Статья по биологии Применение ИКТ-технологий на уроках биологии и внеурочной деятельности


ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Шацких М.А.
МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж
rodnik-marina@yandex.ruОдним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Формирование УУД в объемах, рекомендованных стандартом, невозможно без применения ИКТ. Таким образом, ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.
«Формирование ИКТ-компетентности учащихся - это развитие у обучающихся навыков сотрудничества и коммуникации, самостоятельного приобретения, пополнения и интеграции знаний; способностей к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ».[7]
Как же происходит применение ИКТ-технологий на уроках биологии. Уроки биологии отличаются использованием большого количества наглядных материалов. Не всегда удается показать природный объект в натуре, поэтому на помощь приходит компьютер. Особенно удачно использовать ИКТ- технологии для выполнения лабораторных работ, что способствует развитию сотрудничества и коммуникации в малых группах и в классе в целом. Например, ребята изучают строение клетки: каждая группа готовит свой микропрепарат кожицы лука, затем по очереди рассматриваем микропрепараты с использованием электронного микроскопа. Это дает возможность увидеть результат каждой группы, сравнить их между собой, найти ошибки, обобщить увиденное, сделать выводы.
На уроках, посвященных изучению многообразия конкретной группы организмов (Голосеменных растений, Моллюсков, Рыб и т.д.) уместно использовать презентации или видеофильмы. Чтобы повысить интерес ребят к изучаемой теме, я заранее обговариваю индивидуальные задания (выполнение презентации). Причем объекты для своей презентации ребята подбирают сами, находят самых необычных животных или удивительные особенности растений конкретной группы.
В своей работе я активно использую видеоуроки проекта «Инфоурок».
Такие видеоуроки можно использовать на разных этапах: при изучении новых тем, закреплении материала. Также они подойдут и для факультативных занятий со школьниками. Каждый урок содержит не только материал, который освещен в учебнике, но и материал, который выходит за рамки школьного курса, что способствует расширению кругозора учащихся, большей заинтересованности к изучаемой теме. Единственным недостатком видеоуроков по биологии я считаю не правильную постановку ударений в некоторых биологических терминах. Но и этот недостаток можно использовать в своей работе, если ребятам поставить задачу – поиск ошибок в видеофрагменте. Применение видеоуроков - большой плюс – экономия времени учителя для подготовки к урокам. Если нет возможности показывать видеоматериалы, то здесь же на флешке или диске есть презентации уроков и их конспекты.
Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения, - вот далеко не полный перечень возможностей программ, способных превратить изучение биологии в увлекательную и познавательную игру. К таким ресурсам можно отнести серию дисков по биологии фирмы «1С Образование». Они позволяют не только показывать строение разнообразных организмов, но и активно проверять у школьников знания о строении этих организмов. К каждому уроку здесь разработана система тестовых заданий, которую можно использовать как для закрепления материала, так и для контроля знаний. Диски содержат материалы для выполнения лабораторных работ: цель работы, оборудования и ход выполнения работы, что освобождает от распечатки карточек-инструкций.
Получение нового образовательного результата связано с формированием не только предметных, но и личностных и метапредметных умений. Большое значение в работе учителя имеют и интернет ресурсы. В ОС «Школа 2100» формирование этих умений происходит через технологии деятельностного типа: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Технологии подробно описаны в методических указаниях (http://school2100.com/pedagogam/lessons/). На сайте можно найти интересные уроки по разным предметам начальной и основной школы (5-7 классы), которые полностью отвечают требованиям ФГОС ООО. На сайте можно ознакомиться с новыми педагогическими технологиями: проблемный диалог, продуктивное чтение, оценивание учебных успехов. Использование данных технологий может в корне изменить ваш урок и сделать его интересным как для детей, так и для учителя.
«Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. Основная образовательная программа школы раскрывает подходы к формированию образовательной среды, обеспечивающей системно - деятельностный подход в организации образовательной деятельности учащихся. Программы воспитания и социализации школьников, внеурочной воспитательной деятельности и проектно - исследовательской деятельности в своей совокупности должны быть направлены на актуализацию предметных знаний, активное осмысление приобретаемых знаний и обеспечить их применение в конкретной деятельности по изучению и анализу явлений природы, социума в пределах интересов школьника».(Л.В. Дорогань, Авторская программа внеурочной деятельности«Проектно-исследовательская деятельность», 5 класс)
Во внеурочной деятельности активно развивается проектная работа по одному предмету или метапредметные проекты. Важным звеном в таком проекте выступает ИКТ – технологии. При выполнении исследовательских проектов школьники записывают видео или снимают на фотоаппарат полученные результаты. Все это затем оформляют в виде мини-фильма или презентации.
На занятиях экологического кружка мы с ребятами учимся делать экологические мультфильмы двух видов. Первый пример мультфильма самый простой: сочиняем историю, рисуем сюжеты, которые затем сканируем, а далее монтируем в программе Windows Movie Maker, озвучиваем. Мультфильм готов. Мы уже сделали 4 мультфильма по книге Н. Сладкова «Не долго думая или дела и заботы Жалейкина». Сейчас продолжаем работу над этой книгой и планируем сделать еще несколько мультиков.
Второй тип мультфильмов отличается от первого тем, что действующие лица движутся, выполняют какие-то действия. Технология создания такого фильма: сценарий, создание объемных героев из пластилина, пригородного материала, конструктора; фотографирование, а затем сборка и озвучка в программе Windows Movie Maker. Эта работа очень нравится школьникам. Выполняя такие творческие проекты они развивают свои ИКТ-компетентности.Использование компьютера на уроках биологии – это средство (одно из многих!) достижения учебных целей. Это средство, которое обогащает учебный процесс и способствует развитию и личности ученика, и профессионализма учителя.
Литература:
1. Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 –2.     Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе, 1998, № 2. – С.36
3.     Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30
4.     Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
5.     Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы, 1999, № 3.
6.     Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования