АД.05 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» по профессии: 19.01.17. повар

Департамент образования и науки Костромской области
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта
Костромской области»





УТВЕРЖДЕНО
приказом директора ОГБПОУ
«БТЖТ Костромской области»
№____ от «___» __________ 20__ года





Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины
АД.05 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»
по профессии: 19.01.17. повар





Рассмотрена на
педагогическом совете
Протокол №
от « » 2016 г.








Буй
2016






Составитель: преподаватель ОГБПОУ «БТЖТ Костромской области» Епишева А. А.
СОГЛАСОВАНО

Зав. Учебным отделом и
Безопасности ОУ
___________Е. В. Румянцева


ОДОБРЕНА
на заседании предметно-цикловой
комиссии общеобразовательных дисциплин

Протокол № __
от «___» __________ 201__ г.

Председатель предметно-цикловой комиссии
_____________

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины разработана на основе п. 28 ст. 2, п. 6 ст. 28, п. 1, п. 2, п. 3, п. 4 ст 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, приказ Минобрнауки РФ от 18.04.2013 г. № 292 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления ФГОС образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014, письмом Минобрнауки России от 20.042015 № 06-830 вн по программе профессиональной подготовки по профессии «Повар»
Код 19.01.17. «Повар»


Организация разработчик: Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Буйский техникум железнодорожного транспорта Костромской области»





























Содержание

Паспорт адаптированной образовательной программы учебной дисциплины
Структура и содержание учебной дисциплины
Условия реализации адаптированной образовательной программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины













































1. паспорт АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы

Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины разработана на основе п. 28 ст. 2, п. 6 ст. 28,п .1, п. 2, п .3, п. 4 ст. 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273, ФГОС образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014, , письма Минобрнауки России от 22.04.2015г. № 06-443 «О направлении Методических рекомендаций» вместе с методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утв. Минобрнауки России 20.04.2015 г. № 06-830 вн) по программе профессиональной подготовки по профессии: 19.01.17. «Повар»
Адаптированная образовательная программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке, переподготовке рабочих по профессии: «Повар»
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: адаптационный учебный цикл.
1.3. Характеристика группы, в которой реализуется программа:
Рабочая программа предназначена для слушателей с ОВЗ с легкой степенью УО и ЗПР. Данная группа слушателей характеризуется:
- сниженной работоспособностью вследствие возникающих явлений психомоторной расторможенности, возбудимости;
- низким уровнем познавательной активности и замедленным темпом переработки информации;
- неустойчивостью внимания, нарушением скорости переключения внимания, объем его снижен;
- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической;
- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем нагляднообразное и особенно словесно-логическое;
- имеются легкие нарушения речевых функций;
- несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации;
- ограниченные представления об окружающем мире;
- отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью), болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении;
- характерна повышенная утомляемость. Быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания;
- отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении следует разговаривать спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель – формирование правовой культуры личности, воспитание гражданской позиции.
Задачи:
содействовать формированию уважения к праву, правомерного поведения; умения применять полученные умения и знания в повседневной жизни, основных видах трудовой деятельности, при изучении других учебных предметов;
2) корректировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с учетом индивидуальных возможностей;
воспитывать у обучающихся целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решения, устанавливать деловые, общечеловеческие взаимоотношения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать нормы позитивного социального поведения;
использовать свои права адекватно законодательству;
обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях
знать:
- механизмы социальной адаптации;
основополагающие документы, относящиеся к правам инвалидов;
основы гражданского и семейного законодательства;
основы трудового законодательства, особенности регулирования труда инвалидов;
основные правовые гарантии инвалидам в области социальной защиты и образования.

