Разработка проведённого спортивного мероприятия по туризму, направленное на популяризацию данного вида спорта в рамках школьной секции.

Разработка мероприятия
спортивный праздник в образовательной организации
Туризм и его значение в физическом развитии учащихся
Ивакина Елена Евгеньевна
учитель физической культуры
МАОУ Гимназия 2 г. Балаково
Саратовская область

Туризм и его значение в физическом развитии учащихся
Туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания.
Велика роль туризма в воспитании нравственных качеств личности обучающегося. Туризм прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. В походе ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе, позволяет глубже понять натуру каждого из ребят, т.к. с помощью дифференцированного подхода осуществляется процесс освоения полученных навыков. Способствует настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества, что потом переносится и в школу.
Актуальность данной образовательной программы связанна с активным развитием и ростом популяризации детско-юношеского спорта и туризма, необходимостью создания стройной системы на овладение занимающимися основами техники и тактики прохождения технических этапов, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и успешной его реализации в условиях соревновательной деятельности.
Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации выполняются основные принципы спортивной подготовки юных туристов.
Концепция проекта
Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Приобретение ценных качеств: умение правильно ходить, развести костер, поставить палатку, ориентироваться, приготовить пищу и т.д. 1
Здесь присутствует и межпредметная связь, оживают знания полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии. Например умение читать карту, знать топографические знаки, азимут, определение высоты или расстояния, узнавать и отличать съедобные ягоды.
Туризм способствует развитию таких качеств как инициатива, трудолюбие, взаимовыручка, настойчивость, эрудиция. Физические качества: выносливость, ловкость, сила, специальная выносливость.
Ценить и любить природу, уважать мир флоры и фауны.
Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков. Расширяется кругозор, умение преодолевать трудности, учатся коллективизму, вырабатывается самодисциплина.
Концепция определяет основные цели, и задачи, идеи развития детско-юношеского туризма в родном крае.
Содержательная цель туризма: физическая активность-туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущество регулярных тренировок. Поддержка хорошего состояния здоровья, одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Мотивация к ЗОЖ. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.
Социальная активность-создание команды и социальная активность в ходе выполнения программы спортивного похода. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта. Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;
- всесторонняят подготовка юных туристов; 2
- повышение уровня практических умений и навыков туристской подготовки и участие в соревнованиях по видам туризма;
- воспитание волевых, смелых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем физической подготовки;
- подготовка юных судей по спортивному туризму;
- выполнение нормативных требований местной работы и для понимания важности сотрудничества.
Педагогический потенциал туризма: весьма велик коэффициент полезного педагогического действия, который зависит от подхода учителя к ребенку, благодаря демократическому стилю руководства, уважительного отношения друг к другу. Педагог учит на личном примере. Задача педагога - создать условия для целостного развития ребенка.
Срок реализации дополнительной образовательной программы -1 год.
Первый год обучения. Задачи этапа подготовки – привлечение к занятиям оздоровительными упражнениями детей и подростков для достижения физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно полезной деятельности.
Ожидаемый результат:
●стабильность состава занимающихся;
●динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся;
Используемая литература
1.Карманный справочник туриста автор В. Штюрмер 3
2.Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся 5-11 кл.М., Планета, 2012 автор Т.А. Чернова
3.Современные образовательные технологии. М., Народное образование,2000 автор Селевко Г.К.
4.ФГОС,2012


