Конспект внеклассного мероприятия Мологская идентичность вчера и сегодня

МОЛОГСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
конспект внеклассного мероприятия.

Цели мероприятия:

1. Организовать деятельность обучающихся по изучению истории города Мологи и Мологского уезда в период затопления, выявлению особенностей мологской идентичности; раскрыть значение людской памяти и идентичности в современном мире.
2. Формирование чувства гордости за свою малую родину, уважения к истории, культурным и историческим памятникам, ориентирования обучающихся в системе моральных норм и ценностей.
3. Воспитание толерантности, уважительного отношения к партнерам, оппонентам; умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.



ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ


У: Что вы можете рассказать о городе Молога?
Почему нам, как жителям Некоузского района, небезразлична судьба этого города?

Отвечают на вопросы учителя.


Мы находимся на территории Мологского или Мышкинского уезда? (см. карты 1821 г)

Работают с картами

Знаете ли вы тех людей, которых выселили с затопляемой территории, или их потомков?
Слышали ли вы рассказы о жизни в Мологе и Мологском уезде, о том, как происходило переселение, какие эмоции испытывали люди, на долю которых выпало прощание с малой родиной?
(Если возникли затруднения, можно обратиться к воспоминаниям Николая Новотельнова – см. Приложение1)
Отвечают на вопросы учителя.

О чем могли жалеть переселенцы?
(В качестве дополнения к ответам учеников – см. Приложение2).
Высказывают предположения.

Общеизвестно, что уход из Мологи напоминал бегство военного времени. Почему? Предположите, какие картины могли видеть переселенцы, какие звуки, запахи чувствовать. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Высказывают предположения. Варианты ответа: Запах гари, так как сжигали дома, не подлежащие перевозу, а так же вырубленные леса; по воспоминаниям старожилов горели и болота. Звуки взрывов: так уничтожали здания, которые препятствовали бы судоходству; звуки плача; вой собак, которых хозяева оставили на затопляемой территории; крики надзирателей, призывавшие заключенных работать быстрее и т.д.

А как называют себя переселенцы и их потомки? Вставьте пропущенное слово:

Петербуржцы, парижане,
Москвичи и волгари,
А зовутся - ***,
Странно, что ни говори.
С. Хомутов.

Удивительно, правда? Давно уже исчезли с карты слова Молога, Мологский уезд, а память людская хранит их. И даже те, чьи прадеды переселялись, гордо именуют себя мологжанами.
Что же позволяет нашим современникам отождествлять себя с городом, с затопленными землями? Что у них общего?



МОЛОГЖАНЕ










Варианты ответов: Общая беда для тех, кто пережил переселение. Общая малая родина. Общая история. Общее прошлое. Общее место рождения. Общая надежда на возрождение горда (или хотя бы названия).

Мы можем говорить об уникальном явлении – мологской идентичности. А как вы понимаете значение слова «идентичность»?
Идентичность (лат. identicus – тождественный, одинаковый) – осознание принадлежности к той или иной группе, чувство общности.
«Идентичность – всегда коллективный продукт, постоянно пополняемый и всегда находящийся в стадии становления» - такое пояснение дают специалисты. Как вы можете его прокомментировать?


Дают определение термину «идентичность».





Дают комментарии.

«Моложский уезд можно назвать, по существу, уездом порубежным – местностью, в которой соприкасались чуждые друг другу и разнообразные влияния». – писал в 1902 г. Семен Алексеевич Мусин-Пушкин.
«Порубежность», взаимосвязь разнообразных традиций препятствовала или помогала становлению мологской идентичности?
Могли ли эти факторы сформировать особый «мологский характер»? Можете ли вы назвать его черты? (см Приложение 3)
Сейчас он проявляется?






Высказывают предположения.

Неслучайно создано землячество мологжан (подробно о его деятельности и проектах – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), объединяющее мологжан разных поколений и их потомков. Как вы думаете, какова главная цель землячества?




Высказывают предположения

Мологжане хотят создать туристический бренд? Обосновано ли это желание? Может ли Молога приносить прибыль как туристический объект? Помешает это сохранению памяти или, наоборот, привлечет дополнительные ресурсы (материальные, людские) к изучению истории затопленных территорий?
Высказывают свои предположения.

