение своего статуса в системе взаимоотношений с па
·ртнером

Влияние
Изменение состояния, поведения, самочувствия, мнения, решений, представлений, установок партнера



Устанавливать и поддерживать контакт.
Осуществлять обмен информацией.
Поддерживать активность и заинтересованность партнера (стимулировать деятельность).
Координировать действия.
Понимать партнера.
Эмоционально стимулировать (регулировать) состояние партнера
Устанавливать отношения.





Участники занятий в процессе работы учатся:
Анализировать свои поступки, чувства, переживания;
Наблюдать и анализировать поступки, чувства, переживания других;
Ясно и конкретно выражать свои мысли;
Слушать, воспринимать и обдумывать высказывания партнера о его чувствах, эмоциях

В результате работы учащиеся закрепляют ранее полученные умения, учатся слушать себя и видеть других. Они усваивают, что продуктивное партнерское общение и взаимодействие возможно только тогда, когда мы умеем видеть в другом человеке партнера, личность, обладающую своими чертами, особенностями, жизненным опытом.




















Предполагаемые результаты:
В результате реализации данного проекта происходит формирование:
Доброжелательного отношения к людям (сверстникам, старшим)
Адекватной самооценки
Способности, потребности и готовности к общению и взаимодействию с окружающими.
Возможности самовыражения в различных формах общения.
Общеобразовательного кругозора и познавательного интереса.
Социального опыта в общении, навыков цивилизованного общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром.

Прогнозируемые результаты работы по данному проекту выявляются в процессе рефлексии в конце каждого занятия.
































Список литературы

Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт Обучение жизненно важным навыкам. – Санкт-Петербург, 2002.
С.И. Макшанов, Н.Ю. Хрящева Психогимнастика в тренинге. – СПб., 1993.
В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова Психологический словарь – М.:Педегогика – Пресс, 1996.
С.Ю. Головин Словарь практического психолога – Минск: Харвест, 1997.
Е.Н. Барышников, И.А. Колесникова О воспитании и воспитательных процессах. – СПб, 1996.
В.И. Петрушин Психологические аспекты деятельности классного руководителя. – М., 1998.























Правила группы или правила взаимодействия.
Правило принятия – что бы ни делал один из участников группы, он не должен подвергаться оценке и критике.
Правило общей работы – любое задание касается всех, и общая задача заключается в том, чтобы с ним справлялся каждый.
Правило «стоп» - каждый участник группы может отказаться от выполнения какого-либо задания, не объясняя причин. Он должен просто сказать об этом группе. Это правило обеспечивает свободу выбора каждого участника.
Примечание. Если участники группы часто пользуются правилом «стоп», стоит проанализировать ситуацию в группе и ответить на вопрос: «Почему это происходит?»
Правило закрытости группы и безопасности участников – все, что происходит в группе, может обсуждаться только в процессе работы группы. После занятий участники группы не рассказывают о том, что происходило во время работы (о ситуациях, словах, чувствах, других участников). Каждый может рассказывать только то, что переживал сам. Следование этому правилу позволяет участникам чувствовать себя спокойнее и увереннее, смелее раскрываться.
Правило Я – высказывания (говори от своего имени, высказывай свое личное мнение, рассказывай о своих чувствах и состояниях) – это особая речевая форма, при помощи которой можно обнародовать свое мнение, не обижая окружающих. Техника хороша тем, что, с одной стороны, есть возможность обсудить все произошедшее в группе (причем эта возможность предоставляется каждому участнику), а с другой стороны, полностью исключаются оценочные суждения (хорошо, плохо, мне понравилось, у тебя не получилось). Когда человек говорит «мы», «все», «обычно» или использует безличную форму глаголов, он как бы цитирует общее мнение и не несет ответственности за свои слова. «Я – высказывание» подчеркивает, что ответственность за то, что говорится, полностью лежит на выступающем – ведь он говорит только то, что сам чувствовал здесь и сейчас («Когда мы выполняли это упражнение, мне казалось, что я»; «Я не понял, что это значило»; «Я не почувствовал никаких изменений»; «Я чувствую себя обиженным»; «Мне кажется, что ты меня не понимаешь»).
Запрет на использование общих фраз и клише – участники группы стараются высказываться предельно конкретно. Это, с одной стороны, повышает ответственность за высказанное мнение, с другой – делает общение более эффективным. Например, вместо общего высказывания: «Выскочки всегда правы, кто больше говорит, того и слушают» - можно сказать: «Я хотел бы высказаться и прошу тебя, Саша, не перебивай меня».
Правило «здесь и сейчас» - участники группы обсуждают то, что происходит именно в группе, здесь и сейчас, а не то, что происходило в прошлом или будет происходить потом. Это правило необходимо соблюдать для того, чтобы не обсуждать поведение и поступки людей вне ситуации, моделируемой в группе.































