Рабочая программа АЦ.06 Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний.

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Старомайнский технологический техникум»














Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АЦ.06 социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования;
16675 Повар





















р.п. Старая Майна
2016 г.


РАССМОТРЕНО
на заседании ЦМК
ОД, ОГСЭ, ЕН
дисциплин
Председатель ЦМК
________________С.В. Радчук
Протокол заседания ЦМК
№ 1 от «31» августа 2016г.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по
учебной работе


________________Г.В. Ширманова

«31» августа 2016 г.




Автор-разработчик:

Радчук С.В. преподаватель высшей категории




































СОДЕРЖАНИЕ




ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

10



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АЦ.06. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний

1.1. Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины разработана на основе профессионального стандарта для профессиональной подготовки рабочих по профессии: 18545 «Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования»; 16675 «Повар» из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья без получения общего среднего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: адаптационный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Использовать нормы позитивного социального поведения;
- Использовать свои права адекватно законодательству;
- Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- Составлять необходимые заявительные документы;
- Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Механизмы социальной адаптации;
- Основополагающие международные документы по правам человека;
- Основы гражданского и семейного законодательства;
- Основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
- Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
- Функции органов труда и занятости населения.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часа;
самостоятельной работы обучающегося 29 часов.








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
87

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
58

в том числе:


практические занятия
26

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
29

в том числе:


- подготовка творческих работ (сообщений, рефератов, докладов)
- написание минисочинений, конспектов
- решение ситуационных задач
- подготовка к практическим занятиям

7

4
6
12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины
АЦ.06. Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний.

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень
усвоения



всего
Ауд.
Сам.раб.


1
2
3
4
5
6

Тема 1. Понятие социальной адаптации, её этапы, механизмы, условия.

Содержание учебного материала
5
4
1



Понятие социальной адаптации; виды (полная социальная, физиологическая, психологическая, организационная, экономическая и др.), этапы и стадии социализации (адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды).

2


1


Механизмы социальной адаптации (добровольный, вынужденный). Дезадаптация: понятие, причины.

2

2


Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий, работа с литературой


1


Тема 2. Конвенция ООН о правах инвалидов.
Содержание учебного материала
10
6
4



Основополагающие международные документы по правам человека (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов и др.).

2


2



Механизм защиты прав человека в РФ (конституционная, государственная, судебная, собственная). Гарантии основных прав и свобод.

2




Практические занятия:
Конвенция ООН о правах инвалидов

2





Самостоятельная работа обучающихся
- Ознакомление с текстом Конвенции о правах ребенка;
- Ознакомление с текстом Конвенции о правах инвалидов.


4


Тема 3. Основы гражданского и семейного законодательства

25
18
7


Тема 3.1. Основы гражданского законодательства
Содержание учебного материала






Понятие и источники гражданского права.
Граждане как субъекты гражданского права. Гражданин РФ. Права и обязанности граждан РФ. Избирательный процесс. Избирательная система. Голосование, как форма участия граждан в политической жизни страны.

2


1


Основы наследственного права (понятие «наследование», основания наследования, наследование по закону и по завещанию, приобретение наследства, право на отказ от наследования и т.п). Гражданские права несовершеннолетних

2

2


Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей.

2

2



Практические занятия:
Решение ситуационных задач по основам наследственного права.
Решение ситуационных задач по защите прав потребителей, составление претензии

2


2



Тема 3.2. Основы семейного законодательства.
Содержание учебного материала






Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

2

2



Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи. Права несовершеннолетних детей. Опека и попечительство

2




Практические занятия:
Решение ситуационных задач (заключение и прекращение брака, права и обязанности супругов, брачный договор).
Решение ситуационных задач (Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи).


2

2




Самостоятельная работа обучающихся:
- Решение ситуационных задач по вопросам наследования.
- Решение ситуационных задач по основам защиты прав потребителей.
- Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Я «за» («против») брачный (го) договор (а)».
- Решение ситуационных задач по вопросам семейного права.


7


Тема 4. Основы трудового законодательства. Особенности регулирования труда инвалидов.
Содержание учебного материала
22
14
8



Трудовое право. Работник и работодатель. Порядок приема на работу, трудовая книжка, трудовой стаж.

1




2














Трудовой договор. Заключение трудового договора (возраст, с которого допускается заключение трудового договора, гарантии при заключении трудового договора, документы, предъявляемые при заключении трудового договора и т.д.). Изменение и прекращение трудового договора (перевод на другую работу, временный перевод, отстранение от работы, расторжение трудового договора по соглашению сторон, другие основания прекращения т рудового договора).


1




Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ненормированный рабочий день; понятие и виды времени отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск и др).

