Сценарий классного мероприятия Осенний визит к С.Есенину

Историко-литературная композиция
«Осенний визит к Сергею Есенину».


Цель: обобщить знания учащихся о поэте Сергее Александровиче Есенине (1895-1925г.г.), прославившем русскую культуру; подчеркнуть особенности его поэтического творчества;
обучать учащихся выразительному чтению; воспитывать художественный вкус к классической поэзии.
Оборудование:
- портрет поэта, литературная газета, посвященная творчеству С. Есенина, презентация «Любимые женщины С.Есенина», музыкальный клип о творчестве поэта;
- столы в классе расставлены, как в кафе, на столах вазы с веточками яркой рябины, желтыми листьями, осенними цветами, самовары, торт, испеченный в честь дня рождения С. Есенина.

Учитель литературы:
Есть в России места, куда ехали и будут ехать люди: в Михайловское - к Пушкину, в Ясную Поляну - к Толстому, в Константиново - к Есенину. Он писал простые, понятные каждому стихи.
Константиново, где родился Сергей Есенин - вовсе не деревенская глушь, а большое, чистое, утопающее в зелени село. Из окон бревенчатой избы были видны заливные луга, без конца и без края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Тишина, простор.
В рязанское село Константиново можно проехать разными путями. Но, думается, для постижения глубинной сути понятия «Родина Сергея Есенина» надо знать еще одну дорогу - главную. Эта дорога - есенинская поэзия. И начало этой дороги - здесь, на берегу Оки.
(Музыкальный клип о С.Есенине).

Учитель истории:
Вам всем знаком поэтический мир Есенина. Так пусть сейчас прозвучат строчки из его стихотворений, в которых раскрылся поэтический гений поэта.

Учащиеся:
ПОЭТИЧЕСКАЯ ПЕРЕКЛИЧКА ПО ТВОРЧЕСТВУ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
1.
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Синь очей утративший во мгле,
Эту жизнь прожил я, словно кстати,
Заодно с другими на земле

2.
Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом.
Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
3.
Тебе одной плету венок,
Цветами сыплю стежку серую.
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую.
4.
Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль ...
5.
Быть поэтом - это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
6.
Старушка милая,
Живи, как ты живешь.
Я нежно чувствую
Твою любовь и память,
Но только ты
Ни капли не поймешь –
Чем я живу
И чем я в мире занят.
7.
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
8.
От любви не требуют поруки
С нею знают радость и беду.
«Ты - моя» сказать лишь могут руки,
Что срывали черную чадру.
9.
Принимаю, что было и не было,
Только жаль на тридцатом году –
Слишком мало я в юности требовал,
Забываясь в кабацком чаду

10.
До свиданья, друг мой, без руки ,без слова.
Не грусти и не печаль бровей,
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Учитель литературы:
Стихи поэта настолько лиричны и музыкальны, что многие из них стали любимыми песнями для многих поколений. Но без умения видеть мир по - своему, без способности сопереживания, без впечатлительности и искренности - нет поэта. «Все начинается с любви ...». Для Есенина это главное в жизни. Это один из ведущих мотивов его творчества.
(Звучит « Романс о женщине» в исполнении учащегося).

Учитель литературы:
«Дай, Джим, на счастье лапу мне ... » - первая строка Есенинского стихотворения, которая, пожалуй, не имеет равных по популярности.

Учащийся:
Собаке Качалова
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?


Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

Учитель истории:
Кто же она, «та, что всех безмолвней и грустней»? И почему, вспоминая о ней, поэт испытывает щемящее чувство вины.