Каждый имеет право быть выслушанным: пока один говорит, все его слушают.











Каждый имеет право высказать свое мнение
и не подвергаться критике при этом.

Плохих мнений не существует.




















-Если я говорю, то говорю только за себя. Я избегаю слов типа «он думает, что», «мы думаем», «я хотел бы сказать за него».





















Не говорят
о том,
кто сейчас отсутствует

























Каждый имеет право отказаться что-либо делать.













Относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы другие относились к вам.



Занятия №1
Вначале занятия учащиеся знакомятся с основными правилами взаимодействия в группе и выбирают себе игровые имена.

Задание 1
Я предлагаю вам открыть новую страну, в которой мы с вами будем жить. Я знаю об этой стране мало. Знаю только, что в ней есть правила общения. Вот два из них. Первое: здесь не принято обижать людей, всех там принимают такими, какими они есть. Второе: если в этой стране начинается какое-нибудь дело – в нем участвуют все без исключения. Вы спросите: «А если не все умеют делать это одинаково, что будет?» А ничего. Каждый делает свою часть работы, как умеет, а остальные ему помогают. Больше ничего я об этой стране не знаю, не знаю даже ее названия. Поэтому давайте начнем с того, что придумаем для нее название.
Участники делятся на три-четыре группы, которые должны предложить по два названия для страны. Прежде чем начать работу, ведущий выносит не доску правила и этапы совместной работы:

Наименование этапа
Вид работы
Действия

Выдвижений идей (7 минут)
Участники предлагают свои варианты названий страны
Каждый предлагает любое количество названий. Все предложения фиксируются без обсуждения

Обсуждение (10 минут)
Отбор вариантов
Вычеркиваются неблагозвучные и не несущие в себе смысловой нагрузки, ориентированной на два основных правила

Отбор предложений (7 минут)
Утверждение вариантов
Из оставшихся удачных названий группа оставляет два, рассматривает предложения по обоснованию названий и выбирает уполномоченного, который выступит от имени группы


(Если участники работы не успевают справиться в указанное время, ведущий может добавить по несколько минут на каждый этап.)
Прежде чем продолжить работу по отбору названия для страны, следует для снятия утомления провести небольшую психогимнастику (психогимнастические упражнения не только переключают участников занятия на новую деятельность, но и улучшают характеристики основных психических процессов).

Упражнение «Карлсон сказал»
Участники группы садятся или встают по кругу.
Мы будем выполнять различные движения, действия (поднять руки, опустить руки, остановиться, повернуться, сделать хлопок). При этом необходимо соблюдать одно условие: выполнять только те действия, сообщение о которых я буду предварять словами: «Карлсон сказал». Например, если я говорю: «Карлсон сказал: поднимите правую руку», то вы сделаете это, если же я скажу: «Поднимите руки» или «Я прошу вас поднять руки» – то это действие совершать не надо.
Сделавшие ошибку покидают круг.

