Конспект нод Первобытные люди подготовительная группа


МКДОУ «Павловский детский сад №5»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной к школе группы
Тема: «Первобытные люди»
Подготовила: воспитатель
Бахмутская О.В.
Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская
Задачи:
Образовательные:
- ознакомить с внешним обликом первобытного человека и его бытом
- совершенствовать умение отвечать на вопросы полным, развернутым ответом
- совершенствовать навыки самомассажа, умение самостоятельно снимать эмоциональное напряжение, с помощью релаксационных музыкальных произведений
Развивающие:
- формировать связную речь
- расширять словарный запас
- формировать пантомимические способности
- способствовать двигательной активности через физкультминутки, полосу препятствий, игры-пантомимы
- способствовать развитию памяти, воображения, логического мышления, зрительной и моторной координации, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, коммуникативные навыки, умение взаимодействовать с партнером, в микрогруппе
Словарная работа: первобытный человек, племя, шкура, саблезубый, пещерный, древний, ловушка, копье, собиратель, разжигать.
Материал: презентация «Первобытный человек», заготовки одежды из палантинов, шнурки большого размера, бусины большого размера по 3 зеленых и 3 красных на каждого ребенка, 2 корзины, ребристая дорожка, деревянная дуга для пролезания, 3 обруча, деревянные палочки (длина – 80 см, диаметр – 2 см). камни-пластушка для рисования. Фольга (10*15 см) на каждого ребенка, камешки по количеству детей, мультимедийная установка.
Ход занятия:
Воспитатель и дети проходят в зал и садятся в круг на ковер. (Звучит индейская музыка.) (Музыка «Вход»)
Воспитатель: Сегодня нас с вами ждут удивительные приключения. Я расскажу вам одну историю. Давным-давно это было, на нашей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился … (слайд 2 – первобытного человека).
Воспитатель: Как вы думаете, откуда он взялся?
Ответы детей (возможно наводящие вопросы воспитателя)
Воспитатель: Существуют различные теории о происхождении человека. Но тем не менее, наш далекий предок был вот таким. Какими физическими качествами, по-вашему, обладал древний человек?
Дети: Сильный, смелый, ловкий .
Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. Скажите в чем помогали ему эти три качества?
Дети: Охотиться, убегать от хищников.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, во что он был одет.
Дети: В шкуру.
Воспитатель: Да, тогда не было современной одежды, портных, которые шили бы ее, фабрик.
Воспитатель: а хотите, мы с вами ненадолго превратимся в первобытных людей?
Воспитатель: тогда отправляемся на необитаемый остров!
Физкультминутка «Острова» (слайд 3)
Дети произносят текст и одновременно выполняют движения.
Раз, два – острова.
(Два хлопка, полукруг одной рукой, затем другой в сторону, как бы изображая два острова)
Три, четыре – мы приплыли.
(Два хлопка, обеими руками изобразить волнообразные движения от себя)
Пять, шесть – сходим.
(Два хлопка, поочередное движение правой рукой, ладошкой вниз (отбиваем мяч), левой ладошкой вверх (подбрасываем мяч))
Семь, восемь – сколько сосен.
(Два хлопка, правую руку вытянуть вверх, затем на слове «сосен» вытянуть левую)
Девять, десять – мы в пути.
(Два хлопка, средним и указательными пальцами обеих рук выполнить движение от себя вперед, изображая «шаги»)
Досчитал до десяти!
(Выполнить четыре движения, по одному на каждый слог: 1) ладонь правой руки на голову,
2) тыльная сторона левой руки под подбородок,
3) ладонь правой руки касается правой щеки;
4) ладонь левой руки – левой щеки. Затем руки поочередно вперед и звонкий хлопок в ладоши)
(Воспитатель перед детьми старинный сундук.)
Воспитатель: Вот мы уже на необитаемом острове! Что нам необходимо сделать, чтобы внешне быть похожими на первобытных людей?
Дети: Переодеться!
Воспитатель: Правильно, но где мы возьмем эту одежду? Ребята посмотрите я вижу сундук .Давайте заглянем в него ,может там сокровища? (Дети открывают сундук в нем лежат палантины, имитирующие шкуры).
Воспитатель: Вот вам все необходимое.
(Дети одевают шкуры ).
Воспитатель: А кто догадается, зачем нужна была одежда из шкуры?
Дети: Она защищала людей от холода
Воспитатель: А где жили первобытные люди? (слайд 4)
Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает холодов. Тысячи лет назад люди не умели строить дома и поэтому жили в каменных пещерах. Впрочем, следует заметить, что самые первые обитатели пещер даже внешне мало походили на нас.
Воспитатель: А еще они рисовали в пещерах на стенах. Рисовали они специальными материалами: охрой, мелом, углем. Давайте и мы попробуем рисовать, как первобытные люди. (слайд 5) (звучит музыка «Рисование»)
Дети рисуют на плоских камнях мелом и углем.
Воспитатель: - У вас получились замечательные рисунки.
Воспитатель: Как спасался первобытный человек от холода – вы догадались. А может быть, вы скажете мне, что еще нужно было человеку, чтобы выжить?(ответы детей)
Воспитатель: Конечно, ему требовались вода и еда. Где он брал воду?
Дети: Из реки, ручейка и т.п.
Воспитатель: Тогда, что же он ел?
Дети: Ягоды, траву, мясо
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами отправляемся на лесную поляну. Собирать лесные съедобные ягоды.( Воспитатель рассыпает муляжи ягод бусины большого размера)
Воспитатель: Давайте разделимся на две команды, у нас будет два племени. Девочки племя - «Быстрые тигры», а мальчики – «Сильные медведи». Посмотрим, чье племя ловчее и быстрее.