1.5.Характерные для АОП формы организации деятельности обучающихся с ОВЗ. Направление работы и методические приемы:
- ориентация в пространстве (физкультминутки, начерти таблицу без линейки, найди ошибку);
- развитие глазомера (начерти таблицу без линейки, кроссворды, третий (четвёртый, пятый) лишний, ребусы);
- развитие внимания (проговаривание хором, анаграммы – перестановка букв в слове (работа с терминами), характеристика (описание) объекта, воспроизведение обучающимися информации после её написания на доске и последующего стирания, работа с карточками, на которых написана определённая информация, всякому слову своё место – расстановка слов в предложении-определении, найди ошибку, кроссворды, третий (четвёртый, пятый) лишний, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку, восполни пропуски, по рисункам охарактеризуй (процесс, области применения), тест, снежный ком, физкультминутки);
- развитие памяти (проговаривание хором, заучивание вслух (в полголоса), бросание мяча (вопрос – ответ), словарный диктант, составление плана, найди ошибку, кроссворды, третий (четвёртый, пятый) лишний, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), загадки, шарады, допиши предложение, по рисункам охарактеризуй объект или процесс, тест, физкультминутки);
развитие мышления (составление плана, найди ошибку, третий (четвёртый, пятый) лишний,), соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку, загадки, допиши предложение, по рисункам охарактеризуй (процесс, области применения), ребусы, головоломки, тест);
развитие мелкой моторики рук (физкультминутки, бросание мяча (вопрос – ответ), работа с разными материалами).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
26

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
17

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
9

Итоговая аттестация в форме
Текущий контроль


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины АД.05 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Содержание коррекционной и воспитательной работы (методический инструментарий коррекционноразвивающего обучения)
Объем часов
Уровень освоения

1

2
3
4
5

Раздел 1. Социальная адаптация




Тема 1.1. Основы социальной адаптации








Понятие «социальная адаптация»; виды (полная социальная, физиологическая, психологическая, организационная, экономическая и др.), этапы и стадии социализации (адаптационный шок, мобилизация адаптационных ресурсов, ответ на вызов среды).
- Ориентация в пространстве
(Физкультминутки, найди ошибку)
- Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски)
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение)
- Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)
1


Тема 1.2. Механизмы защиты прав человека.

Основополагающие международные документы по правам человека (Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конвенция о правах ребенка, Конвенция ООН о правах инвалидов и др.).
- Ориентация в пространстве (Физкультминутки, найди ошибку)
- -Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски)
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение),
- Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)
1




Механизм защиты прав человека в РФ. Гарантии основных прав и свобод.






Самостоятельная работа обучающихся:
Ознакомление с текстом Конвенции о правах инвалидов.




Раздел 2. Основы российского законодательства







Тема 2.1. Конституционное право

Основы конституционного строя РФ. Конституционные права и свободы граждан: политические, экономические, социальные, культурные. Правоспособность и дееспособность граждан.
- Ориентация в пространстве
(Физкультминутки, найди ошибку)
- -Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски)
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение),
-Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)

2




Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта по теме: «Основы конституционного строя РФ».




Тема 2.2. Основы гражданского законодательства

Гражданский кодекс РФ. Конституционные права и свободы граждан
Законодательство о защите прав потребителей. Процессуальные аспекты защиты прав потребителей
Ориентация в пространстве
(Физкультминутки, найди ошибку)
- Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски )
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение),
- Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)
3




Самостоятельная работа обучающихся: Работа с терминами по теме «Гражданский кодекс РФ»
Проработка конспекта по теме: «Основы наследственного права»




Тема 2.3. Основы семейного права

Семейное законодательство РФ. Заключение и прекращение брака.

Ориентация в пространстве ( найди ошибку)
- Физкультминутки Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски)
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение),
- Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)
3




Практическая работа № 1 (Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи).








Проработка конспекта по теме: «Семейное законодательство РФ»
Подготовить развернутый мотивированный ответ на вопрос: «Я «за» («против») брачный (го) договор (а)».





