Доклад Из опыта работы по программе Основы правовых знаний


Выступление из опыта работы по программе «Основы правовых знаний».
Программа факультативного курса правовой подготовки учащихся 5-9-х классов.
Выпускник основой ступени обучения оказывается в ситуации выбора в отношении профильного направления дальнейшей деятельности, а потому возникает потребность организовать курс, который не просто поможет сформировать устойчивую мотивацию подростка на дальнейшее познание юриспруденции, но и позволят ему самоопределиться в выборе будущей профессии, адекватной способностям, желаниям личности. Правовая подготовка позволит решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков и профилактику правонарушений. Т.к совершая правонарушение подросток просто не знает, что нарушает закон.
Главными целями правового обучения и воспитания и воспитания стали вопросы повышения правовой грамотности детей, формирование высокого уровня их воспитанности, ответственности и социальной активности.
Главными задачами современной школы должно стать формирование:
- уважения к праву,
- собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества,
- компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции,
- в современных условиях приучение учащихся выполнять и следовать требованиям локальных актов школы.
Эти общие цели правового образования и воспитания конкретизируются и реализуются посредством целенаправленного формирования:
- способностей к мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом, способностей к анализу социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации и анализу своего собственного места и позиции относительно ситуации действия;
- коммуникативных способностей, прежде всего устной речи;
- систематических знаний в сфере права, обеспечивающих актуализацию указанных способностей и составляющих основу социальных умений и навыков;
- конкретных умений и навыков действия в социальной сфере.
Таким образом, правовое воспитание и образование рассматривается как условие формирования индивидуальных способностей, получения знаний и навыков социального функционирования.
Планируемые результаты изучения курса
Личностные
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир;
3) формирование уважительного отношения к праву;
4) овладение начальными навыками адаптации в правовом обществе;
5) принятие и освоение социальной роли подростка, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о правовых нормах, социальной справедливости и свободе;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные1) принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) решать проблемы творческого и поискового характера;
3) уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использовать речевые средства и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) использовать различные способы поиска необходимой информации;
7) овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
8) слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
9) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные
1) знать некоторые главные проблемы юриспруденции и особенности данной науки;
2) понимать значимость правовой информации для современного гражданина страны;
3) осмысленно подходить к решению отдельных жизненных проблем;
4) опираться на свой социальный опыт, при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;
5) знать и руководствоваться нормативно – правовыми документами школы.

Условием решения поставленных задач в школе является:
а) образовательная среда (уклад школы), обеспечивающие участие в выработке правил и норм, регулирующих отношения в школе, создании и деятельности общественных организаций, различных социальных проектах;
б) учебные курсы, обеспечивающие, расширение и углубление представлений о праве как особом социальном институте, феномене культуры, его принципах, различных отраслях права, особенностях регулирования различных форм общественных отношений, особенно в политической и экономической сферах и др.
Организация правовой подготовки школьников основывается на следующих исходных принципах:
- педагог не преследует цель сформировать конкретные знания об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;
- важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;
- необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;
Виды и формы работы.
Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками, творческие проекты, мозговые штурмы игровые туры, тесты, сочинения и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву. Например сочинение на тему «Свобода личности. Что это?»
Содержание курса.
Основа содержания курса это знакомство подростков с законами, нормативно правовыми документами и локальными актами школы.
Подаваемый материал в зависимости от возраста подростков более расширяется с 5 по 9 класс. Он выстраивается таким образом, что воспитуемые сами делают вывод о той или иной норме закона.
При этом от подростка не требуется выучить тот или иной НПА, а только вникнуть в его суть и понять, что конкретно нельзя делать.
На экране вы видите темы занятий.
Устав школы. Локальные акты.
Роль права в жизни человека и общества
Как и почему зарождается право?
Я - гражданин страны
За все ли мы в ответе?
Право и организация бизнеса
Работодатели и работники на рынке труда
Правовые основы брака. Родители и дети
Судопроизводство в нашей стране
Из мира юридических профессий
Мировое сообщество на защите прав человека
Хочу быть юристом! Знакомство с профессией
А судьи кто?
Адвокат и его судьба
Прокурор на страже закона
Детельность нотариуса в мире права
Тайны следственной профессии
Учимся читать законы и составлять нужные документы
Практические советы о правилах поведения в трудовой сфере
Как организовать свое дело
Почему я должен следовать закону?
О результатах изучения данного курса говорить пока рано. Курс практикуется в школе второй год. Но уже ясно, что необходимо продолжать изучение данного курса, т.к. профилактика правонарушений необходима, в связи с ростом их количества. При изучении данного курса учащиеся знакомятся с уставом школы, положениями о дежурстве по школе, внутренним распорядком, положением о форме, о постановке на внутришкольный учет и т.д.
Можно сделать вывод о том, что изучать документы им интересно. Многие правила поведения подростки просто не знали, поэтому и не думали , что их нарушают.
Заканчивая курс необходимо будет подвести подростка к выводу о том, что знание и применение законов не только оберегает людей от незаконных действий, помогает не оступиться, но и дает возможность с полной отдачей прожить свою жизнь.
Литература
Основы правовых знаний: В 2 кн.: Учеб. для 8-9 кл. \ Володина СИ., Полиевктова A . M, Спасская В.В. и др. - М.: РФПР, Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2002.
Певцова Е.А. Право.9 кл. - М.: PC , 2012.
Певцова Е.А. Мир права вокруг нас. - М., 2000.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. - М.: Владос, 2001.