1




Трудовой распорядок Дисциплина труда. (Правила внутреннего трудового распорядка, поощрения за труд, дисциплинарные взыскания, порядок наложения взысканий, снятие дисциплинарного взыскания).

1




Особенности регулирования труда отдельных категорий граждан (особенности регулирования труда женщин, инвалидов, несовершеннолетних и т.п.) Заработная плата. Гарантии и компенсации

1




Решение трудовых споров. Рассмотрение и решение коллективных и индивидуальных трудовых споров. Забастовка. Формы самозащиты прав работника.

1




Практические занятия:
Решение ситуационных задач по вопросам заключения и расторжения трудового договора.
Решение ситуационных задач по вопросам рабочего времени и времени отдыха работника.
Решение ситуационных задач по вопросам применения дисциплинарных взысканий.
Решение ситуационных задач по вопросам регулирования труда отдельных категорий работников.


2

2

2

2






Самостоятельная работа обучающихся:
- Решение ситуационных задач по вопросам трудового права.
- Подготовить сообщение: «Право работников на забастовку».
- Схематически изобразить формы самозащиты работниками своих прав.
-Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Особенности регулирования труда несовершеннолетних».


8


Тема 5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Содержание учебного материала
4
2
2



Практические занятия:
10. Круглый стол: «Новые изменения в законах об инвалидах».

2




Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к дискуссии: «Новые изменения в законах об инвалидах».


2


Тема 6. Перечень гарантий инвалидам в Российской Федерации
Содержание учебного материала
6
4
2



Перечень гарантий инвалидам в РФ.

2

2


Практические занятия:
10.«Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Чтение и совместное обсуждение статей и гарантий закона.


2




Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию


2


Тема 7. Медико-социальная экспертиза.
Содержание учебного материала
4
2
2



Деятельность бюро медико-социальной экспертизы. Организация работы бюро медико-социальной экспертизы. Нормативно правовые основы по медико-социальной экспертизе и реабилитации инвалидов

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:
Направления деятельности специалиста по социальной работе в бюро медико- социальной экспертизы


2


Тема 8. Реабилитация инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.
Содержание учебного материала
6
4
2



Сущность, понятие, основные виды реабилитации инвалидов. Профессиональная и трудовая реабилитация инвалидов. Проблемы занятости инвалидов. Порядок формирования и реализации медицинской реабилитации больного. Порядок реализации индивидуальной программы.

2

2


Практические занятия:
12. Индивидуальная программа реабилитации инвалида.


2





Самостоятельная работа обучающихся:
Государственная политика в области профессиональной подготовки инвалидов. (сообщение)


2


Тема 9. Трудоустройство инвалидов
Содержание учебного материала
5
4
1



Понятие и технология социального проектирования в сфере трудоустройства инвалидов. Правовые основы проектирования в сфере трудоустройства инвалидов

2

2


Практическая работа №13. Составление перечня документов инвалидов для поступления на работу.

2




Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка к практическому занятию


1


Дифференцированный зачет







Всего:
87
58
29


3. условия реализации программы
УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет.

Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, стенды, шкафы для хранения дидактических пособий, учебники и учебные пособия, карточки-задания, тесты проверочные, учебные тексты,
Технические средства обучения: компьютер для преподавателя, документ-камера, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:
Конституция РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Семейный кодекс РФ.
Гражданский кодекс РФ.
Конвенция ООН о правах инвалидов.
Конвенция о правах ребенка.


Дополнительные источники:
Основы правоведения, учебник для учреждений НПО/ А.Я. Яковлева – Москва, «Академия, 2007 год».
Основы права, учебник для учреждений НПО/ В.В. Румынина – Москва, «Форум-инфра-М», 2007.













4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- Использовать нормы позитивного социального поведения;
- Использовать свои права адекватно законодательству;
- Обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- Анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-Составлять необходимые заявительные документы;
- Использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- Механизмы социальной адаптации;
- Основополагающие международные документы по правам человека;
- Основы гражданского и семейного законодательства;
- Основы трудового законодательства.
-Основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования;
- Функции органов труда и занятости населения.





Экспертная оценка результата выполнения практического задания.
Экспертная оценка результата выполнения практического задания.
Экспертная оценка результата выполнения практического задания.
Экспертная оценка результата выполнения практического задания.


Экспертная оценка результата выполнения практического задания.
Экспертная оценка результата выполнения практического задания





- Устный опрос;
- Письменный опрос (тестирование, работа по карточкам, разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, и др.);
- Проверка ведения тетрадей;
-Внеаудиторная самостоятельная работа;
- Дифференцированный зачет.















13PAGE 15


13PAGE 141015




Заголовок 115