Тема 2.4. Основы трудового права

Понятие «трудовой договор». Содержание и сроки заключения трудового договора.
Заключение трудового договора Изменение и прекращение трудового договора (перевод на другую работу, временный перевод, отстранение от работы, расторжение трудового договора по соглашению сторон, другие основания прекращения т рудового договора).
Рабочее время и время отдыха (нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени, работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, ненормированный рабочий день; понятие и виды времени отдыха, ежегодный оплачиваемый отпуск и др
Трудовой распорядок Дисциплина труда.
Особенности регулирования отдельных категорий граждан Заработная плата. Гарантии и компенсации
Ориентация в пространстве
(Физкультминутки, найди ошибку)
- Развитие внимания (работа с карточками, расстановка слов в предложении, восполни пропуски)
- Развитие памяти (составление плана, соотнеси вопрос и ответ, термин и его трактовку (составь пару), допиши предложение),
- Развитие мышления (составление плана, найди ошибку, кроссворды, допиши предложение)
6




Практическая работа № 2 (Возраст, с которого допускается заключение трудового договора, гарантии при заключении трудового договора, документы, предъявляемые при заключении трудового договора и т.д.)
Практическая работа № 3 (Правила внутреннего трудового распорядка, поощрения за труд, дисциплинарные взыскания, порядок наложения взысканий, снятие дисциплинарного взыскания).
Практическая работа № 4 (Особенности регулирования труда женщин, инвалидов несовершеннолетних и т.п.)

1




Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспекта по теме: «Трудовой договор»




Всего




17

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Руководство учебно-воспитательным процессом не может успешно осуществляться, если оно не предполагает проведение контроля за уровнем усвоения знаний и формирования практических умений и навыков на уроках «Социальной адаптации и основы социально-правовых знаний». Методы контроля определяются требованиями к его всеобщности и целесообразности.
Преподаватель должен проверить:
усвоил ли слушатель новый материал, понял ли, какие именно действия и в какой последовательности он должен осуществлять, решая задачу, поставленную в рамках содержания материала;
может ли слушатель последовательно и целенаправленно достигать поставленной цели;
способен ли слушатель осуществлять освоенные действия в свернутом виде.
3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация адаптированной образовательной программы учебной дисциплины «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний» требует наличия учебного кабинета.
Учебное место организуется в соответствии с санитарными нормами и требованиями, а также с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей.

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству слушателей;
- рабочее место преподавателя;
- дидактический материал по предмету

Технические средства обучения: компьютер, проектор.
Раздаточный материал: (карточки-задания, теоретический материал). Опорные конспекты, рабочая программа.

3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1. Конституция РФ
2. Основы права, учебник для учреждений НПО/ В.В. Румынина – М.: Форум-инфра-М, 2015 – 240 с..
2. Дополнительные источники:
1. Административный кодекс РФ, 2013
2. Трудовой кодекс РФ, 2014
3. Семейный кодекс, 2014
4. Уголовный кодекс, 2014
5. Гражданский кодекс, 2013
Интернет – ресурсы: 1.digital.1september.ru ОГБПО





4.1. Контроль результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения слушателями индивидуальных заданий.

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы контроля и оценки результатов обучения

уметь:
- использовать нормы позитивного социального поведения;
- использовать свои права адекватно законодательству;
- обращаться в надлежащие органы за квалифицированной помощью;
- анализировать и осознанно применять нормы закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- составлять необходимые заявительные документы;
- использовать приобретенные знания и умения в различных жизненных ситуациях
знать:
механизмы социальной адаптации;
- основополагающие международные документы по правам человека;
- основы гражданского и семейного законодательства;
- основы трудового законодательства.


Формы и методы контроля определяются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся:
- устный опрос;
- письменный опрос (простое тестирование, работа по карточкам, разбор ситуаций, вопросы для самоконтроля, письменные ответы на вопросы, выполнение практических работ, и др.);
- проверка ведения тетрадей;












13PAGE 142715



















Заголовок 1§ђ Заголовок 615