Данная разработка спортивного мероприятия является частью программы секции пешеходного туризма. В течение учебного года в секции туризма, проводились специальные учебные занятия и тренировки на полосе препятствий. Задания и упражнения предназначены для 10-16 лет.
Программа секции туризма предусматривает:
-практическое изучение различных приемов ориентирования;
-овладение навыками организации бивака;
-овладение туристическими навыками;
-формирование навыков правильного поведения в лесу, воспитание бережного отношения к природе, ответственность за её сохранение.
-формирование у ребенка уверенности в своих силах, поддержка увлеченности туризмом.
Итогом секционных занятий, является организация и проведение различных соревнований по технике пешеходного туризма. В том числе с привлечением спортивного комитета.
Цели и задачи. 4
Соревнования проводятся с целью пропаганды и популяризации здорового образа жизни среди молодежи.
формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей.
обеспечение безопасности соревнований.
проверка уровня знаний по туризму и физической культуре.
развитие туризма, воспитание экологически грамотного поведения в природе, расширение знаний учащихся об окружающем мире.
Участники соревнований.
К соревнованиям допускаются команды муниципальных образовательных учреждений. Состав команды: не менее 4-х участников, руководитель и один представитель (медицинский допуск на каждого участника обязателен).
Программа соревнований:
Возрастные группы: 5-8 классы средняя группа; 9-11 классы старшая группа, командные соревнования по полосе препятствий:
Дистанция (техника пешеходного туризма)
Старт:
Этап №1. «Гать» см. приложение №2
имитация заболоченного участка, двигаться, перешагивая и передвигая жердь (кладь). Длина этапа 10 метров, жердь 2-2.5 метра.
Штраф: срыв с жерди одной, двумя ногами (10-20 секунд).
5
Этап №2. Навесная переправа см. приложение №3
переправа участника на страховке. Длина этапа 22-24 метра, крутизна 5*
Штраф: правильная последовательность пристегивания и отстёгивания страховки (10-20 секунд).
Этап №3. «Бревно»
судейские перила (горизонтальный маятник). Прохождение этапа на страховке. Длина этапа 8 метров.
Этап №4. Параллельная переправа см. приложение №4
на высоте 1,5 метра от земли друг над другом натянуты две веревки, по которым проходят по одному все участники. Расстояние между веревками 1,5 м. Длина веревок 15-20 метров.
Штраф: срыв с веревки одной, двумя ногами (10-20 секунд).
Этап №5. «Маятник» см. приложение №3
переправа маятником через искусственный «ручей» преодолеть препятствие (длина 3метра).
Штраф: касание земли одной, двумя ногами (10-20 секунд).
Этап №6. Спуск на восьмерке см. приложение №4
участник пристегивается страховочным усом к судейской веревке, заряжает восьмерку и спускается по перилам. Длина 8-10 метров. Крутизна 90*
Штраф: правильная последовательность работы на этапе, снятие страховки (10-20 секунд).
Финиш
Конкурсная программа:
Творческая часть:
-Олимпиада (проверка теоретических знаний по курсу Физическая культура) в форме тестов. 6
Конкурс буклетов и фотографий на тему: «Защитим планету»
Возрастные группы:
5-8 классы средняя группа
9-11 классы старшая группа
Условия конкурса:
Информация об участнике (ФИ, школа, класс, ФИО руководителя)
Рассматривается и оценивается не более 2 работ от школы в каждой возрастной группе. Представленные на конкурс работы не возвращаются.
Критерии оценок:
соответствие теме конкурса, качество и художественное оформление, формат фото 15-20.
Конкурс плакатов
Возрастные группы:
5-8 класс средняя группа
9-11 класс - старшая группа
Условия конкурса:
Формат А-3 (1 плакат от команды)
Оценивается:
Оформление, дизайн, тематическая направленность.
Информация об участнике (ФИ, школа, класс, ФИО руководителя)

Представленные на конкурс работы не возвращаются.
Определение результатов. 7
Результаты соревнований определяются согласно правил и условий
проведения соревнований.
Общекомандный результат соревнований определяется по
наименьшей сумме мест-очков.
Награждение.
Команды победительницы награждаются грамотами.
Финансирование.
Проезд участников за счет командирующих организаций.


8

Приложение №1

Общее построение, команд участниц соревнований по ТПТ (техника пешеходного туризма) в закрытых помещениях.
Приветствие команд на празднике посвященный Всемирному Дню туризма
1

Приложение №2
Этап «Гать» вид сверху, прохождение заболоченного участка
Участник команды старшей возрастной группы (9кл.)

Этап «Гать» (искусственные условия)
Участник команды средней возрастной группы (5кл.)
2
Приложение № 3
Навесная переправа

Вертикальный маятник
3
Приложение № 4
Параллельная переправа с перестёгиванием

Спуск на восьмерке по вертикальной опоре

4
Приложение № 5
Конкурсная программа:
Вручение грамот победителям олимпиады
-Олимпиада (проверка теоретических знаний по туризму и курсу Физической культуры) в форме тестов.


5

Цель конкурса Приложение № 6
Расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей школьников.
Воспитание патриотизма, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков.
Конкурс буклетов работа учащегося

Конкурс плакатов работа учащегося

6
Поход (практика) Приложение № 7
Спуск и подъём на восьмерке в естественных условиях

Спуск и подъём на восьмерке в естественных условиях

Родные просторы р. Волга

Да, туризм многогранен.
Но какие бы мы ни брали его стороны, он был и остается истинной кузницей здоровья. 7