Начинаем собирать ягоды по звуковому сигналу.(Музыка «Ягоды»)
Под музыку дети собирают бусины в две корзины.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кроме того, что первобытные люди ели ягоды, что еще они из них делали?
Дети: Бусы, украшения
Воспитатель: Так может, и мы попробуем сделать бусы? (высыпает бусины в одну корзину, предлагает детям сесть в круг и раздает шерстяные веревочки). Устраивайтесь поудобнее вокруг корзины и возьмите по очереди несколько бусин, чтобы у всех были бусы одинакового размера. Чтобы они были красивыми, нанизывать нужно сначала красную, затем зеленую.
Под музыку дети нанизывают бусинки . (Музыка «Ягоды»)
Воспитатель: Красивые бусы получились! Давайте примерим их.
(Дети надевают бусы.)
Воспитатель: Ребята, первобытные люди делали украшения не только из ягод, но из клыков, бивней животных и камней. .Посмотрите ( Слайд -6)
Воспитатель: Вот мы нарядились, надели бусы, а как же нам раздобыть мясо?
Дети: Надо идти на охоту
Воспитатель: Да, надо идти на охоту. В те далекие времена на земле водились мамонты (Показывает иллюстрацию) На какого зверя похож мамонт? (Слайд – 7-8)
Дети: На слона
Воспитатель: Верно. А чем мамонт отличается от слона?
Дети: У мамонта шерсть и огромные бивни
Воспитатель: А еще водились саблезубые тигры с огромными и острыми, как сабли, клыками и огромные пещерные медведи (слайд- 9).
А как вы думаете, что нужно было человеку, чтобы пойти на охоту за дикими зверями?
Дети: Оружие. ( слайд -10)
Воспитатель: Из чего его можно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: Конечно, оружие можно сделать из разных материалов, но первобытным людям были доступны лишь дерево и камень Древние люди научились делать из камня ножи, дротики, наконечники копий, лезвия топора; а из дерева – само копье и руку топора. Но перед этим они проверяли дерево на прочность (слайд -11).
Каменное остриё они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы, прежде чем отправимся на охоту, изготовим копьё первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы сделаем из фольги. Но сначала нам нужно где-то раздобыть деревянные заготовки для копий. Согласны?
Воспитатель: Ну тогда вперед! Отправляемся в лес на поиски заготовок ля копий.
(дети подходят к полосе препятствий)
Дуга для подлезания – ветки деревьев
Узкая тропинка – ребристая доска
Обруч – яма
«Ручеек», над ним «мостик» - деревянные палочки
Воспитатель: Ребята, оглянитесь назад, вот этот мостик вам нечего не напоминает? Подумайте, на что похожи палочки.
Воспитатель: из палочек мы и сделаем с вами копья (каждый берет по одной палочке). Посмотрите, какая здесь прекрасная зеленая поляна! Как раз на ней и остановимся.
Дети проходят на «поляну» (зеленаяцветная ткань), держат в руках палочки.
Воспитатель: Ребята, а как мы узнаем, хорошие ли получатся копья?
Дети: Надо проверить их на прочность
Воспитатель: Сейчас мы их проверим. Повторяйте за мной.
Физкультминутка «Какое оно?»
(Воспитатель читает стихотворение, дети повторяют. Они стоят врассыпную, чтобы не мешать друг другу, сняв обувь.)
Воспитатель: Чтобы узнать, какое оно, мы наступим на него.
(Кладут на пол перед собой палочку и наступают двумя ногами на правый край, при этом и пальцы ног и пятки должны касаться пола – ступня ноги принимает форму дуги.)
По нему пройдемся влево,
А затем вернемся вправо.
(Ходьба приставным шагом влево, затем в и.п.)
Мы шагаем елочкой, пальцы – как иголочки.
(Ходьба «елочкой», наступая пятками на палочку, пальцами на пол.)
Воспитатель: На прочность палочки проверили, теперь можно делать копья. Усаживаемся поудобнее на полянке.(СЛАЙД-12)
(Показ с объяснением: на палочку прижимаем один край фольги, другой край сминаем, делая острый кончик.)
Воспитатель: После удачной охоты нужно было приготовить пищу. Как первобытные люди готовили еду?
Дети: На огне, костре
Воспитатель: А как они его разжигали? (слайд-13)
Разжигали они его с помощью деревянной палочки и камня, сильно растирая их друг о друга, а иногда во время грозы молния ударяла дерево и оно загоралось. Тогда люди брали ветку и поджигали ее о горящее дерево, а чтобы огонь не погас, день и ночь по очереди дежурили у костра, подкладывая дрова. Так они готовили еду и обогревались. Давайте покажем, как добывали огонь.
(Воспитатель раздает детям деревянные палочки и камушки)
Дети за воспитателем показывают, как с помощью этих предметов высекали огонь.
Воспитатель: Ребята, перед тем как отправиться на охоту и после возвращения с удачной охоты первобытные люди танцевали около костра – это было у них ритуалом. Давайте и мы с вами произведем такой ритуал.(Слайд- 14)
(Танец около костра) (Музыка «Танец около костра»)
Воспитатель: Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Нам пора возвращаться в детский сад. Закроем глазки и произнесем :
Раз, два, три. четыре, пять – возвращаемся назад.
Воспитатель помогает детям снять шкуры, попутно задавая вопросы для закрепления.
- Как назывались люди, в которых мы превращались?
- Понравилось ли вам быть первобытными людьми?
ЗАГАДКИ
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой,
Шерстью покрыт он - словно копной.
/мамонт/
Он огромный, нос с рогами,
Ноги кажутся столбами.
/носорог/
Кто на своей голове
Лес носит?
/северный олень/