Задание 1 (продолжение)
Предложения групп выносятся на доску, и работа с ними ведется по схеме, данной в первой части упражнения. На стадии критики учащимся предлагается излагать свою позицию аргументировано, предварительно объяснив, что название страны должно отразить то, как люди в ней общаются.

Задание 2 «Литературный пересказ»
Вы когда-нибудь задумывались над тем, как мы общаемся? Давайте подумаем, из чего состоит наше общение.
После этого проводится короткая дискуссия дебаты (т.е. дискуссия, в конце которой обобщение сказанного проводится ведущим, он же делает окончательный вывод)

ВОПРОСЫ К ДИСКУССИИ
С помощью чего мы общаемся?
Что происходит в процессе общения?
Что можно считать результатом общения?
В результате дискуссии выявляются два основных компонента общения: рассказ и взаимодействие.
Для того чтобы научиться рассказывать и размышлять, участникам предлагается басня Л.Н. Толстого «Галка и голуби».

Галка и голуби
Галка увидела, что голубей хорошо кормят, – выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забилась и закричала по-галочьи. Тогда голуби стали ее клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались, что она белая, и тоже прогнали.

Учащимся предлагается по кругу пересказать содержание басни. Ведущий не дает оценки качеству пересказа, а обращает внимание на интонационные паузы
Примечание. Для того чтобы сформировались навыки грамотного и эмоционального пересказа, каждый из участников за время освоения курса должен сделать не менее 30 пересказов различных текстов.
После пересказа басни проводится дискуссия.

ВОПРОСЫ К ДИСКУССИИ
Почему галка решила прикинуться голубем?
Умела ли галка общаться так, как общаются голуби?
Почему галку не приняли обратно к своим?
Если бы героем басни был человек, как можно было бы назвать его поступок?
Результаты дискуссии выносятся на доску. После этого учащиеся открывают рабочие тетради и в разделе «Заметки к литературному пересказу» 1-го занятия делают соответствующую запись, а затем переносят в тетрадь выводы, записанные на доске.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Раз уж мы все переносимся в новую страну, то к следующему занятию каждый придумывает себе игровое имя, которым его будут называть в этой стране, и сделает табличку с этим именем, чтобы все знали, как к нему обращаться.
Обращение по игровому имени очень важно, так как между учащимися уже сложились какие-то отношения. Навыки цивилизованного общения легче вырабатывать, что называется, «с чистого листа», не преодолевая ранее сформированные стереотипы.
2. В каждой стране есть правила, по которым она живет. Эти правила – Конституция страны. Два основных правила мы сегодня обсудили. Необходимо придумать еще не менее восьми правил поведения в нашей новой стране.

Рефлексия:
Что ты сегодня узнал нового для себя?
Что у тебя получилось лучше всего?
Что у тебя не получилось?
Занятие №7
Упражнение «Комплимент»
Участники занятия говорят друг другу что-нибудь приятное. Тот, к кому обращались, обязательно должен поблагодарить за комплимент.
После выполнения упражнения ведущий спрашивает: «Как вы думаете, почему мы с вами все наши занятия начинаем с комплимента?» Далее следует короткая дискуссия, в результате которой делается вывод: «Для того, чтобы у всех в начале работы было хорошее настроение».
После этого каждый участник рассказывает, что для него значит хорошее настроение, что он чувствует, когда у него хорошее настроение, на что похоже его хорошее настроение.

Задание 1
Проверка домашнего задания. Участники занятия аргументировано доказывают, кто победил в осеннем кроссе. Ведущий контролирует применение ранее аргументационных техник.

Упражнение «Зеркало»
Несколько участников по очереди подходят к зеркалу и рассказывают всем кого они там видят.
После выполнения упражнения всеми участниками группы можно задать вопрос: Легко ли было его выполнить? Почему?