Учащийся:
Это была - Галина Бениславская, которая впервые увидела Есенина во время выступлений в 1916 году. Встретилась с ним в 1920 году, без памяти влюбилась, мучительно ревновала его к танцовщице Айседоре Дункан, некоторое время жила с Есениным, с осени 1923 и вплоть до 1925 года занималась его издательскими делами.
Сохранились письма, свидетельствующие о том, как глубоко был благодарен Есенин своему «ангелу-хранителю». «Галя, милая! Повторяю Вам, что Вы очень и очень дороги мне. Да и сами вы знаете, что без Вашего участия в моей судьбе было бы очень много плачевного... Это гораздо хуже и больше, чем чувствую к женщинам. Вы мне в жизни без этого настолько близки, что и выразить нельзя» (15 апреля 1924 года).
А в марте 1925 года, когда, казалось, ничто не угрожало дружбе-любви Бениславской и Есенина, поэт прислал письмо: «Милая Галя! Вы мне близки, как друг, но я нисколько не люблю Вас как женщину». Это был тяжёлый удар, но, тем не менее, Бениславская продолжала заботиться о поэте. И только известие о женитьбе Есенина на внучке Льва Толстого заставило её разорвать отношения с ним. Безусловно, разрыв с Бениславской не мог не сказаться на состоянии души Есенина.

Учащийся:
(звучит стихотворение С. Есенина «Я помню, любимая, помню»).
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос.
Не радостно и нелегко мне
Покинуть тебя привелось.

Я помню весенние ночи,
Берёзовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.

Я помню ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувства опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

И сердце, остыть не готовясь
И грустно другую любя,
Как будто любимую повесть,
С другой вспоминает тебя. 1925г.

Учитель истории:
Через год после смерти поэта Галина Бениславская застрелилась на его могиле, оставив предсмертную записку: «Самоубилась здесь, хотя и знаю, что после этого ещё больше собак будут вешать на Есенина...Но и ему, и мне это все равно. В этой могиле для меня всё самое дорогое... По завещанию её похоронили рядом с могилой поэта.
(звучит песня на стихи С.Есенина в исполнении А. Малинина «Забава»).

Учитель истории:
В августе 1923 года произошла встреча Есенина с актрисой Московского Камерного театра [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Именно ей Есенин посвятил 7 стихотворений из знаменитого цикла "Любовь хулигана".
Учащийся:
(Звучит стихотворение С. Есенина «Заметался пожар голубой ... »)

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз златокарий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.


Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил,
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Учитель литературы:
В середине 1921 года в Москву приехала американская танцовщица, ирландка по происхождению, Айседора Дункан. «...Я приехала туда для того, чтобы учить детей революции, детей Ленина, новому выражению жизни», -скажет Дункан прессе.
Встреча Дункан с Есениным имела для обоих весьма важные последствия. Вспоминает друг Есенина: «В первом часу ночи приехала Дункан. Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные с отблесками меди волосы, большое тело, ступающее мягко и легко. Она обвела комнату глазами, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.
Маленький нежный рот ему улыбался. Она окунула руку в его кудри и сказала: «Золотая голова». Было неожиданно, что она, знающая не больше десятка русских слов, знала именно эти. Потом поцеловала его в губы. И вторично произнесла: «Ангел!». Поцеловала еще раз и сказала: «Черт!»
Чувство Есенина к Айседоре, которое вначале было еще каким-то неясным и тревожным отсветом её сильной любви, теперь, пожалуй, пылало с такой же яростью и силой, как и любовь к нему Айседоры. Оба они решили закрепить свой брак по советским законам. И в мае 1922 года вместе отправились в заграничную поездку.
Эта знаменитая женщина, прославленная тысячами эстетов Европы, тонких ценителей пластики, рядом с маленьким, как подросток, изумительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно.
В августе 1923 года Есенин вернулся в СССР.

Учащийся:
(звучит стихотворение «Ты меня не любишь, не жалеешь... »)


Ты меня не любишь, не жалеешь,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь,
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Учитель литературы:
Мы только прикоснулись к поэзии Есенина и очень старались создать Вам лирическое настроение в ваш праздник. Любить, быть любимым и понятым - как это важно для поэта. И мы хотим пожелать Вам быть всегда любимыми.