«Приёмы формирования адекватного уровня притязаний и адекватной оценки своей деятельности».


Тема педагогического совета:
«ФГОС ДО–стандарт индивидуализации образования и позитивной социализации ребёнка».



«Приёмы формирования адекватного уровня притязаний и адекватной оценки своей деятельности».







Подготовила: Ильина С.Ю.




В современной педагогической психологии признается факт того, что в старшем дошкольном возрасте происходят значительные изменения. Важнейшими показателями считается процесс становления детских притязаний.
С.С. Степанов определил уровень притязаний как - желаемый уровень самооценки личности; который определяется степенью трудности тех задач, которые личность перед собой ставит. Оценка уровня притязаний проводится с точки зрения его адекватности - соответствия реальным возможностям человека. Различают частный и общий уровень притязаний. Частный уровень притязаний относится к достижениям в отдельных областях деятельности (в спорте, музыке и т.п.) или человеческих отношений (стремление занять определенное место в коллективе, в дружеских, семейных или производственных отношениях и т.п.). В основе такого уровня притязаний лежит самооценка в соответствующей области. Уровень притязаний может носить более общий характер, т.е. относиться ко многим областям жизни и деятельности человека и, прежде всего, к тем, в которых проявляются его интеллектуальные и нравственные качества.

Так, в исследованиях авторов получены данные, согласно которым дети с неадекватно завышенным уровнем притязаний очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. В моей группе таких детей 10 человек. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание с моей стороны успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух мои действия, кривляются и т.д.В этой ситуации говорю, ты ответил ,дай другим слово или если всё знаешь, выходи вместо меня. К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенным уровнем притязаний относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Если я их не хвалю, то может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них - быть в центре моего внимания. В таких случаях я ребёнка подзываю, разговариваю, прошу помочь мне, привлекаю к любому виду деятельности. В игре я не ставлю их лидерами, даю понять, что они как все и должны соблюдать правила, а кто выиграл тот и выиграл. Но если ребёнок не успокаивается, то отвожу в сторону и даю задание с которым он справится, почувствует себя успешным и успокоится. Во время игры таким детям напоминаю, что надо соблюдать правила игры и если нарушили, то выбываете из игры, не обижаясь не на кого, а лишь на себя самого.
Одной из причин завышенного уровня притязаний у детей является завышенный уровень притязаний их родителей. Я вижу, что в некоторых семьях родители настраивают детей на то, что они лучше всех, несмотря на реальные способности ребёнка. В индивидуальных беседах с родителями на конкретных примерах их детей объясняю, чтобы они обратили внимание на те, или иные проявления характера ребёнка, и предупреждаю о возможных последствиях. А они уже сами решают, как им поступить.

Дети с адекватным уровнем притязаний склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. В моей группе таких детей 4 человека. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху. Эти дети мои помощники. Они всегда с удовольствием выполняют любые мои поручения. Дети согласны со всеми правилами в играх, ждут своей очереди, иногда способны уступить другим детям. Им важен результат.

Дети с заниженным уровнем притязаний нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. В моей группе таких детей 10 человек. Они очень чувствительны, тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженным уровнем притязаний кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. На занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни. Детям с заниженным уровнем притязаний свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Таких детей на занятиях я спрашиваю чаще, хвалю, даже если что-то не получается. Всегда их подбадриваю. Закрепляю в индивидуальной работе, если они стесняются отвечать на занятии. Привлекаю их в игры. Совместно с ними выбираем те или иные виды деятельности, где они более уверены. И обязательно их хвалю.

При воспитании детей важно учитывать особенности уровня притязаний личности, так как его соответствие возможностям ребенка - одно из условий гармоничного развития личности. Я вижу, что неадекватность уровня притязаний является источником возникновения различных конфликтов ребенка с др. детьми. Если я вижу, что возникает конфликт между этими детьми то, мы разбираем причину конфликта, обсуждаем вместе с детьми и находим выход из ситуации. Миримся. И этих детей привлекаю к любой совместной интересной работе со мной или другими детьми. Пытаюсь этих детей примирить в совместной деятельности.












15