Задание 2 «Что я знаю о себе»
В тетради учащиеся чертят таблицу из четырех пронумерованных столбцов.
1
2
3
4







В процессе выполнения упражнения ведущий четыре раза инструктирует участников (после каждой инструкции дается время на ее выполнение):
1. В столбике №1 вы перечисляете все, что вы умеете, постарайтесь вспомнить все самое важное.
2. В столбике №3 вы перечисляете все, что не умеете.
3. В столбике №1 вы уже написали все, что умеете. Но что-то вы умеете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других, и запишите в столбик №2.
4. Напишите в столбик №4, чему бы вы хотели научиться.
После заполнения столбика №2 выясняется, что у большинства участников в нем получилось пунктов меньше, чем в столбике №1. Почему?
В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не всё о себе знают: ведь если я думаю, что я что-то умею, я могу ошибаться. Самый лучший способ проверить свое умение – попробовать научить другого.
В столбике №4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике №3, потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже не всегда четко осознаем.
Естественно, у детей этот феномен проявляется очень сильно.
Перед тем как начать окончательную дискуссию по содержанию выполненной работы, ведущий может попросить участников по очереди прочитать содержание 4-го столбика, чтобы сразу выяснить, нет ли в аудитории кого-нибудь, кто мог бы поделиться своими умениями с тем, кто осознает их недостаток.

Упражнение «Коршун и бабочка»
Участники разбиваются на пары. Назначаются двое водящих: «коршун» и «бабочка». Остальные встают по кругу парами.
Каждая пара – это «цветок». Один – это «раскрытые лепестки», второй – «стебель». Убегая от «коршуна», «бабочка» должна спрятаться в «цветок».
Чтобы «бабочке» было легче, «стебли» постоянно поворачивают «лепестки» за талию в ту сторону, куда побежала «бабочка». Если «бабочка» смогла спрятаться в «лепестки», то «стебель» этого «цветка» сразу сам становиться «бабочкой», и «коршун» ловит его; тот игрок, который был «лепестками» становится «стеблем», а спрятавшаяся «бабочка» становится «лепестками».
Если «коршуну» удается догнать «бабочку», они сразу меняются местами.

Задание 3 «Перевоплощение»
Если в помещении есть плотные шторы, то перед выполнением этого задания их лучше закрыть, Чтобы организовать затемнение. В полутьме участникам легче выполнить упражнение.
Каждый получает задание перевоплотиться в какую-нибудь вещь и подготовить небольшой монолог от лица этой вещи (объект перевоплощения может быть задан ведущим, для этого заранее готовятся карточки с названием вещей; второй вариант – объект задается товарищем, сидящим рядом).
Каждый должен вообразить себя заданной вещью, ощутить ее характер. Участникам игры дается время для «вживания в образ». От лица своей вещи каждый начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Рассказ может начинаться, например, так: «Я – большая настольная лампа, я живу на большом столе, вместе со мной живут и т.д.»
Говоря о постороннем предмете, каждый во многом говорит о себе. Исподволь происходящее в ходе игры самораскрытие ведет к углублению эмоциональных контактов, помогает лучше понять черты как своего характера, так и характера товарищей.
Ведущий фиксирует, кто какой вещью был. Это ему пригодится для проведения следующего занятия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В этот раз задание состоит из двух частей. Одна обязательная: приготовиться к «зримому комплименту». Каждый дома делает маленький сувенир, который, по его мнению, было бы приятно получить его товарищу, сидящему справа. К сувениру он готовит пояснение, почему именно это приятно получать в подарок. Основное условие задания: сувениры готовятся в тайне друг от друга, чтобы получился сюрприз.
Необязательная часть задания состоит в том, что если кто-то может своих товарищей научить тому, в чем они нуждаются (см. задание 2), он может начать эту работу к следующему занятию.

РЕФЛЕКСИЯ:
1. Что я узнал сегодня нового о себе самом (о своих товарищах)?
2. Знаем ли мы себя?







































13PAGE 15







Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915