Говоря о Мологе, нельзя не говорить об обиде, нанесенной людям. Но какая это обида? Мологжане требуют выплат и компенсаций за моральный и материальный ущерб? Нет. Мологжане требую немедленно осушить водохранилище и отстроить на бывшем морском дне город? Нет, они адекватно оценивают экологическую составляющую.
Обида мологжан сродни обиде на врага, но врага уже побежденного. Однако забыть о его злодеяниях – это значит предать память тех, кто стал его жертвой.
Стоит ли избавляться от этой обиды?

Обида мологжан – это жажда мести или скорбь и боль от утраты малой родины?













Вариант ответа: От обиды избавляться не стоит, но не надо превращать ее в агрессию.

Сейчас еще живы люди, родившиеся в Мологе, помнящие город и уезд. Однако в обозримом будущем таких людей не останется. Предположите, что будет с землячеством мологжан?
С вашей точки зрения, нужен ли какой-нибудь опознавательный знак, символ, эмблема, которую могли бы использовать мологжане и их потомки, чтобы отличать себя от других жителей? Как этот знак может выглядеть?



Высказывают предположения.

Устно описывают знак, символ, эмблему или делают его рисунок (возможна работа в группах).

Мологу часто называют Русской Атлантидой или Ярославским градом Китежем. Вспомним легенды об этих удивительных местах.
На ваш взгляд, история Мологи напоминает эти легенды? А история какой территории вам кажется наиболее трагичной? Почему?
Как сравнения с загадочными территориями влияют на современный мологский характер.

Возможны доклады заранее подготовленных учеников (См. Приложение 3)

Перед вами герб Мологи.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
А какие изменения вы внесли бы в него, чтобы передать историю затопления, сохранение памяти о нем в сердцах тысяч людей.
Создают новый герб (можно устное описание, можно рисунок) (возможна работа в группах)

История Мологской земли никого не оставляет равнодушным, заставляет задуматься о прошлой и современной политической ситуации, таких понятиях, как справедливость, логичность, совесть, мудрость.
Какие выводы вы сделали после нашего мероприятия?






Делятся впечатлениями от мероприятия. Подводят итоги.



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Буду благодарна за отзывы, дополнения и уточнения.
С уважением,
Любимова Екатерина Александровна. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Приложение 1.

Воспоминания Николая Новотельнова (www.pravmir.ru/mologa-gorod-utoplennik-kotoryiy-inogda-vozvrashaetsya)

«Когда затапливали Мологу, переселение было закончено, и в домах уже никого не было. Так что выходить на берег и плакать было некому, – вспоминает Николай Новотельнов. – Весной 40 года закрыли створки плотины в Рыбинске, и вода постепенно начала прибывать. Весной 41 года мы сюда приезжали, ходили по улицам. Кирпичные дома еще стояли, по улицам можно было пройти. Молога затапливалась 6 лет. Только в 46 году была пройдена 102 отметка, то есть полностью заполнилось Рыбинское водохранилище».
Взрослых мужчин в семье не было – отца осудили как врага народа, а брат Николая служил в армии. Дом разобрали узники Волголага, они же заново и собрали его на окраине Рыбинска посреди леса на пнях вместо фундамента. При транспортировке несколько бревен потерялось.
Зимой в доме стояла минусовая температура и померзла картошка. Коля с мамой еще несколько лет затыкали дыры и своими силами утепляли дом, чтобы разбить огород им пришлось корчевать лес. Привыкший к заливным лугам домашний скот, по воспоминаниям Николая Новотельнова, почти у всех переселенцев погиб.
– Что тогда говорили про это люди, стоило ли затопление результата?
– Была большая пропаганда. Людей настраивали, что это необходимо для народа, необходимо для промышленности и транспорта. До этого Волга была несудоходная. Мы в августе-сентябре переходили Волгу пешком. Пароходы ходили только от Рыбинска до Мологи. И дальше по Мологе до Весьегонска. Пересыхали реки, и по ним прекращалось всякое судоходство. Промышленности нужна была энергия, это тоже положительный фактор. А если смотреть с позиций сегодняшнего времени, то окажется, что все это можно было и не делать, это было экономически нецелесообразно.
Приложение 2.
Ушел под воду город с восьмивековой историей, а вместе с ним сотни сел и деревень, лучшие в Поволжье заливные луга, плодороднейшие пашни, дубовые леса, шесть монастырей (среди них известные по всей России Афанасьевский монастырь, Леушинский монастырь, Югская Дорофеева пустынь) и полсотни храмов.
В реках было полно рыбы дети ловят ее подолом, в бескрайних лесах изобилие грибов и ягод, коровы на лучших заливных лугах давали лучшее молоко, из которого делали лучшее в России масло. Молога начала 20 века это 5000 жителей, 900 домов, 6 соборов и церквей, 3 библиотеки, 9 учебных заведений, несколько заводов. Почта и телеграф, банк, больница, аптека и даже кинематограф. Жители города и уезда медицинскими услугами пользовались бесплатно, бесплатно получали лекарства. Своим благополучием город щедро делился с бедняками говорят, встретить в Мологе нищего было большой редкостью.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 3.







