Урок по познанию мира на тему Многообразие животного мира (3 класс)

Тема: Многообразие животного мира.
Цель: Закрепить и обобщить знание учащихся о животных в окружающем мире. Учить классифицировать виды животных. Воспитывать бережное отношение к животным.

Ход урока.
I. Орг. момент.
Звучит фонограмма из телепередачи «В мире животных».
Добрый день! Вы смотрите передачу «В мире животных». Сегодня в нашей студии присутствуют гости – это учащиеся 3 «Б» класса средней школы №43 и зрители. Мы рады приветствовать вас!

II. Постановка цели урока.
Ребята пришли к нам для того, чтобы рассказать, что они узнали о животных на уроке познания мира. Уважаемые зрители, в ходе передачи вы можете задавать интересующие вас вопросы нашим гостям. Телезрителям я тоже советую принять участие в нашей передаче. Звоните к нам в студию по телефону 47-29-01 или присылайте SMS-сообщения на номер 4319. Ждём ваших звонков и интересных вопросов.

III. Блиц-опрос.
- Что такое зоология?
- На какие классы делятся животные?
- Назовите самую многочисленную группу животных.
- Почему они получили такое название?
- Как по-другому называется класс земноводных?
- У какой группы животных есть перья?
- Какое другое название имеют пресмыкающиеся?
- Как иначе называется класс зверей?
- Почему он получил такое название?

IV. Рассказы о животных.
Некоторые ребята подготовили интересные сообщения о животных. Давайте послушаем их. Отгадайте загадку и узнаете, о ком сейчас пойдёт речь. После того, как дети отгадают загадку, выходит ученик с картинкой этого животного и рассказывает о нём.
Загадка 1. В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

Муравьи относятся к насекомым. Живут в муравейнике сотнями и даже тысячами. Они постоянно что-то делают, куда-то торопятся. Муравьи хорошо знают свой муравейник. Уходя далеко от муравейника, они легко находят дорогу по запаху. В муравейнике живут взрослые особи, хранятся яйца, личинки, куколки.
Муравьи – силачи. Они могут поднимать тяжести в несколько раз больше их собственного веса. Муравьи осенью впадают в спячку. Они уничтожают вредных насекомых.

Загадка 2. У неё во рту пила,
Под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котёл попала. (Щука)
Щука относится к классу рыб. Длина её тела до 1,5 метров, вес до 65 кг. Средняя продолжительность жизни щуки составляет 70 лет. Щука – хищник, питается другими мелкими рыбами.
В 1497 году в одном из озёр близ Гейльбрунна была поймана щука весом в 140 кг, длиной около 6 м. Возраст этой щуки 267 лет.

Загадка 3. На лягушку я похожа
Только с очень грубой кожей. (Жаба)

Жаба относится к земноводным. Её тело покрыто грубой кожей с бугорками. Задние лапы длиннее и сильнее передних. Хвост отсутствует.
Днём жаба дремлет в укромном сыром месте. Вечером она выползает на охоту. Когда жаба заметит насекомое, то выбрасывает свой длинный липкий язык. Добыча легко пристаёт к нему.
Через кожу у жабы выделяется беловатая сильно пахучая жидкость, которая спасает её от врагов.
Жаба – полезное животное. Для человека она не опасна.

Загадка 4. Кто к своим знакомым
Ходит вместе с домом? (Черепаха)

Черепаха относится к пресмыкающимся. Её тело покрыто панцирем, который образован расширенными костями скелета, покрытыми роговыми пластинками. В случае опасности черепаха прячет голову, конечности и хвост в панцирь. В таком состоянии она хорошо защищена от врагов, т. к. панцирь весьма прочен. Черепахи лишены зубов и имеют роговой клюв, покрывающий их челюсти. Питаются черепахи растительностью.
У черепах, которые живут на суше, высокий панцирь и короткие пальцы. У водных черепах панцирь уплощён, ноги превратились в ласты.

Загадка 5. Плотник с острым долотом
Строит дом с одним окном. (Дятел)

Дятел относится к птицам. Оперенье его чёрное, с белыми пестринками, а на затылке у него красные пёрышки.
Целый день дятел летает по лесу, ищет себе еду. Сядет он на дерево, прямо на ствол и клювом по дереву постукивает. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. Дятла называют санитаром леса. Он уничтожает вредных насекомых короедов. За день он съедает 750 – 900 короедов.
Питается дятел также семенами еловых и сосновых шишек.

Загадка 6. Вечно голодный он бродит в лесах,
Сея повсюду смятенье и страх. (Волк)

Волк относится к классу млекопитающих. Он похож на крупную, длинноногую собаку. Тело его покрыто грубой шерстью. Он быстро бегает. У волка большая пасть и острые зубы. Днём волк прячется в ущельях или кустарниках, а вечером ищет добычу. Набрасывается на зайцев, птиц. За крупной добычей устраивает погоню.
Зимой волки собираются в стаи. Они нападают на домашних животных.
Нору-логово волки устраивают для выведения потомства.
Некоторые виды волков занесены в Красную книгу.

