Внеклассное мероприятие на тему Дети имеют право на особую заботу и помощь

Ход урока
Этапы занятия
Деятельность воспитателя
Деятельность детей

I. Организационный момент.
Задачи: активизировать внимание детей и речевую деятельность

Метод введения эвристической беседы

Приём: через игру «Приветствие» дать возможность детям почувствовать тепло и душевное равновесие
Дискуссия начинается
Она пойдёт, ребята, вам впрок,
Постарайтесь всё сегодня понять,
Учитесь тайны законов открывать,
А главное, чтоб в жизни уметь за себя постоять.

- Добрый день, мои юные друзья!
Сегодня нам предстоит убедить всех и доказать одну простую истину:
«Дети имеют право на особую заботу и помощь». Но об этом попозже.
А сейчас поприветствуем друг друга:
- Скажем «Здравствуйте руками»
Скажем «Здравствуйте улыбкой и глазами»
Скажем «Здравствуйте мы ртом» -
Станет радостно кругом.

- От чего же, ребята, станет радостно кругом?
Молодцы, ребята. Я очень рада. Действительно, достаточно одного доброго слова и порой доброй улыбки, чтобы поднять настроение у человека, который, может быть, так нуждается в поддержке и понимании.
- Ребята, как вы думаете, о чём всегда мечтали люди на Земле?
- Ты просто умница, Вадим! История наша богата событиями, когда простые люди-крестьяне и рабочие мечтали о свободе и независимости, боролись за своё счастье. Мы сегодня должны гордиться историей своей страны. А если есть свобода, равенство и справедливость – это уже счастье жить в такой стране. Ещё одно доказательство, что народ России свободен, независим, имеет право голоса, имеет право решать судьбу страны, будущее своих детей – это выборы президента 2012 года.















Саша: мы пожелали друг другу здоровья и прикосновением рук, и мимикой, и словами
Юра: подарили своё тепло, и всем нам по-доброму стало хорошо
Коля: а когда счастлив человек, когда на сердце у него радость, то, кажется и всё вокруг тебя прекрасно
Вадим: люди мечтали с далёких времён о независимости, свободе, справедливости, о счастье своих детей







II. Проверка домашнего задания. «Блиц - турнир».
Цели: формировать навыки говорения, обобщить знания о Конституции страны
- Сейчас узнаем, как хорошо вы знаете свою страну.
Проведём блиц-турнир.
1 ряд – 1 команда
2 ряд – 2 команда
- Как называется страна, в которой мы живём?
- Как по-другому можно назвать нашу страну?
- Что означает «Федерация»?
- Кто из вас знает, как называется основной закон страны?
- А что такое Конституция?







- Когда была принята первая Конституция РСФСР?



- А что такое законы?
Вы просто умники и умницы. Очень хорошо знаете обществознание. Значит вам небезразлична судьба страны, судьба русского народа. До наших дней, ребята, дошло великолепное изречение мудрых: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».
- Как вы понимаете эту мысль мудрых?

- Да вы просто «политики» у меня. Я чувствую, будто нахожусь на передаче «Закон и справедливость»


Россия, Российская Федерация




Союзное государство, это союз, объединение «народов», живущих на территории России
- «Конституция»
Вадим: конституция определяет принципы устройства государства, органы его управления, кто и как их может выбирать, какие обязанности несут рядовые граждане и какие права должно им обеспечить государство. В Конституции определены основные законы, которые должны выполнять все.
В 1918 году. В ней было записано, что вся земля, её недра, фабрики и заводы передаются в руки народа. Утверждалось равноправие граждан.
Это правила, обязательные для всех



Юра: там, где действуют законы, люди знают, как им поступать, значит есть дисциплина, есть выбор, и человек знает, что у него есть защита и опора, он может рассчитывать на поддержку в трудных ситуациях. Он защищён от несправедливости, насилия и зла.

III. Актуализация знаний.
Приём – эвристическая беседа
Цели: активизировать знания об истории нашей родины
- Ребята, назовите главную мысль нашей российской Конституции?
- Какое же право имеет человек?
Да, каждый человек имеет право жить в мире. Поэтому сразу после завершения Вов, когда на нашу Землю пришла Победа, были приняты документы, защищающие права человека. Самый главный документ «Всеобщая декларация прав человека», которая была принята на общем собрании ООН, 10 декабря 1948 года. Данная декларация провозглашала равенство каждого перед законом, свободу совести, а также социально-экономические права (на руд, образование, медицину, жильё, отдых). Эти права никто не даровал. Они принадлежат человеку просто потому, что он человек и родился для того, чтобы жить. Каждый из нас имеет право на жизнь, свободу, и на личную неприкосновенность. Все люди равны перед законом и имеют право на достойную жизнь, имеют право на равную защиту законом. 10 декабря у нас в стране отмечают как день Прав человека.