Молога – старинный маленький городок, по укладу своей жизни близкий к деревенскому. Об этой особенности города говорили многие его исследователи. Гостеприимство, радушие, способность разделять чужие скорби и радости, забота о ближних – все это было отличительной чертой жителей Мологи. В доказательство приведем только два примера, относящихся к наиболее сложному и противоречивому времени – первым годам существования советской власти. Во время хозяйственной разрухи, вызванной чередой войн и революций начала ХХ в., во многих населенных пунктах проводились субботники: в выходной день люди безвозмездно выходили на общественные работы. В 1921 г. в Ярославле во время Всероссийского первомайского субботника переоборудовали под клуб здание церкви кадетского корпуса, в Мышкине и Рыбинске наводили чистоту, а в Мологе разбивали общественный огород в центре города, чтобы поддержать голодающих людей. Аналогичный пример. 21 июля 1923 г. в Ярославской губернии отмечался День Советской Медицины. В Ярославле, Рыбинске, Ростове и Тутаеве устраивались банкеты для медицинских работников, а в Мологе «в этот день было улучшено питание в советских больницах», то есть в сфере внимания находился не только мед. персонал, но и рядовые больные.
Приложение 4.

Атлантида
Основные сведения о затерянной Атлантиде содержатся в сочинениях древнегреческого ученого Платона, где он рассказывает об островном государстве, существовавшем около 11500 лет назад. Атлантида была богатым и густонаселенным государством, где сложилась удивительно могущественная развитая цивилизация. Но она ушла под воду при загадочных обстоятельствах. По Платону, атланты стали алчными, жестокими, поэтому боги приняли решение затопить остров. По другой версии, атланты сами приняли решение затопить остров, чтобы не допустить распространения опасного заболевания. В качестве причин гибели Атлантиды называется и техногенная катастрофа.

Сказание о граде Китеже в изложении П.И. Мельникова-Печерского.

Китеж «...цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, Божьим повелением, когда безбожный царь Батый пошел воевать Русь Китежскую.
Подошел татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома он огнем спалить, мужей избить или в полон угнать, жен и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поругания над святыней христианскою.
Десять дней, десять ночей Батыева полчища искали града Китежа и не смогли сыскать, ослепленные.
И досель тот град невидим стоит, откроется перед Страшным Христовым Судилищем».
Примечание: Традиционно местом сокрытия града Китежа называют озеро Светлояр.

Молога находится на глубине, которая на сухом научном языке называется «исчезающее малой». Поэтому в сухие, жаркие года она «выходит» на поверхность, являя миру жалкие останки некогда процветавшего города. Могила Мологи непрочна и ненадежна, она не способна навсегда скрыть изуродованный город.


 Лаборатория музейного проектирования [Электронный ресурс] / Режим доступа: www. future museum.ru
 ГАЯО. Ф.Р-131. Оп.1. Д.484. Отчет о проведении «Дня советской медицины» за 1923 г. Л.18-20.











15