V. Методика «Диаграмма Венна».
К нам пришли письма. Животные прислали свои фотографии и просят определить, к какому классу они относятся. Выполним это задание в группах. (2 – 3 мин)
(Детям раздаются рисунки животных и диаграммы Венна).

I группа. Черепаха, рябчик, жук, лещ, жираф, тритоны.
II группа. Пчёлы, лягушка, щука, моржи, жаворонок, ящерица.
III группа. Ёрш, грач, жаба, бабочка, крокодил, мышь.

Проверка.
Я думаю, животные остались довольны.

VI. Ответы на телефонные звонки.
К нам звонят наши телезрители. Они приготовили вопросы. Слушаем 1 звонок.

1. Лиза 0 класс.
- Какую пользу приносят насекомые?

Назовите вредных насекомых.

2. Артём 1 «А» класс.
- Почему зимой становится мало птиц?

Каких перелётных птиц вы знаете?
Какие птицы остались зимовать у нас?
Как мы можем помочь им перезимовать?

3. Надя 3 «В» класс.
- Для чего зимой на реках и озёрах делают проруби?

4. Ксюша 4 «Б» класс.
- Верно ли, что если потрогать жабу руками, то появятся бородавки?

5. Вера 2 «В» класс.
- Какое животное человек приручил первым?

Полный ответ на этот вопрос даёт ученик Галькевич Влад.

Домашние животные. Все животные раньше были дикими. Человек приручил многих из них. Он заботился о них, разводил для себя. Такие животные стали домашними. Первыми домашними животными стали собаки. Человек приручил их 16 тысячелетий назад. С помощью собак люди приручили других животных. Рядом с человеком живут лошади, коровы, свиньи, гуси, рыбы, пчёлы.

- Для чего человек приручил животных?
Ребята, давайте посмотрим отрывок из сказки «Спор животных».

VII. Инсценировка сказки.
Корова, лошадь и собака заспорили между собою, кого из них хозяин больше всего любит.
Лошадь. Конечно, меня! Кто дров из леса ему привезёт? Кто в город на мне ездит? Пропал бы он без меня.
Корова. Нет, хозяин больше всего меня любит. Я ему молоко, сметану, творог даю, всю семью кормлю.
Собака. Нет, меня! Я его дом стерегу, на охоту с ним хожу.
Послушал хозяин этот спор и говорит

- Как вы думаете, что сказал хозяин животным?

6. Саша 4 «В» класс.
- У черепахи прочный панцирь, который защищает её от врагов, но для некоторых птиц она становится лёгкой добычей. Расскажите, что вы об этом слышали?

Спасибо телезрителям за интересные вопросы.

VIII. Экологические рассказы.
К нам пришло SMS-сообщение от учителя зоологии Татьяны Викторовны. Она прислала экологические рассказы, в которых допущены ошибки и просит найти их.
«Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо были видны следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это следы ежа или суслика.
Где-то сверху доносится равномерный стук – это дятел ищет под корой личинок жука-короеда.
Некоторые животные, например белки, зимой спят.
На густой ели в гнезде сидит сойка. Она насиживает зимой яйца.
Между берёзами лежит сено. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы им не было голодно зимой. Возле стога сена много следов. Наверно, это волк ловил мышей в сене».

IX. Ребусы.
Один злой волшебник превратил животных в ребусы. Разрушьте его чары. Отгадайте ребусы и скажите, к какому классу относится это животное.




аист стрекоза налим ужи жаба тигр

X. Беседа об охране животных.
- В какой республике мы живём?
Наш Казахстан расположен так, что у нас есть все виды животных, о которых мы говорим сегодня. У нас много степей, рек, озёр, гор и большое разнообразие растительного и животного мира.
Многие животные находятся под охраной закона, они занесены в Красную книгу, потому что их стало мало. Это марал, красный волк, снежный барс, лоси, беркут, розовый фламинго
Об одном редком животном - снежном барсе расскажет Степанов В.

Снежный барс живёт на вершинах высоких гор нашей страны. Его шерсть дымчато-бурая, с жёлтым оттенком, покрыта чёрными пятнами. Пищей барсу служат горные козлы, кабаны, косули и другие животные. Когда наступает весна, забот у барса становится больше, потому что, кроме себя, ему нужно кормить своё потомство. Вследствие того, что количество барсов во всём мире резко уменьшилось, наше государство взяло его под защиту. Снежный барс – грациозный, сильный и ловкий зверь. Именно за эти качества он признан символом независимого Казахстана. Президент нашей страны Н. А. Назарбаев мечтает видеть Казахстан могучим и сильным государством, таким же, как снежный барс.

Ребята, мы с вами тоже должны беречь животных, заботиться о них. Без них и людям нет жизни.

Стихотворение «Про всех на свете» читают 2 учащихся.

«Все-все на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете, нужны все подряд!
Кто делает мёд и кто делает яд.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется».

XI. Итог.
Наша передача подошла к концу. Спасибо всем, кто принял в ней участие. Ребятам я предлагаю дома написать небольшое сочинение на тему: «Что было бы, если бы исчезли все животные?»
Мы прощаемся с вами. До новых встреч!




15