Вадим: основное содержание Конституции – это человек, его права и свобода
Юра: право жить в мире – это главное

IV. Новая тема

Приём – эвристическая беседа.

Задачи: расширить знания об основных правах и обязанностях человека, предусмотренных Конституцией РТ и Конвенцией о правах ребёнка



























Демонстрация презентации
Вы, наверное, слушаете меня и думаете: ведь это права взрослого человека, а где же права для нас? Но чтобы попасть в мир взрослых людей надо пройти детство. Как только дети появляются на свет, они уже с первых дней находятся под защитой «Закона». Послушайте отрывок из стихотворения поэта-публициста XX столетия. Очень много стран на свете, это знает каждый. Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент.
Главных много-выбирайте: там-король, здесь – президент. Но для каждой страны главней, нужней, важней – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду
- Как вы понимаете последние слова: «Всей земле права его – право на надежду»







Ребята, как умно вы рассуждаете. Конечно же, дети – это продолжение рода человеческого. Не зря говорят: «Дети – это цветы наши». Даст ли семена нам цветок, порадует ли он нас своей красотой, зависит от нас, как мы будем о нём заботиться. Наше государство это понимает. Вот почему в нашем государстве действуют законы, защищающие права ребёнка. Документ этот называется «Конвенция о правах ребёнка». Принят этот важный документ 20 ноября 1989 года. А день 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка. Наш разговор сегодня о том, какие права должен иметь ребёнок, какие законы его защищают. В Конвенции о правах ребёнка обозначено: право ребёнка на жизнь и развитие, право на спокойное детство, право быть уважаемым за свой образ мыслей, за свои интересы, право на досуг, здоровье, образование, право на родной язык и культуру.
- Ребята, а почему, как вы думаете, ООН сочла нужным принять документ по защите прав ребёнка?
Верно, ребята. Много в жизни ситуаций: ребёнок может попасть и к недобрым людям, могут сегодня ребёнка выкрасть и увезти в другую страну. Правильно разрешить вопрос поможет именно этот документ «Конвенция о правах ребёнка». Ведь в жизни так: рядом с добром живёт и зло. Ребёнок должен знать свои права:
Запомните ребята:
1. Ни один ребёнок не может быть продан или куплен
2. Каждый ребёнок – это личность. Его нужно уважать
3. Каждый ребёнок нуждается в любви и внимании
4. Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей матерью
5. Каждый ребёнок со дня рождения имеет право на гражданство и собственное имя
6. Каждый ребёнок имеет право на бесплатное и обязательное образование
7. Должны быть все условия, чтобы ребёнок вырос здоровым, должен иметь право на бесплатное медицинское обслуживание
Но не менее важно знать, что кроме прав у каждого человека, взрослого или ребёнка есть и обязанности.
Человек должен в жизни своей исполнить многое.
Как вы думаете, какой гражданский долг вы должны выполнить по отношению к своим близким? К родине?

- Ребята, я в восторге от ваших ответов. Рада, что вы так много знаете, а значит, доброе вы сумеете вывести и во взрослую жизнь











Руслан: дети – это будущее страны. Какими вырастим мы их, зависит и будущее страны. Кто её защитит? Кто будет хозяином, жителем страны.
Вадим: нам нужна здоровая, умная нация – об этом говорится в документах нашего правительства
Денис: президенту и его команде е безразлично, кто будет управлять государством, кто будет жить и продолжать традиции своего народа.














Руслан: вдруг у ребёнка погибнут родители в аварии автомобильной или производственной, и если не окажется родственников, то о нём должно позаботиться государство.
Денис: вдруг ребёнок окажется в трудных жизненных условиях. Конвенция позволит его изъять из этой семьи.
Вадим: мы живём в неспокойное время, вдруг в чужой стране случится беда. Конвенция даёт право вернуть ребёнка на Родину.










Коля: уважать старших, заботиться о родителях
Денис: пойти в армию, быть достойным солдатом, если нужно встать на её защиту.
Вадим: и в мирное время есть место подвигам. Просто нужно быть хорошим человеком, честно трудиться и любить свою страну, свой народ и дорожить всем, что досталось тебе в наследство.



V. Закрепление.

Приём: словесное рисование
Работа в парах. Каждому ряду по 2 иллюстрации.

