Хореография Элементы русского танца


Занятие по хореографии
«Элементы русского танца»
Характеристика основных видов деятельности ученика:
освоение поз и движений народных танцев;
выполнение элементов народного танца: гармошка, ёлочка, верёвочка, ковырялочка, ручеёк;
разучивание народных этюдов;
разучивание детского танца «Самовар»;
упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины, шеи.
Личностные универсальные учебные действия:
формировать умение передавать через пластические движения различные образы;
потребность в «прекрасном» и отрицание «безобразного».
Регулятивные универсальные учебные действия:
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
развивать навыки самоконтроля, волевой саморегуляции (контроль поведения, правильности выполнения упражнений, контроль ситуации успеха, неуспеха)
Познавательные универсальные учебные действия:
контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;
применять правила и пользоваться освоенными закономерностями.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
организовывать учебное взаимодействие в группе (договариваться с товарищами, согласовывая с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща)
формировать  чувство такта и культурных привычек в процессе группового взаимодействия, сотрудничества.
Ход занятия
1.Актуализация знаний.
Под музыку в зал входят обучающиеся. Идет перестроение под музыку.
Марш Дунаевского «Спой нам ветер»
Есть в музыке и танцеДвиженье ритм и тон.А мы начнем занятиеИ сделаем –  поклон. (Выполнение поклона)
Гайдн «Менуэт»
- Я рада видеть вас. Вижу что у вас хорошее настроение, надеюсь, оно останется таким же на протяжении всего занятия. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Приветствие».
Игра «Приветствие» (Движения согласно тексту)
Здравствуй, правая рука Здравствуй, левая рука!Здравствуй, правый мой носочек!Здравствуй, левый мой носочек!Здравствуй, моя спинка,Здравствуй, поясок!Здравствуй, здравствуй, мой дружок!
Сметана «Полька»
- Сейчас мы сделаем небольшой самомассаж для разогрева мышц.
Сметана «Полька»
Игра «Самомассаж»
Нашей правою ладошкой мы пошлепаем немножко.А теперь ладошкой левой ты шлепки погромче делай.Хлопаем мы по ногам,И конечно, по рукам,Хлопаем перед собойИ конечно за спиной.А теперь над головой – хлоп, хлоп!По коленям – шлёп-шлёп!И погладить себя можем –Мы здоровью так поможем!
–  А теперь мне нужны ваши ручки, ножки и спинка! Голова, шея, плечи. Приступаем… к разминке.
2. Разминка.
Игра с движениями (работа над развитием эмоций)
Ф. Лэй "Мелодия".
Это хорошая девочка (встали в 1 позицию)Зовут эту девочку Маша ( сделали полуприсед в 1 позиции)А это ее тарелочка (руки из 1 позиции во 2)А в этой тарелочке…Нет не каша, нет не каша (пальчиком руки отрицают)И не угадали (то же движение)И не угадалиСела Маша (полуприсели в 6 позиции)Съела кашу (изобразили как будто едят ложкой)Все! (руки в стороны)Сколько дали! (притоп ногой)
Комплекс общеразвивающих  упражнений на середине зала:
Ф. Шопен "Вальс".
- деми плие (по 1,2 позиции)
-позиции рук, перевод рук из одной позиции в другую
-наклоны в сторону (растяжка боковых мышц)
-наклоны вперед и назад (укрепление мышц спины, профилактика нарушений осанки) «спинка прямая как стол»
-релеве (подъем на полупальцы)
-упражнения для ног (батман тандю вперед, в сторону, назад по 6 позиции)
3. Основная часть занятия.
Беседа-диалог о танце.
-Я думаю, вы очень любите танцевать. Это так? (ответы детей). Тогда у меня для вас сюрприз. Сегодня мы отправимся в путешествие в Страну танцев. Это чудесная, волшебная страна, в которой правит король Ритм и две его дочери – Мелодия и Пластика. Вы готовы?
- Давайте вспомним, что такое ритм? (последовательность звуков и пауз)
- Правильно! А еще ритм называют сердцем музыки. Чтобы красиво танцевать, нужно чувствовать ритм танца. Поиграем в игру «Поймай хлопок».
Игра «Поймай хлопок».
Звучит мелодия, необходимо «прохлопать» ритм.
Иван Купала «Виноград»
- У всех получилось! Молодцы! Каким быть танцем определяет не только ритм, очень важна мелодия. Что такое мелодия? (Напев, песня, мотив, благозвучная последовательность звуков. А еще мелодию называют душой музыки). 
Танец «Ручеёк» учащихся при различных мелодиях, ритмах, эмоциях.
Русская народная «Барыня» - медленно.
Иван Купала «Пчёлы»- быстро.
Иван Купала «Дятел»- с переборами.
- Молодцы! Справились с заданием, правильно определили мелодии, танцевальные движения были выразительными, легкими, ритмичными, пластичными. А что такое пластика? (Гибкость, податливость, согласованность движений и жестов. С помощью пластики, мимики и жеста мы выражаем смысл танца, его содержание). - Отлично! Страна танцев ждет нас!
- А вы знаете, что первые танцы древности были далеки оттого, что в наше время называют танцем? Они имели совсем другое значение. Разнообразными движениями и жестами человек передавал, свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние. Сам танец всегда был тесно связан с жизнью людей.
Танец - это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.
Танец - это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются ("Камаринская", "Сени", иногда по количеству танцоров ("Парная", "Четвёрка", иногда название определяет картину танца ("Плетень", "Воротца"). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность.
Как гласит Африканская пословица - Если Вы умеете говорить – Вы умеете петь, если Вы умеете ходить – Вы умеете танцевать. Танец – искусство для всех, нужно только уметь слушать музыку.
- Вы слышали и танцевали под русскую народную музыку. Мы находимся на улице русского танца. А какие русские народные танцы вы знаете? (хоровод, пляски).
Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования.
- Предлагаю вспомнить русский танец про Самовар, который мы начали изучать на прошлых занятиях.
- Но сначала вспомним основные элементы русского танца, которые нам пригодятся в этом танце.
Элементы русского танца .- Повторим под музыку эти элементы. Начнем с поклона и гармошки.
Иван Купала «Московская кадриль»
- Верёвочка.
Иван Купала «Канарейка»
- Ковырялочка.
Иван Купала «В роще»
- А ручеек мы уже повторили ранее.
- На предыдущих занятиях мы изучали элементы русского танца и начали изучать танец «Самовар» к празднику Масленица. А что такое самовар и для чего он нужен?
- У нас после занятия буду посиделки у самовара. А вы знаете, что это такое? (собрание молодежи для развлечения в зимнее время). Раньше молодежь собиралась у кого-то в избе, занимались рукоделием, пели песни, пили чай, беседовали и танцевали.
- давайте отточим основные элементы танца «Самовар» и покажем его на нашем празднике.
Танец «Самовар»
Итог занятия.
- Молодцы! Вам понравилось сегодняшнее занятие? Какое у вас настроение? Как бы вы оценили себя сегодня? А вот основная оценка будет от тех ребят, с которыми мы встретимся на посиделках у самовара.
Поклон
Есть в музыке и танцеДвиженье, ритм и тон.А мы закончили занятиеИ сделаем – поклон
Иван Купала «Московская кадриль»
Поклон и выход из зала.