Гражданская идентичность и духовно-нравственное развитие обучающихся


"Гражданская идентичность и духовно-нравственное развитие обучающихся"
Мустафина Зульфия ШамилевнаПреподаватель спец-дисциплинГ. Москва (ГБПОУ «1-й МОК»)
E-mail: mzs@artcollege.ru"Гражданская идентичность и духовно-нравственное развитие обучающихся"
ГБПОУ «1-й МОК» решает проблему духовно-нравственного воспитания обучающихся, поскольку в учреждениях среднего профессионального образования сконцентрирована значительная часть проблемной молодежи. По нашему мнению, повышение уровня воспитательной функции колледжа предполагает научно обоснованную работу по реализации процесса уровня воспитания, как на учебных, учебно-производственных занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Рассмотрим подробнее, как осуществляется программа культурно-нравственного воспитания на примере «Первого Московского Образовательного Комплекса» . ГБПОУ «1-й МОК» создает собственную систему культурно-нравственного воспитания студентов, реализуя её через программу культурно-нравственного воспитания студентов «1-го МОК». Данная программа направлена на воспитание нравственных качеств, духовности; на сохранение и приумножение историко-культурных традиций; формирование чувства солидарности и корпоративности; создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; развитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления; содействие работе общественных организаций, клубов, объединений и коллективов университета, организация культурно-массовых мероприятий. Все эти направления «1-й МОК» реализует, проводя следующие мероприятия: традиционные всероссийские праздники, организацию спектаклей , искусствоведческих гостиных (музыкально-литературной, художественной, театральной), создание инициативных студенческих сообществ, предоставление информации через сайт и др.
Таким образом, «1-й МОК» реализует одну из главных задач учебных заведений – формирование системы культурно-нравственных ценностей у студентов.
Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов. Чем более высока духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность, социальная значимость для общества.
Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, личности, способной ориентироваться на духовно-значимые нормы и ценности. В России общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось идеологических, духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции системы образования. И как следствие, совокупность ценностных установок во многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Духовно-нравственное состояние общества справедливо считается одним из основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это стремление к возвышенному, истине, прекрасному, позволяющему постичь подлинные высшие ценности.
Задача нравственного воспитания:
- формирование ценностных ориентаций у подростков в процессе их приобщения к наиболее значимым человеческим ценностям: Семье, Труду, Знаниям, Человеку, Культуре, Миру, Земле, Отечеству.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Писатель и педагог С. А. Соловейчик уверен: «Воспитание – это обучение нравственной жизни. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт, пользуясь лишь нравственными средствами».
Воспитать – значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию, отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться Человеком.
Итак, главной задачей нравственного воспитания является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства, как педагога, так и родителей.
Задачи гражданской идентичности личности :1.Разработать модель формирования гражданской идентичности студентов, реализуемую в рамках направлений деятельности педагога, учреждения.
2.Выделить эффективные педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели, способствующей формированию гражданской и культурной идентичности учащихся.
3.Провести диагностику сформированности компонентов гражданской идентичности личности.
4.Выстроить такую воспитательную систему в классе, которая обеспечила бы максимальную самореализацию каждого студента, социализацию его в коллективе и в колледже, расширение кругозора, формирование патриотических качеств личности.
Применение современных образовательных технологий, обеспечивающих формирование социокультурной идентичности предполагают:
•технологию продуктивного обучения;
•технологию обучения в сотрудничестве;
•проектную технологию;
•технологию развития критического мышления;
•технологию творческой деятельности;
• технологию коллективного взаимодействия
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
Отметим, что формирование гражданской идентичности в образовательном процессе представляет собой целенаправленный процесс становления гражданской культуры у учащихся, а духовно-нравственное развитие обучающихся, формирование у молодого поколения традиционных духовных и нравственных ценностей является значимой социальной педагогической задачей. От ее решения во многом зависит состояние общественной морали, социальных, межэтнических отношений, духовно-нравственный климат в образовательных учреждениях, будущее российского общества.
Таким образом, гражданская идентичность и духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда объединяется с жизнью, сливается с реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Создать себя добрее, нравственнее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
ЛИТЕРАТУРА
Шеламова Г.М. Формирование надпрофессиональных компетенций методом СПТ// Материалы научно-практической конференции. Казань 2009.