Задачи: обобщить знания об основных законах: что можно и чего нельзя делать человеку по закону РФ

































Рефлексия (на доске записаны названия сказок)
«Дюймовочка»
«Три поросёнка»
«Золотой ключик»
«Мороз Иванович»
«Золушка»
« Красная шапочка»
Придумайте к данным иллюстрациям знаки-эмблемы, отражающие основные статьи «Декларации прав ребёнка» (запрещающие и разрешающие). Четверостишия, которые сопровождают иллюстрации, помогут вам это сделать.
1 ряд. 1 Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать
Это?
2. Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок, ноги подгибаются,
В детстве тяжкая работа
2 ряд. 1. Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго
2. С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить
Это
3 ряд. Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить.
Рисовать, и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это
2. Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается
Бить, наказывать ребёнка,
Мать с ребёнком разлучать
Строго
Сдайте свои эмблемы. На следующем занятии вы прокомментируете их мне, и мы оценим, как вы усвоили свои права, права человека.
- А вот эмблема моя, как её вы можете объяснить?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Молодцы. «Человек поднял флаг,
Выражает своё мнение.
Слушать мнение ребёнка
Тоже разрешается».
Никто вас, ребята, не может заставить думать так, как кому-то удобно. Но всё же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее. Ведь доброе слово человека, что дождь в засуху
А сейчас предлагаю викторину. Тема её «Права».
1 В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
2. В каком произведении нарушено право а тайну корреспонденции?
3. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?
4. В каком произведении нарушено право владеть своим жилищем?
5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
- Вы, ребята, просто молодцы! Так хорошо знаете сказки, а теперь даже знаете законы. Я думаю, что в жизни вы сумеете отстоять свои права. Вот поэтому, чтобы судьба всех детей сложилась счастливо, в нашем государстве действуют законы, защищающие права ребёнка





Разрешается




Запрещается


Рисуют
Запрещается


Разрешается




Разрешается




Запрещается



Вадим: человек дорожит флагом своего государства
Коля: на митинге или демонстрации человек с флагом отстаивает свои права
Юра: в бой солдат идёт под знаменем своей страны.
Юра: военную присягу принимает
Руслан: это торжественное собрание, посвящённое памятным событиям в нашей стране.







«Мороз Иванович»
«Красная шапочка»

«Три поросёнка»

«Дюймовочка»

«Золотой ключик»
«Золушка»

Итог урока.
Задачи: работать с лексическим материалом, отображающим качества и достоинства человека

Приём: дискуссия














Записи на слайде



Д/з



Раздаются эмблемы
Подскажите мне, какова же главная мысль в важном государственном документе «Конвенция о правах ребёнка».
- На что направлена идея всех статей этого документа?
- Молодцы, ребята. Я довольна вашими ответами. Вы живёте среди людей, ребята. Учитесь всегда принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролируйте своё поведение в общении с другими, соблюдайте права другого человека.
Помните: «Худо тому, кто добра е делает никому»
- Какие выводы вы сделали сегодня для себя?
Ребята, представьте, что вы сейчас на поле чудес и вам предстоит угадать слова, обозначающие качества человека, который знает свои права, но никогда не забывает об обязанностях. Итак, в слове 12 букв. Начинается слово с буквы «П».
Подсказка: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе?
2. Слово начинается с буквы «с» и в нём 14 букв. (качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим)
3. Качество человека, соблюдающего все правила приличия, 13 букв в слове и начинается с буквы «в»?
- Каким же должен быть человек, давайте все вместе прочитаем: «Воспитанный, порядочный, справедливый».
- И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются обязанности».
Эта мысль – будет сегодня темой вашего мини-рассуждения дома. Расскажите о своих обязанностях, какими вы сами должны быть в жизни. Пусть эта эмблема со словами:
«Товарищи взрослые и дети!
За своё будущее мы все в ответе
Права и обязанности свои знайте
Хорошими людьми вырастайте».
Живите всегда по закону и поступайте по совести. Будет талисманом всегда в вашей жизни спасибо.
Занятие закончено.
Дети имеют право на особую помощь и заботу.
Коля: Стремление сделать всё возможное для защиты ребёнка




Юра: мы хорошо знаем права, но об обязанностях забываем часто.




Порядочность

Справедливость


Воспитанность


















Тема: Дети имеют право на особую заботу и помощь.



Цели: формировать правовое сознание, дать представление о Конвенции о правах ребёнка, её главной идее, развивать контактно-созидательное мышление путём осуществления и поиска информации, воспитывать сознательного гражданина РФ, знающего свои законы, права и обязанности.

Задачи: познакомить с содержанием основных документов РФ, защищающих права человека, предоставить детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами России, воспитывать любовь и уважение к родной стране, которая проявляет заботу о детях, защищает их интересы.

Форма проведения: ток-шоу (говорим и показываем)

Приёмы: введение дискуссии с юридической консультацией, викторина, блиц-турнир

Форма работы: коллективная, парная, групповая

Методы: деятельностный метод, метод развития познавательного интереса через обсуждение проблемных вопросов.

Оборудование: «Конституция РФ», «Конвенция о правах ребёнка», презентация к дискуссии