Статья Применение ИКТ на уроках технологии и в объединении «Моделирование»


Применение ИКТ на уроках технологии и в объединении «Моделирование»
Емельянова Елена Викторовна
Для реализации системно-деятельностного подхода стандартов второго поколения применяю ИКТ технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Они способствуют повышению познавательного интереса к предмету и разнообразия деятельности учеников на уроке. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок или занятие, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Уроки и занятия с использованием ИКТ способствуют эффективному повышению мотивации в процессе обучения. Новые технологии дают возможность обучать детей с разным типом восприятия информации, используя зрительные образы-схемы, рисунки, анимацию, фильмы. Возрастает эффективность процесса запоминания информации при использовании зрительного и слухового восприятия. В форме игр можно проводить разнообразные уроки и занятия – освоения нового материала или обобщения.
ИКТ позволят работать с наименьшими временными затратами на уроке, но увеличивают нагрузку при подготовке материала учителем. Демонстрационный материал должен быть легко визуально воспринимаемым и чётко отобранным, исходя из целей урока. Использование новых технологий позволяет вовлекать в учебную деятельность учащихся с разными способностями и уровнем подготовки.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций, видеофильмов.
Использование ИКТ на уроках и занятиях:
1. Формирует высокую степень мотивации, повышает интерес к процессу обучения;
2. Повышает интенсивность обучения;
3. Обеспечивает объективность оценивания результатов;
4. Увеличивает долю самостоятельной работы;
5. Расширяет границы учебного пространства
6. Мотивирует учащихся к самообразованию
При подготовке и проведении уроков на различных ступенях обучения я использую различные формы ИКТ, а именно:
1 Готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности.
2 Мультимедийные презентации, использование которых позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
3. Ресурсы сети Интернет. Сеть Интернет несет громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции) и становится составной частью современного образования.
Учащиеся, получая из сети учебно-значимую информацию, приобретают навыки:
-целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам;
-видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
Желательно использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board (ПО, предназначенное для интерактивной доски) так как есть ряд преимуществ, как для учителей, так и для учащихся, позволяющих в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал.
Преимущества для учителя и педагога:
-позволяет учителям объяснять новый материал из центра класса.
-поощряет импровизацию и гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
-позволяет сохранять и распечатывать изображения с доски, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
-вдохновляет учителя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
-делает занятия интересными и развивает мотивацию.
-предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
-учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
-позволяет использовать различные стили обучения, учителя могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
-учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
-отсутствует необходимость в клавиатуре, чтобы работать с этим оборудованием,
Совмещение видео-, аудио-и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
Презентация - форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут
быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.
Возможности презентаций:
1.Демонстрация фильмов, анимации.
2.Выделение (нужной области).
3.Гиперссылки.
4. Последовательность шагов.
5. Интерактивность.
6. Движение объектов.
7. Моделирование.
Электронные версии мультимедиа учебников не что иное, как новое слово в методической науке и практике обучения. Электронная версия даёт более широкие возможности в изучении предметов.
-Текст учебников сопровождается большим количеством слайдов;
-Практикум активизирует познавательную деятельность учащихся;
-Игровые моменты пробуждают интерес к предмету;
-Работа с активными элементами на экране развивает логическое мышление;
-Мультимедиа курс построен не по принципу поурочного изучения, а даёт представление о теме в целом, расставляя акценты на основных элементах её содержания;
-Анимация позволяет смоделировать реальную картину будущей работы или проекта;
Помимо практикумов к каждой теме прилагаются тесты, позволяющие оценить степень усвоения темы.
В проведении уроков мною используются мультимедиа материал, тексты учебника, словари и тесты компьютерных версий учебного материала по техническому труду.
Значение использования информационно-коммуникационных технологий для ученика
Использование разных форм ИКТ и включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Работа по этим технологиям:
- способствует повышению познавательного интереса к предмету;
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения.
Значение использования информационно-коммуникационных технологий для учителя
Используя ИКТ на своих уроках я нахожу ряд преимуществ, которые помогают мне в работе, а именно:
- экономия времени на уроке;
- глубина погружения в материал;
- повышенная мотивация обучения;
-возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
-возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока;
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.
ВЫВОД:
ИКТ сегодня являются одним из наиболее действенных и необходимых средств обучения, дающих больше свободы, как учителю, так и ученику в выборе методических путей к достижению требований учебной программы. Из этого следует, что необходимо продолжать работать в данном направлении, добиваться хороших результатов и повышать качество знаний учащихся.
Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.