Формирование универсальных учебных действий, как основа «Умение учиться»


Формирование универсальных учебных действий,
как основа «Умение учиться»
Василевская Ольга Ивановна,
МБОУ- Лицей№5, г. Мценска,
учитель начальных классов
Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Ответственность учителя начальной школы всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает.
В чем теперь заключается роль начальной школы? Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
В Концепции Фундаментального ядра содержания общего образования, отмечено, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения знаний, умений и компетентностей. Универсальные учебные действия (УУД) - совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В широком смысле - это умение учиться. [№1, с.7]
Поэтому, начав работать по новым стандартам, я изучила материалы ФГОС, посетила курсы, методические рекомендации, потенциал учебно-методического комплекса «Гармония» и пришла к выводу, что формирование УУД является обязательным на всех этапах. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.
Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. [№1, с.12]
Моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое. Прежде чем учителю отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УУД, необходимо выявить его стартовый уровень форсированности УУД у школьников, а также отслеживать уровень развития УУД в течение всего периода обучения в начальной школе.
Остановлюсь на некоторых примерах формирования коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных УУД.
Для формирования коммуникативных УУД учу ребят учиться отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет.
Познавательные УУД формирую, побуждая учащихся к действию: «Подумайте», «Выполните задание», «Проанализируйте», «Сделайте вывод..»
Работая над формированием регулятивных УУД, учу конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.
Личностные УУД формирую задавая вопросы, способствующие созданию мотивации, т.е., вопрос направлен непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили…»; «Что бы вы сделали…»;
Стараюсь способствовать возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме следующими вопросами «Как вы относитесь…»; «Как вам нравится…».
Например, обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания –незнания.
Дать задание письменное по новой теме без объяснения материала.
После проверки, задать вопросы:
-Задание было одно? («Одно»)
-А какие получились результаты? («Разные»)
- Как думаете, почему? («Потому что не знали……)
Приходим к выводу ….(что надо знать)
Подвести к цели урока
-Какова же цель нашей работы на уроке?
-Для чего нам это необходимо?
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.
Кроме того, для развития личностных УУД возможно использование таких образовательных технологий:
решение проектных задач - формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;
ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;
технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;
технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;
технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели. [№2, с.23]
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы;
учебную цель;
учебную задачу;
учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)
Пользуюсь вопросами в конце урока: рефлексия – противопоставление.
Самое лучшее в занятии (упражнении) было…, а самое худшее… .Самое интересное было… , а самое скучное… .
Самым веселым было…, а самым серьезным … .Мне бы хотелось, чтобы… . Мне бы не хотелось, чтобы…
Я был(а) уверен(а) в себе, когда… . Я чувствовал(а) себя неуверенно, когда… .Таким образом, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса. Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования владения основами «Умения учиться». Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность, учебная самостоятельность и мотивация к учению.
Литература:
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действий к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.